Просмотр содержимого документа
«Проект: "Погружение в профессию"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
№17 «Ромашка» г. Ессентуки
Проект
«Погружение в профессию»
Дмитриева Е.В.
педагог – психолог
Паспорт проекта
1.
Наименование
Педагогический проект «Погружение в профессию»
2.
Основание для разработки проекта.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Устав МБДОУ детский сад № 17 «Ромашка»
Основная образовательная программа МБДОУ детский сад № 17 «Ромашка»
3.
Целевая группа.
Начинающие педагоги (педагогический стаж работы до 3х-лет)
4.
Цель проекта.
Обеспечение профессионального и творческого роста начинающих педагогов в условиях реализации ФОП ДО и ФГОС ДО
5.
Задачи проекта.
- Ускорить процесс профессионального становления начинающего педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
- оказать методическую помощь начинающему педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;
- индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства начинающего педагога через создание индивидуальных образовательных маршрутов;
- овладение современными подходами и внедрении передовых педагогических технологий в образовательный процесс.
- обеспечить наиболее легкую адаптацию начинающих педагогов в коллективе.
- совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путем повышения профессионального мастерства начинающих педагогов.
2. Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
3. У начинающего педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
4. Сформируется творческий, психологически грамотный педагогический коллектив с пониманием необходимости в непрерывном самообразовании, постоянном повышении профессиональной компетентности.
Срок реализации проекта.
1 год
Введение
Ты сам должен стать той переменой, которую, тебе
больше всего хочется совершить в своей жизни
М. Ганди
Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. При этом большое внимание уделяется poли профессиональной компетентности педагогов. Становление педагога как профессионала состоит из целого ряда этапов, важнейшими из которых являются приобретение личностнo-профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости в первые годы работы в дошкольном образовательном учреждении. Требования к личности и содержанию профессиональной деятельности начинающего педагога предполагают наличие y него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Сегодня обществу требуется не просто воспитатель, a педагог по дошкольному образованию, который способен обеспечить не только воспитание и обучение ребенка, нo и главное — развитие его личности. Изменения, происходящие с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ee самостоятельного осуществления, приводят к становлению личности как профессионала.
На современном этапе система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий. Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от
В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь начинающему коллеге.
В связи с меняющимися требованиями и большим потоком информации, начинающие педагоги не всегда могут самостоятельно ориентируются в возникающих проблемах, которые порой самостоятельно не могут вычленить, поэтому возникла необходимость в создании проекта, направленного на предупреждение затруднений, развитие профессиональной траектории начинающих педагогов.
Актуальность: Статистические данные последних лет неумолимы: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно «стареет», а так же большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования несколько:
1. слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;
2. неумение применять на практике теоретические знания, полученные в
ходе обучения;
3. недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.
Работа педагога – психолога с начинающими педагогами строится на принципах:
- Принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости среди начинающих педагогов и опытных специалистов.
- Принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта.
- Принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.
- Принцип наглядности - через традиционные и нетрадиционные формы работы с педагогами.
Цель проекта: Обеспечение профессионального и творческого роста начинающих педагогов в условиях реализации ФОП ДО и ФГОС ДО
Задачи проекта:
- Ускорить процесс профессионального становления начинающего педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
- оказать методическую помощь начинающему педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;
- индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства начинающего педагога через создание индивидуальных образовательных маршрутов;
- овладение современными подходами и внедрении передовых педагогических технологий в образовательный процесс.
- обеспечить наиболее легкую адаптацию начинающих педагогов в коллективе.
- совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путем повышения профессионального мастерства начинающих педагогов.
Формы и методы работы с начинающими педагогами
1.Индивидуальные
2.Консультирование
3.Беседы
4.Анкетирование
5.Наблюдение
6.Тестирование
7.Участие в конкурсах
8. Самообразование
9. Самообучение в информационном пространстве интернет
2. Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
3. У начинающего педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
4. Сформируется творческий, психологически грамотный педагогический коллектив с пониманием необходимости в непрерывном самообразовании, постоянном повышении профессиональной компетентности.
Перспективный план 2023 -2024 учебный год
Направление психологической деятельности
Цели и задачи
Формы и методы работы
Срок исполнения
Ожидаемый результат
1.Психопрофилактика
1.1.Работа по адаптации впервые приступивших к работе педагогов.
Ускорение процесса адаптации в ДОУ, сохранение психологического здоровья педагогов.
1.Беседы с педагогами.
2. Тренинги, направленные на адаптацию каждого педагога и сплочение коллектива.
Тренинг «Речь воспитателя как средство развития речи детей»
Тренинг «Твое оригинальное начало занятия»
3. Индивидуальная работа по запросам впервые приступивших к работе педагогов
4.Дискуссия «Трудная ситуация на занятие и ваш выход из нее»
В течение года.
Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024
Завершение в целом адаптационного периода.
1.2.Работа по профилактике профессиональных кризисов среди начинающих педагогов ДОУ.
Повышение уверенности, формирование адекватной профессиональной самооценки, личностный рост начинающих педагогов ДОУ.
Занятия с элементами тренинга.
Январь 2024
Улучшение результатов административного контроля за педагогическим процессом.
2.Психологическая диагностика
2.1. Психодиагностическое обследование педагогов ДОУ, чей стаж работы не превышает 1,5 года
Исследование уровня адаптации впервые приступивших к работе педагогов к условиям ДОУ, ранее выявление профессиональных кризисов
1.Помощь в разрешении конфликтных ситуаций в группе, налаживании взаимоотношений с детьми и родителями.
2. Консультативная помощь по личным вопросам.
Консультативные беседы
Консультация – практикум
«Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе
педагогической деятельности».
Март 2024
По мере поступления запроса.
Нормализация психологического климата в коллективе. Нормализация эмоционального состояния педагогов.
Итоги работы
Презентации начинающих педагогов «Я и мои воспитанники», достижения педагогической деятельности.
Май 2024
Кадровое, финансовое и материальное обеспечение проекта:
1. Кадровое обеспечение проекта:
• Административный персонал ДОУ;
• Педагогический персонал ДОУ.
2. Материально-техническое обеспечение проекта:
• Ресурсы ДОУ.
Литература
1. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
2. Якуш О. Е. Проблема адаптации молодых педагогов в современном дошкольном образовательном учреждении, 2011.
3. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. БогословецЛ.Г.,Давыдова О.И. Тайм-менеджмент в работе образовательных учреждений. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера,2012.
5. Вершинина Н. Б., Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: Справочно- методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Волошина А. С. Методические рекомендации для тьютора, Ростов-на- Дону, 2007.
7. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» , 2007. – 176 с. – (Профессионализм педагога).
8. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ/Л.Т.Львова//Справочник старшего воспитателя,- 2008.-№11
9. Микляева Н. В. Инновации в детском саду.- М.: Айрис ПРЕСС, 2008.
10. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. 2008. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс.
11. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
12. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 1. Учебно-методическое пособие. Издательство «Педагогическое общество России», 2013 г.