Просмотр содержимого документа
«Проект «Птицы – нашего края»»
МАДОУ «Детский сад «Журавушка» корпус №2 «Лесная поляна» группа №5
Проект «Птицы – нашего края»
Разработали воспитатели:
Малюганова И.Е
Герасимова О.Е.
2019 год
Проект «Птицы – нашего края»
Тип проекта: познавательно-исследовательская.
Возраст воспитанников: с 3 до 4 лет.
Руководитель: воспитатели группы Малюганова И.Е., Герасимова О.Е,
Участники: воспитатель, воспитанники 2 младшей группы и их родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный проект – 1 месяц.
Актуальность проекта:
В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – родного края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Цель проекта: Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни.
Задачи:
уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли
человека в жизни птиц: внешние признаки птиц, особенности внешнего
строения, позволяющие летать.
- развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
- познакомить с зимующими и перелётными птицами.
воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Предполагаемый результат проекта:
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека. Дети сформируют умения относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.
Этапы реализации проекта «Птицы – нашего края».
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (практический).
3. Заключительный этап.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили
вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью:
- Птицы, какие они?
- Что ты знаешь о птицах?
- Как узнать птицу?
- Как разделить птиц на перелетных и зимующих?
- Какое значение имеют птицы в жизни человека?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
подобрали методическую литературу (журналы, статьи, книги, материал из интернета, все это родители с детьми принесли из дома);
разработали цикл наблюдений за птицами нашего края.
сделали подборку игр для детей младшего возраста.
2. Основной этап.
рассматривание иллюстраций с изображением птиц;
чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание
стихов;
наблюдение за птицами во время прогулки;
проведение экспериментов;
проведение образовательной деятельности по образовательным областям;
проведение развивающих, дидактических, подвижных, пальчиковых игр;
привлечение родителей;
Оформление альбома «Птицы нашего края»;
Схема осуществления проекта «Птицы - нашего края»
Раздел программы
Содержание деятельности.
Беседы с детьми:
- Птицы, какие они?
- Зимующие и перелетные птицы.
- Кормушка для птиц.
НОД
1. «Покормим птиц зимой»
2. Аппликация, лепка, рисование:
«Снегири - как розовые яблоки»;
«Синицы прилетели»;
«Птички».
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Назови птицу»
«Какой птицы не стало?»
«Кто как кричит? »
«Угадай по описанию»
Пальчиковые игры:
«Строим дом»
«Птички»
«Воробей»
«Сорока»
Подвижные игры:
«Птички в гнёздах»
«Воробышки и автомобиль»
«Птички летают»
«Воробушки и кот»
Экспериментальная деятельность:
Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо);
«Легкий – тяжелый».
Работа с художественной литературой:
Работа с художественной литературой:
1.Заучивание стихотворений А. Барто «Птичка», «Воробей», «Скачет шустрая синица»;
2.Чтение стихов: В. Берестов «Воробушки», Е. Евсеева «Синица».
3. М. Зощенко «Умная птичка»
4. Отгадывание загадок о птицах
Работа с родителями:
Подборка книг, журналов о птицах;
Консультация по теме: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Привлечение родителей к изготовлению кормушек.
Оформление альбома «Птицы нашего края».
Совместный труд воспитателя с детьми:
- Наблюдение за птицами на кормушке, кормление птиц, чистка кормушек.
3. Заключительный этап.
1. Презентация «Птицы нашего края» для детей
2. Выставка книг на тему «Птицы»
Проведение итогового мероприятия «Птицы прилетели».
Защита проекта в форме презентации на педагогическом совете.
В реализации проектной деятельности:
1. Знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы нашего края» у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
Литература:
• Экологические проекты в детском саду/О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Волгоград: учитель, 2011. -232 с.
• Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2013. – 96с. Авторский коллектив: Баран Ю.Я., Бурдаева Н.Т. и т.д.
• Соломенникова О.А. Ознакомление с миром природой в детском саду: Вторая младшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 48 с.
• Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьей/ авт.-сост. О.А. Айрих. – Волгоград: учитель, 2010. -134с.
Приложения
Приложение 1
Конспект НОД во второй младшей группе по теме
«Покормим птиц зимой"
Цель: расширение знания детей о зимующих птицах нашего поселка.
Задачи:
дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях. Материалы к занятию: аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; ноутбук; кормушка; картинки с изображением воробья, снегиря, синицы, клеста; четыре блюдца с ягодами рябины, семечками, шишкой, кусочком сала; дидактическая игра «Накорми птичку». Предварительная работа: • наблюдение за птицами во время прогулок; • рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы».
