Состав участников: дети, воспитатель и родители группы.
Разработчики:
Воспитатель I квалификационной категории Лаврова Н.В.
Срок реализации: 29.04.2021г. - 31.05.2021г.
г. Таганрог 2021г.
Цели проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. В процессе ознакомления с Городецкой росписью развивать художественный вкус у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта.
Проблема развития художественного вкуса дошкольников актуальна в аспекте современных условий. Дети дошкольного возраста часто подражают тому, что видят вокруг себя. Деформация художественного вкуса ребенка проявляется в стремлении к лже - красоте в быту и поведении. Такое восприятие действительности может привести к искаженному пониманию ребенком реальных духовных ценностей.
Эффективным средством развития художественного вкуса является народное декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности.
Городецкая роспись - уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.
Городецкое искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.
Постановка проблемы:
В ходе диагностической беседы нами были выявлены следующие проблемы: дети не называют элементы городецкой росписи. Имеют бедный словарный запас. Чтобы устранить эти проблемы, мы решили разработать проект по теме: «Городецкая роспись».
Задачи:
Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи декоративно-прикладного искусства.
Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством - городецкая роспись. Сформировать навыки рисования элементов городецкой росписи.
Учить видеть красоту и своеобразие городецкой росписи; оригинально составлять узоры по мотивам этой росписи; наблюдать за живой природой.
Формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
Формировать у детей патриотические чувства: чувство гордости и любви к Родине на основе изучения народных промыслов России.
Воспитывать желание с уважением и интересом относиться к культурным традициям русского народа; любовь и уважение к народным промыслам; любознательность.
Ожидаемые результаты:
Дети проявляют интерес и любознательность к культурному наследию своего народа, различают разные виды декоративно-прикладного творчества, умеют выделить цвет, композиционное решение, узоры, сформированы навыки рисования элементов городецкой росписи. Экспериментируют с цветом. Умеют составлять узоры по мотивам этой росписи.
Этапы проекта:
I. Подготовительный:
-определение проблемы, цели, задачи проекта;
-изучение методической литературы;
-пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, альбомы, дидактические игры картотеки: дидактических игр, пальчиковых игр);
-составление плана проектной деятельности.
II. Основной
- Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
- Обсуждение проблемы, принятие задачи.
ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи: Развивать умение собирать узор по образцу и без образца. Развивать внимание, память, тактильные ощущения. Поощрять желание детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игр, использовать предметы-заместители. Формировать начальные навыки ролевого поведения.
Дидактические и развивающие игры: «Четвёртый лишний», «Назови элемент узора», «Чистоговорки о городецкой росписи», «Вспомни пословицу о городецкой росписи», «Составь предложение, используя картинку», «Сравни узоры городецкой росписи», «Загадки - отгадки».
Задачи: продолжать развивать речь, как средство общения; формировать умение внимательно слушать стихотворение; формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг, развивать интерес к произведениям.
Творческое рассказывание детей по темам: «Создание Городенской росписи », «Как мастера рисуют по дереву», «Городенские узоры».
Чтение художественной литературы: «Сказка и Городце»
Разучивание пословиц и поговорок о городецкой росписи.
Составление описательного рассказа по картине.
ОО «Познавательное развитие».
Задачи: Расширять знания детей о городецкой росписи. Уточнить знания о узорах и цветовой гамме городецкой росписи.
Беседы на темы: «Весёлый Городец», «Городецкая роспись», «Знакомство как нарисовать купаву», «Познакомить детей как нарисовать ромашку», «Городецкий конь».
Рассматривание альбомов: «Городецкая роспись», Отгадывание загадок: о Городецкой росписи.
Наблюдение на прогулке: за небом, солнцем, ветром, цветами сравнивать с узорами городецкой росписи . Закреплять умение устанавливать простейшие связи: узоры, листья, цветы, птицы.
ОО «Физическое развитие».
Задачи: Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к эстафетам, к активному здоровому образу жизни. Совершенствовать основные движения: бег, ходьбу, прыжки. Развивать желание играть вместе с воспитателем.
Пальчиковая гимнастика: «Городецкие узоры».
