Просмотр содержимого документа
«Проект на тему :"Я и мои друзья"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Лологонитлинский детский сад «Тархо»
Краткосрочный проект
«Я и мои друзья»
Воспитатель: Икалова А.Ч.
Введение
Вид проекта: творческо-информационный, краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы.
Продукт:
Визитная карточка группы.
Кодекс лучшего друга.
Актуальность проекта. Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и скандалов. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.
Столкнувшись с этой проблемой, ребятам была прочитана психотерапевтическая сказка «Праздник дружбы» под редакцией И.Вачкова. После чего, было обсуждение сказки. Детям был задан вопрос: «А умеете ли вы дружить?» «Давайте попробуем посмотреть, а как у нас это с вами получается?».
Дети согласились. Так началась работа над проектом – «Я и мои друзья».
Цель проекта: Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками, формирование представления о дружбе.
Объект проекта: формирование понятий «Друг », «Дружба».
Предметом проекта: является содержание, формы, средства и методы формирования представлений о дружбе детей дошкольного возраста.
Гипотеза проекта – процесс формирования представлений о дружбе дошкольного возраста будет успешным, если:
- работа будет проводиться комплексно по всем разделам воспитания и обучения;
- широко использовать все доступные современные формы и методы работы.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
Дать понятие «Что такое Дружба?»;
Формировать умение замечать положительные качества другого человека и говорить о них;
Формировать умения правильно оценивать свои поступки и своих друзей;
Побуждать детей к взаимопомощи;
Активизировать детей к совместной деятельности;
Воспитывать дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сопереживание, сочувствие, потребность проявлять доброту, заботу, внимательное отношение к окружающим, способствовать сплоченности коллектива.
Развивать коммуникативные навыки, социально- коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение поддерживать развивающий диалог, развивать связную речь, обогащать словарный запас, побуждать к использованию в речи пословиц и поговорок, умение применять свои знания на практике, развивать творчество в художественно- продуктивной деятельности.
Расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков.
Прогнозируемый результат:
дети систематизировали знания о дружбе, нормах поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками;
научились применять свои знания на практике, улучшился микроклимат в группе и взаимоотношения между сверстниками;
воспитывать в себе потребность в общении со сверстниками;
дети научатся оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
сформируют умения определять по выражению лица чувства радости и весёлое настроение;
использовать основные формы речевого общения, умения вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения.
Работа воспитателя при подготовке к проекту:
- подбор методической и художественной литературы;
- создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр.
Совместная работа воспитателя с детьми:
- изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр;
- создание кодекса лучшего друга;
- детские рисунки «Мой лучший друг»;
- создание визитной карточки группы.
Этапы работы над проектом:
На первом этапе (теоретико - поисковом) - подбиралась, изучалась специальная литература по теме «Я и мои друзья», изучение группы: наблюдение за общением детей, выявить особенности общения, коммуникабельность.
На втором этапе (мотивационный). Беседа с детьми «Что такое дружба?». Чтение «Праздник дружбы» под редакцией И.Вачкова.
На третьем этапе (творческий) – создание кодекса «лучшего друга»; оформление визитной карточки группы.
Проблемно – деятельностный этап
Организация
образовательная
деятельность,
осуществляемая
в разных видах
деятельности
Образовательная
деятельность
в режимных моментах
Самостоятельная деятельность
детей
(с использованием
ресурсов среды)
Поиск информации. Чтение художественной литературы. Беседа
«Что такое дружба».
Интервьюирование детей.
Беседа «С кем я дружил летом»
вспомнить и рассказать о
том, с кем и как они подружились
летом.
«Мысленная картинка» на
тему
«Дружба». Дети мысленно
рисуют картинку, а затем
рассказывают о том, что у них
получилось.
Ситуация «Долгожданная
встреча»
Создать у детей ощущение
радости общения, чувства
единой семьи, взаимной
доброжелательности и эмоционального подъёма.
