Просмотр содержимого документа
«Проект "Я- исследователь"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА №7 «ЯРОСЛАВНА»
Алтайский край город Рубцовск
ПРОЕКТ
«Я – исследователь»
(в рамках масштабного проекта МАДОУ
«ПроеКТОриЯ успеха КАЖДОГО ребенка»)
Авторы проекта: Корнеева Любовь Сергеевна
Адресная направленность: воспитанники гр ,5-7 лет.
Тип проекта: поисково-исследовательский
Вид проекта: среднесрочный.
Срок реализации проекта: 01.12. 2020г. – 31.05.2021г.
г. Рубцовск. 2023
Актуальность проекта.
На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов, ооздают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Принципы реализации проекта:
- Научности
- Доступности
- Последовательности в работе
- Личностный подход (сочетание индивидуализации и коллективного подхода)
- Деятельностный подход (предоставление каждому участнику проекта возможности раскрыть свои способности)
- Культурологический подход (приобщение к общечеловеческим, культурным ценностям)
Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи:
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно - символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности (эксперименты с измерительными приборами и мерками, с воздухом, с водой: с тонущими и плавающими предметам, игры с красками и водой), с песком, с магнитами.
Объем и содержание работы:
Дата
Утро
Вечер
4. 12.20
Беседа «Что такое опыты и для чего они нужны»
Опыт «Растворение веществ в воде»
11.12.20
Беседа «Какая бывает вода?»
Экспериментирование с водой (объем). Переливание воды – измерение объема с помощью различных мерок
18.12.20
Беседа «Волшебница – вода»
Опыт «Цветная вода»
25.12.20
Беседа «Почему вес разный?»
Практическая деятельность «С помощью чего измерить свой вес»
15.01.20
Беседа «Поведение во время опытов»
Опыт «Легкий — тяжелый»
22.01.20
Сюжетно - ролевая игра «Магазин» (умение взвесить, измерить)
Опыт «Впитывает – не впитывает»
29.01.20
Дидактическая игра «Выбираем противоположности»
Опыт «Тонет – не тонет»
05.02.20
Беседа «Чем можно измерить длину?»
«Измерение стола различными мерками»; «Измерение длины карандаша различными мерками»; «Измерение роста детей»
19.02.20
Беседа «Где живет воздух»
Игра с соломинкой
26.02.20
Беседа «Воздух нам необходим»
Опыт «Воздух – легче воды»
12.02.20
Беседа «Воздух в жизни человека»
Опыт «Поймай воздух невидимку»
19.02.20
Беседа «Удивительный воздух»
Опыт «Как обнаружить воздух»
26.02.20
Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Опыт «Как химики надувают шарик»
05.03.21
Беседа «Снег, какой он?»
Опыт «Замерзание жидкостей»
12.03.21
Беседа «Почему нельзя есть снег?
Опыт «Как получить из снега воду?»
19.03.21
Беседа «Откуда берутся снег и лед?»
Опыт «Что такое лёд и снег, из чего они состоят?»
26.03.21
Беседа «Как образуется снег?»
Опыт «Свойства снега и льда»
02.04.21
Просмотр презентации «Волшебный магнит»
Опыт «Как достать скрепку из воды не намочив рук»
09.04.21
Беседа «Волшебные свойства магнита»
Опыт «Что притягивает магнит?»
16.04.21
Беседа «Откуда берется песок?»
Опыт «Из чего состоит песок?»
23.04.21
Беседа «Откуда берется песок»
Опыт «Свойства сухого и мокрого песка»
14.05.21
Беседа Меры осторожности во время игр с песком»
Игры на подносе с песком
21.05.21
«Хочу все знать о песке» (чтение произведений о песке)
Опыт «Как движется песок?»
3 этап – заключительный.
• Определить эффективность проведенной работы.
• Провести анализ полученных результатов.
Итоговое развлечение «Лаборатория научных чудес»
Составление портфолио проекта.
Работа с родителями
Консультирование по теме: «Создание условий для экспериментирования детей дома», «Экспериментируем дома»
Фотоотчеты демонстрации экспериментов
Представление презентации об экспериментальной деятельности детей в группе
Ожидаемые результаты:
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Используемая литература:
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
4. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
5. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
6. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
7. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
8. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.