Просмотр содержимого документа
«Проект "Природа родного края"»
ПРОЕКТ
«ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
(Приобщение дошкольников к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам)
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!
В.А. Сухомлинский
Информационная карта объекта.
Вид проекта:
коллективный, познавательно-творческий, долгосрочный (период 2020 – 2021 учебный год)
Участники проекта:
Воспитанники подготовительной группы; воспитатели
Родители воспитанников.
Актуальность:
У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но,
пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения
окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом,
вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и
охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к
природе родного края, на наш взгляд, является актуальным на современном
этапе развития экологического воспитания дошкольников. Важно
воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой,
руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к
окружающей природе.
Актуальность данной темы заключается в том, что ознакомление с природой родного края в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученных в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Важный аспект этого – развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим.
Цель.
Формирование у воспитанников и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края посредством поэтапного решения задач.
Задачи.
Систематизировать и обобщить знания детей о природе родного края;
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через практическую деятельность.
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Наглядный (наблюдение, получение информации через слайдовые презентации, выставки).
Практический (опыты, участие в мероприятиях ДОУ).
Проведение занятий (игровые ситуации, путешествия, экскурсии).
Реализация проекта.
Реализация проекта направлена на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте.
Первый этап. Сбор банка данных.
I этап – подготовительный (Создание условий для реализации проекта
«Природа родного края»)
- Разработка проекта
- Постановка цели и задачи.
- Подбор информационного материала по теме (стихи, иллюстрации,
презентации, художественная литература).
- Разработка конспектов образовательной деятельности.
II этап – основной (Эффективная организация совместной деятельности
воспитателей, детей, родителей по реализации проекта)
Взаимодействие с семьей.
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта «Природа нашего края».
Проведение консультативных бесед.
Информация в родительских уголках.
Совместная работа родителей и детей по изготовлению природных поделок, гербарий, травяных мешочков.
Оформление семейного альбома «Семейный отдых на природе»
Месяц
Тема и содержание мероприятия
Участники
Сентябрь
1 Беседа: «Люблю тебя - мой край родной»
Цель. Развивать интерес к изучению природы родного края.
2.Виртуальные экскурсии (по средствам мультимедиа презентации) по Донскому краю.
Цель. Способствовать обобщению имеющихся представлений у детей о живой природе. Формировать умение ориентироваться в природном окружении»
3.Д\ игры: «Что где растёт?», «С какой ветки детки?», «Найди по описанию» и т.д.
Воспитатели, дети,
родители,
Октябрь
1.Прослушивание аудиозаписи о природе и животном мире. Закрепление голосов животных и природных шумов (шум леса, голоса птиц, зверей).
Игры «Узнай по голосу птиц», «Птицы нашего края».
Создание сборника загадок, пословиц о природе.
2. Экологическая экскурсия в осенний парк.
Цель: Воспитание любви к природе, научить детей поведению в лесу. Учить видеть красоту осеннего леса.
Экологическая игра «Разрешается – запрещается». Изготовление фотографий .
3.Работа с родителями.
Выпуск буклетов «Правила поведения в лесу».
Акция "Сдай батарейку - спаси ежика"
Воспитатели, дети,
месяц
Тема и содержание мероприятия
участники
ноябрь
1.Создание макета: «Птицы нашего края»
2.Квест:«Зимующие птицы на Дону
Просмотр видео «Жизнь леса».
Цель. Учить видеть и понимать красоту живой
природы родного края;
Д\ игры:
«На что похоже?», «Что мы видим?», «Что такое?»
3. НОД «Как готовятся к зиме дикие животные родного края»
Цель. Закреплять знания детей о диких животных нашего региона. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.
Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.
Д\ игра «Кто, где живёт?»
Воспитатели, дети,
4.Работа с родителями.
Консультация «Знакомим детей с природой родного края» …
Оформление наглядного стенда «Берегите природу».
Воспитатели, дети, родители
декабрь
1. НОД «Хвойные деревья наших лесов».
Цель. Расширить знания детей о растительном и
животном мире родного края, природоохранное поведение.
Беседы с детьми об истории празднования
Нового года, о роли новогодних елочек.
Акция «Берегите елочку»
Размещение буклетов «Сохраним лесную красавицу».
Воспитатели, дети.
3.Работа с родителями
Украшение искусственной ёлки к Новому году в детском саду игрушками сделанными детьми совместно с родителями.
Воспитатели, дети, родители
месяц
Тема и содержание мероприятия
участники
январь
1.Составление рассказов по опорным схемам:
«Лесное царство».