Чтение литературных произведений «Праздник дружбы» Вачков И.В.
«Как Антон полюбил ходить
в детский сад» Зернова Р.
Пальчиковая игра «Дружба»:
Дружат в нашей группе
девочки и мальчики (пальцы
рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим
маленькие пальчики
(ритмичное касание
одноименных пальцев
обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
(поочередное касание одноименных
пальцев, начиная считать
опять с мизинцев),
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать!
(руки вниз,встряхнуть кистями).
Игра «Знакомство»Дети стоят
в кругу, одному из них дается клубок ниток. Ребенок называет свое имя и передает клубок соседу, который должен
назвать свое имя и повторить
имя первого.
Следующий уже должен кроме своего имени назвать имена
всех, кто был перед ним. Так
дети очень быстро запоминают
имена своих друзей.
Упражнение «Спиной друг к другу». Упражнение вырабатывает умение выделять
Характерные особенности во
внешности другого человека.
НОД по коммуникации и познание
«Что такое дружба»
Беседа «Кто такой
настоящий Друг»?(уточнить, расширить представление детей о «друге», «дружбе»)
«Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Беседа помогает детям
понять, что ссоры могут
привести к беде (прочитайте
рассказ по повести
А. Гайдара «Чук и Гек»)
Образовательная ситуация «К чему ведут ссоры в игре»
напомнить детям о том, что ссора мешает игре и дружбе.
( предложите детям
послушать стихотворение
А. Шибаевой «Подружки»)
Дидактическая игра «Мы разные»
игра развивает внимание,
наблюдательность, умение различать
индивидуальные особенности других детей.
Викторина «Кто с кем дружит?»
1.Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2.Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3.Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5. Забавные бурундучки Чип и … (Дейл)
6. Белоснежка и … (7 гномов)
Рефлексия (Дети становятся в круг)
Ребята, я сейчас вложу вам в руки очень нежную вещь… воздушный шарик. Ведь воздушный шарик напоминает нам дружбу, тонкую, хрупкую. Постарайтесь не сломать нашу «дружбу». Передавайте шарик по кругу друг другу с добрым словом.
НОД по коммуникации и познание
«Живет ли дружба среди нас»
Образовательная ситуация
Ребята, давайте попробуем
определить, какие же слова
относятся к понятиям
дружба и друг.
(Дружба, дружок, дружить,
друг, подружиться, дружелюбие,
дружелюбный,
дружественный,
дружина, дружище).
Беседа «Вместе тесно, а врозь
скучно» Дети узнают, как
избежать ссоры, как можно
помириться.
Подбор пословиц о дружбе.
•Нет друга – ищи, а нашел,
береги.
• Не имей сто рублей, а имей
сто друзей.
• Один за всех, и все за одного.
• Человек без друзей, что
дерево без корней.
• Сам пропадай, а товарища выручай.
• Кто любит лгать, того нельзя
в друзья брать.
• Друг за друга держаться –
ничего не бояться.
• Друзья познаются в беде.
• Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Организация сюжетно – ролевой игры
«В гостях». Игра учить
эмоционально выражать
чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми.
НОД по коммуникации и познание
«Секреты дружбы»
Разучивание танца.Детской
песенки «Всё мы делим пополам».
Беседа «Урок дружбы»
В ходе беседы взрослый напоминает детям, что с друзьями нужно делиться.
( прочитайте детям рассказ
«Урок дружбы»
М. Пляцковского)
Образовательная ситуация.
«Новенькая» - побуждать
детей к проявлению
внимания и сочувствия к сверстникам.
Этюд «Кто виноват»
Ребята сидят за столом. На столе
лежат бумажные кораблики. Двое
мальчиков одновременно схватили
кораблик и тянут каждый к себе.
Оба мальчика падают, а кораблик валяется на полу разорванный. В конце этюда педагог вместе с детьми
делает вывод, кто виноват,
как нужно было поступить.
Упражнение «Закончи предложение» Если мой друг заболел, я……. .Мне подарили фломастеры, и я… . Когда мне нужна помощь, я…. .
