Просмотр содержимого документа
«Проект «Народная игрушка»»
Проект «Народная игрушка»
Воспитатель: Прокопенкова
Елена Александровна
Содержание
Пояснение
Название проекта
«Народная игрушка»
Тип
Педагогический
Вид
Практический, групповой, долгосрочный
Участники проекта
Педагоги, дети
Целевая группа
Воспитанники средней группы
Сроки реализации
С октября по апрель
Основание для разработки проекта
Углубить знания о народных игрушках.
Цель
Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек . Знакомство с устным народным творчеством( песенки, потешки и др.)
Задача
Формировать представления детей о народных игрушках: Ванька- Встанька, Матрёшка, Дымковская игрушка.
Воспитывать умения находить отличительные признаки этих игрушек, узнавать их и правильно называть
Побуждать детей понимать смысловое значение содержания потешек и песенок
Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при подборе потешек к определённым жизненным ситуациям.
Актуальность
Актуальность проекта:
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду
Итоговое мероприятие
Народная матрешка
Ожидаемые результаты
Имеют представления о Ваньке -Встаньке, Матрёшке, Дымке.
Бережное отношение к окружающим предметам
Использование потешек в определённых жизненных ситуациях
Организация проектной деятельности.
Обсуждение проблемной ситуации.
Педагог вносит в группу картонные куколки Алёнки и Иванушки и коробку с их костюмами. Дети заинтересовываются и начинают задавать вопросы.
Воспитатель записывает вопросы, обсуждает с детьми, и решает ,кто и что может узнать вместе с родителями. Распределяются темы для сбора информации, планируется образовательная деятельность и развлечения по заданной теме.
Практическая деятельность по реализации проекта
Познавательно-исследовательская деятельность. Организовывается работа по сбору иллюстративного материала.
В группе организуется выставка «Народные игрушки », фотовыставка «Деревянные игрушки».
Родители вместе с детьми создают книгу с рисунками «Русский народный костюм».
Посещение музея. Встреча в музее - родители, дети.
Экскурсии детей и родителей по городу.
Коммуникативная деятельность.
Дети совместно с педагогом и дома с родителями составляют небольшие сказки о быте русского народа, заучивают стихи. Проводятся обобщающие беседы с детьми по темам краеведения, свободными рассказами детей о семейных путешествиях в выходные дни и другие эпизодические формы общения по теме ознакомления с музеями города. Беседы велись с применением
эффективных методических приемов: вопросы, сравнивания, индивидуальные задания. Беседы на темы «Ой, что за народ!», беседа о музыкальных игрушках : дудочка, трещётка, погремушка, «Любимые игрушки», «Кто такой Ванька-встанька», беседа «Народные игрушки», беседа с рассматриванием дымковской игрушки.
Чтение художественной литературы.
Разучивание стихов, песен о родном крае.
Игровая деятельность.
Дидактические игры «Матрешки в гости к нам пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д.
Сюжетно-ролевые игры.
Русские народные игры.
Продуктивная деятельность Лепка «Неваляшка»
Конструирование «Кроватка для матрешки»
Рисование «Украсим кукле платье»
Рисование «Украсим матрешке сарафан».
Двигательная деятельность.
Подвижные и хороводные игры, русские народные игры, физкультминутки.
Музыкально-художественная деятельность.
Занятие - игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек» «Пришла коляда накануне Рождества»
«Мы играем в оркестр народных инструментов»
«В гости к кукле»
Вечер игр «Сказка про то как мишка готовился Новый год встречать»
Оформление музыкального уголка в русских традициях
Формы и методы работы с родителями
Беседы с родителями о важности данной проблемы
Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
Изготовление семейных альбомов
Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами быта
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
Выставка «Любимые игрушки детей» (совместно с родителями)
«Кукла в народном костюме
Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”
Подведение итогов
Оформление уголка краеведения «Мой любимый город»
Развлечение “Народная матрешка ”
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов
Методическое обеспечение проекта.
Содержание.
Обращение к родителям.
Стихи, загадки, потешки
Физкультминутки
Народные игры
Развлечение «Народная матрешка»
Обращение к родителям.
Уважаемые родители!
В нашей группе начинает работать проект « Народная игрушка ».
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки!
Как не возможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки. Она помогает уточнять, осмысливать представления ребенка об окружающем и способствует развитию ее сюжета. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.
Просим вас стать активными участниками этого проекта, вместе с вашими деть окунуться в удивительный мир игрушек. Попробуйте вместе с детьми сочинить сказку и оформить ее в виде книжки или коллажа. Найдите вместе с ребенком интересные сведения, соберите фотографии ваших любимых игрушек. Сходите на различные экскурсии, выставки. Свои впечатления можно записать и зарисовать.
Стихи, загадки.
А. Барто Цикл стихотворений «Игрушки»
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик Тише , Танечка не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Зайку бросила хозяйка Под дождём остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Загадки
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу - встает опять И стоит - качается.
Как он называется?
Неваляшка
Его держу за поводок, Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака.
Воздушный шар
Глазки голубые, Кудри золотые, Губки розовые.
Кукла
***
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.
Матрешка
***
Твой хвостик Я в руке держал,
Ты полетел — Я побежал.
Воздушный шар
Стукнешь о стенку — А я отскочу.
Бросишь на землю — А я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу
(руки согнуты в локтях, ладошки к щечкам) Ладушки, ладушки (хлопки в ладоши)
На ногах у нас сапожки (показываем на ноги)
Ладушки, ладушки (хлопки в ладоши)
В сарафанах наших пестрых (руки в стороны за юбочку)
Ладушки, ладушки (хлопки в ладоши)
Мы похожи словно сестры
(руки согнуты в локтях, ладошки к щечкам).
Физкультминутка "Пальчики"
Декламация стихотворения сопровождается движениями рук. Вот помощники мои,
Их сожми и разожми,
Поверни их так и этак,
За работу принемайся,
Ничего не опасайся! Хотите прокатиться на машине?
В круг ребята выходите,
В руки руль скорей возьмите (матрешка раздает детям кольца)
Ключик нужно повернуть Отправляемся мы в путь.
ПЕСНЯ «Машина» (сл. Н.Найденовой, муз. Т.Попатенко)
Матрёшка:
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем. (В. Берестова)
У меня есть 2 подружки (показывает) .
Это матрешка какая? (большая)
А эта? (маленькая).
Есть и платочки. Этот платочек какой? (большой)
А этот?
Игра «Найди платочек для матрешки»
В центре зала разложены платочки 5 больших и 5 маленьких, на стульчиках стоят матрешки большая и маленькая, 2 ребенка бегут, выбирают платочек и вешают его на стульчик.
Ведущий: а сейчас мы с вами превратимся в матрешек (одевает платочки)