Ход занятия I. Организационный момент. Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие? Воспитатель - Правильно – это кормушка. А для чего она нужна? (кормить птиц зимой) Воспитатель - А разве не все птицы улетели в теплые края?
Какие птицы остались? (воробей, сорока, ворона, клест, синица, снегирь) II. Основная часть.
Воспитатель - Ребята, но раз так много птиц осталось с нами зимовать, то почему они пролетели мимо и не сели на мою кормушку?
(в кормушке нет корма) Воспитатель - Но я что-то не могу вспомнить, чем же питаются птички зимой? Ребята, давайте попробуем вместе лучше узнать птиц. Птицы спрятались от нас и оставили нам конверт с загадками. Отгадаем загадки и увидим птичек: 1. Озорной мальчишка в сером армячишке По двору шныряет, крошки собирает (воробей). 2. Красногудый, чернокрылый, любит зернышки клевать С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь). 3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка). 4. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом (клёст). Воспитатель - Дети, как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать? (зимуюшие). Работа по описанию и сравнению птиц. Воспитатель - Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями). Воспитатель - Зачем птицам крылья? (летать) Воспитатель - Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки) Воспитатель - Зачем птицам клюв? (есть, пить) – демонстрация заводной игрушки – «птичка клюет зернышки» Воспитатель - Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга? Воспитатель - Правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь и клест побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, клест - на еловых ветках, снегири на веточках рябины. Воспитатель - Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах. Давайте отдохнем и попрыгаем как веселые и шустрые синички. Физкультминутка «Шустрые синички». Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах) Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге) Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге) Завертелась, как волчок. (кружимся на месте) Вот присела на минутку, (присели) Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо) И с дорожки — на плетень, Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах) Беседа «Кто чем питается?» Воспитатель - Синички - ребята попрыгали, размялись и захотелось птичкам покушать. Но мы ведь так и не разобрались, что любят есть разные птицы. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им помочь зимой? (человек, птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм). Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К нам слетятся, как домой, Стайкой на крыльцо. Не богаты их корма! Горсть зерна нужна. Горсть зерна – И не страшна Будет им зима. Воспитатель - Ребята, скажите, чем питаются птицы? (хлебом, крошками, семечками). Воспитатель - Правильно, ребята. Хотите, узнать, какая птица, чем питается? Сейчас птички вам сами об этом расскажут. Понимаете ли вы птичий язык? Слушайте внимательно, если что-то не поймете, я подскажу, потому что я хорошо понимаю язык птиц. Прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, клест). Продолжение беседы «Кто чем питается?». Воспитатель - Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками. Воспитатель - Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало. Воспитатель - Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клеву. Показывает блюдце с ягодами рябины. Воспитатель - Клесты питаются семечками шишек. Игра «Накорми птичку». Воспитатель - Посмотрите внимательно, у нас на столе блюдца: с рябиной, хлебными крошками, семечками, шишкой. Воспитатель - Я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы» Воспитатель - А теперь давайте потренируемся кормить птичек. Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев) Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой) Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб») Хлебушка немножко. Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью) Эти крошки – воробьям (то же левой рукой) Галки да вороны Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»). III. Заключительная часть. Воспитатель - Дети, вместе мы разобрались, что надо положить птицам в кормушку. Давайте положим корм в кормушку, а когда пойдем на прогулку – подвесим ее на ветку дерева для наших пернатых друзей (дети выкладывают корм из блюдечек в кормушку, а воспитатель в это время читает стихи про зимующих птиц).
-Как вы думаете, какие птицы прилетят к нашей кормушке? (ответы)
Приложение 2
Беседа: «Птицы нашего края» , «Кормушка для птиц.»
Цель: формирование у детей желания помогать птицам в трудных зимних условиях.
Наглядный материал: кормушки для птиц. Воспитатель задает детям вопросы: Что это? Зачем нужна кормушка? Для кого она нужна? Правильно, для птиц. Назовите, каких птиц вы знаете? (Воробей, голубь, синица.) А как мы называем птиц, которые зимуют вместе с нами? (Зимующие птицы.) Ребята, птицам зимой очень трудно добыть корм, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Чем они питаются? Что ест голубь, воробей, синичка? Повесим кормушку, насыплем туда хлебных крошек, зерен, семечек, положим крупы, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться. Так зачем подкармливать птиц зимой? (Чтобы они перезимовали, а весной нас радовали своим пением и помогали людям сохранить урожай.)