Чтение стихотворений
«Дружат дети всей земли» Викторов В. «Два друга»
Квитко Л.
НОД по коммуникации и познание
«Без друзей нам не прожить»
Образовательная ситуация.
«Помощь» - побуждать
детей к проявлению
внимания к трудностям сверстника, стремления поделиться с ним
своими достижениями.
Беседа «Кто кого обидел?»
В беседе знакомим
дошкольников с
проявлениями несправедливости
по отношению к своим
товарищам; продолжаем
воспитывать дружеские
взаимоотношения между
детьми. (прочитайте детям
рассказ И. Бутмана «Снежки»
Игра «Узнай друзей по голосу»
Определить с закрытыми глазами, кто читает стихотворение. Чьи голоса мы слышим за ширмой?
Игра «Дай совет». Предлагаются ситуации: «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться».
Составление «Кодекс лучшего друга»
Другу помогай всегда
Учись видеть, кому нужна твоя помощь.
Делиться игрушками.
Активно помогать
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Не обманывай друга.
Не предавай своего друга.
Чтение «Два товарища» Толстой Л.
НОД по коммуникации и познание
«Я и мои друзья»
Образовательная ситуация.
«Как поступить?»
побуждать проявлять
внимание к сверстникам, учитывать не только
личные желания, но и потребности других детей.
Сюжетно - ролевая игра «Праздник именинников» -
игра учит детей веселиться и радоваться вместе с
другими.
Игра «Друг без друга нам
нельзя» Воспитатель ставит несколько препятствий на пути у детей. Последние,обернувшись лицом, друг к другу, соприкасаются ладошками и
таким образом преодолевают
препятствия (перешагивают
через кубики, подлезают под
гимнастическую палку).
Игра «Комплимент» -
развивать умение входить в контакт, видеть и подчёркивать
положительные качества и достоинства сверстников.
Чтение «Незабудка не смогла
подружиться» О.Гавриченко.
Состовление правила дружбы,
которыми вы можете
пользоваться в жизни.
- Для этого каждый из Вас возьмет сердечко, скажет
свое правило, и опускайте сердечко в эту волшебную копилочку.
• Правило первое - дружно играть.
• Правило второе - уметь
договариваться.
• Правило третье - говорить спокойно, не повышая голос.
• Правило четвертое – делиться
игрушками.
• Правило пятое – уважать мнение другого человека.
Создание визитной карточки группы
"Давайте познакомимся!"
(представляет собой
фотопортрет всей
группы, его также можно оформить в виде детских рисунков или общего
коллажа);
НОД по коммуникации и познание
«Дом дружбы»
Заключение
Детское взаимоотношения постоянно находятся в зоне внимания воспитателей подготовительной группы. Именно в этих группах формируются умение войти в детский коллектив, установить дружеские отношения и сотрудничество. У детей формируется чувство «единой семьи», углубляется интерес к сверстнику как к партнёру для общения и деятельности.
Воспитатель продолжает расширять и углублять представления детей о важности проявления доброжелательности по отношению друг к другу и к окружающим людям. Предметом особого внимания дошкольников становятся правила поведения и взаимоотношения в группе.
В соответствии с целью и гипотезой были реализованные следующие задачи:
дано понятие «Что такое Дружба?»;
сформированы навыки оказывать поддержку друг другу;
сформированы умение замечать положительные качества другого человека и говорить о них;
сформированы умения правильно оценивать свои поступки и своих друзей;
побуждать детей к взаимопомощи;
активизировано умение детей к совместной деятельности;
сформировано дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сопереживание, сочувствие, взаимопомощь, потребность проявлять доброту, заботу, внимательное отношение к окружающим, способствовать сплоченности коллектива.
развиты коммуникативные навыки, социально - коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение поддерживать развивающий диалог, умение применять свои знания на практике, развивать творчество в художественно - продуктивной деятельности.
расширены и систематизированы знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.