Оформление альбома «Эти интересные животные»
Изготовление макета «Уголок леса»
2. Целевая прогулка «Наблюдение за рябиной»
Цель. Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.
Н\игра «Как зовут тебя деревце?»
3.Конструирование из бросового материала
«Кормушка для птиц»
Цель. Учить конструировать кормушки для
птиц, используя бросовый материал.
Труд в природе. Установка кормушек для
подкормки птиц.
Цель. Подвесить изготовленные кормушки. Разложить в них корм. Учить проявлять заботу о птицах. Кормление птиц, наблюдения и зарисовка – работа с дневником наблюдений
Воспитатели, дети, родители
4.Работа с родителями.
«Изготовление родителями мешочков с травами (саше ),фотоальбом
Участие в оформления альбома «Лекарственные травы Донской степи»,
альбома «Ядовитые растения Донского края».
Гербария, подбор иллюстраций исчезающих растений родного края.
Воспитатели, дети, родители
февраль
1. Литературная гостинная
«Зимние чудеса».
Слушание произведения П.И.Чайковского
«Времена года» («Зима»).
Дидактическая игра «Растения нашего края».
Разгадывание загадок о зимних явлениях природы.
2.Работа с родителями.
Создание фотоальбома
«Мир животных нашего края».
Ручной труд из природного материала
«Природа и фантазия».
Природоохранная акция «Уроки леса»
3. Выставка репродукций картин «Природа
нашего края глазами художников».
Рисование на тему «Берегите природу!»
Цель. Расширять представления детей о растительном и животном мире. Учить отображать в рисунке собственные замыслы
4. Оформление альбома: «Дикие животные нашего крае», рисунки.
Воспитатели, дети
родители
март
1.Видео-экскурсию в весенний лес
«Весенний лес полон чудес».
Рисование «Весенний пейзаж».
Цель. Расширять интерес детей к
изобразительной деятельности.
Совершенствовать умение рисовать природу
родного края. Воспитывать любовь к малой родине.
3.Работа с родителями
Консультация для родителей
«Учите детей любить и беречь природу»
Цель. Привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Выставка поделок «Очистим лес от мусора» - работы
из бросового материала.
Оформление наглядных стендов «Берегите природу»,
«Друзья леса».
4. Распознающее наблюдение, познавательный
рассказ «Птицы Донского края».
Цель. Организация наблюдения за птицами на участке, как птицы встречают весну, образуют пары, строят гнёзда.
Знакомство с особенностями птичьих «домиков », (природных и изготовленных человеком).
к природе леса. Учить видеть красоту природы. Привлекать активное участие родителей
к созданию выставки.
Воспитатели, дети
родители
май
1.Сочинение историй и экологических сказок
по мотивам родного края.
Познавательно – развлекательные беседы с детьми
«Растения, которые нас окружают»
(с показом картинок),
Оформление сборника экологических сказок.
Составление гербария: «Деревья моего леса»,
«Цветы и травы луговые».
2.Продуктивная и познавательно - исследовательская
деятельность.
Изготовление модуля
«Природа в нашем детском саду».
Цель. Развивать интерес к простейшим наблюдениям. Учить детей организовывать презентацию результатов. Воспитывать интерес детей к собиранию материалов для модуля, засушивать их.
4. Работа с родителями.
Творческий отчёт с использованием слайдовой презентации.
Выставка результатов продуктивной деятельности детей.
Воспитатели, дети
родители
Третий этап. Работа над реализацией проекта.
Четвертый этап. Подведение итогов реализации проекта.
Заключение:
В результате проведенной работы предполагаем положительные тенденции в приобщении дошкольников к природным богатствам родного края.
Благодаря проектной работе, дети внимательнее стали относиться к природе, замечают даже небольшие изменения объектов наблюдения, научились анализировать, контролировать, оценивать свое поведение в природе, разрешать возникшие проблемы.
Наблюдения в природных условиях помогли нам решить в комплексе ряд задач: формировать у детей знания о природе, учить их наблюдать, размышлять, развивали наблюдательность, воспитывали эмоционально и эстетически.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, открыток, альбомов о природе дали возможность подробно рассмотреть природу, длительно сосредоточить на них внимание, подводит ребят к пониманию зависимости изменений в жизни растений и животных от изменения погодных условий.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивало становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост, активизировало у него познавательную активность.
Анкетирование родителей группы показало, что родители довольны проделанной работой. Совместные мероприятия сблизили детей, родителей и воспитателей группы.
С большой уверенностью можно сказать, что из наших детей вырастут настоящие ценители родной природы.
Литература:
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию /О.А. Воронкевич.- Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2010
Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М., 2010
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008.