Физкультминутка: «Городецкие мотивы».
Подвижные игры: Эстафета «Собери узор».
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи: Совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе. Вызывать желание слушать музыку, выполнять движения в такт музыки. Развивать творческие способности детей в процессе совместной деятельности.
Рисование «Закладка для книги (ромашка)», «Поднос (розан)», «Досточка (купава)», «Досточка (конь)», «Поднос (городецкие узоры)».
Конструирование: «Мастерская для создания городецкой росписи».
В проекте дети участвовали с удовольствием. Благодаря участию в проектной деятельности, у детей сформированы достаточно устойчивые представления о городецкой росписи, обогащены знания о способах смешивания красок, рисования узоров и цветов городецкой росписи. Дети стали больше проявлять любознательности, инициативы, желания узнать новое, стремление поделиться «своими знаниями» со сверстниками, взрослыми. Дети познакомились с узорами и рисованием цветов городецкой росписи. Расширили представления о культуре, дети проявляют интерес и любознательность к культурному наследию своего народа, различают разные виды декоративно-прикладного творчества, умеют выделить цвет, композиционное решение, узоры, сформированы навыки рисования элементов городецкой росписи. Экспериментируют с цветом.
Реализация проекта «Городенская роспись » способствовала развитию, как информационной, коммуникативной, социальной, так и историческому наследию. Родителям понравилось участвовать в выставке рисунков. Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско – родительские отношения.
Приложение.
Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры» Городецкие узоры хороши! – ( сжимают пальчики в ладошке) Погляжу я на картинки, - (Показывают ладошки) Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ) Розовые, жёлтые, синие, зелёные, - (Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке) Распустились розаны - (Раскрыли ладошки) На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной) А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки) Кажется, качаются, - (Раскачивают ручками) А бутоны толстые распускаются!. – (Показывают раскрывающийся бутон)
Физкультурная минутка.
Городецкие мотивы.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Частушки
Веселись наш детский сад,
Веселее нет ребят!
Мы с улыбкой на лице
Вам споем о Городце.
Ох, Россия, ты, Россия.
Славы не убавилось,
Городцом, ты, Городцом
На весь мир прославилась.
Городецкие узоры,
Сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет
Городец, да, Городец,
Кто оттуда - молодец!
Приглашаем в детский сад
Рисовать учить ребят.
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
Кто рисует Городец
Ах какой он молодец!
И листочки и цветы –
Это всё для красоты.
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё для Городца.
Сказка о Городце.
Сказка о славном городе Городце , знаменитом мастере Даниле и невесте его Любаше. Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил мастер Данила. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. () . И была у него невеста Любаша ,такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. И захотели Данила и Любаша превратить жизнь своего города в сказку: раскрасили дома, посуду, и создали вид письма - Городецкую роспись. Работали мастер и его невеста радостно и весело, поэтому изделия у них получались светлые, согревали душу людям, веселили их. Поработав, любили отдохнуть.Песни пели да хороводы водили со своими подружками и друзьями. Прослышала об умельце Даниле Баба Яга, захотела научиться у него ремеслу и пришла к нему в мастерскую. Баба Яга: Здравствуй, Данила-мастер. Данила: Здравствуй, бабушка. Баба Яга: Хочу твоему ремеслу научиться! Данила: Чтоб с деревом работа получалась, надо, чтоб оно тебя слушалось. Баба Яга: А как этого добиться? Данила: Если душа у тебя добрая, то и изделие хорошим будет. Доброта-то, она в дерево вкладывается. А у тебя , Баба Яга, душа не добрая, не получиться у тебя ничего.: Рассердилась Баба Яга, решила похитить мастера, чтобы люди не узнали этой росписи. Сунула свой волшебный гребень в волосы Данилы , заколдовала и увела в дремучий лес. : Стала Любаша искать своего жениха- нет его нигде. Догадалась, что с Данилой случилась беда, но как помочь, как выручить мастера? А у Данилы был конь вороной, быстрый, как ветер, хозяина своего за сто верст чуял. Села на она на коня и умчалась за тридевять земель. Не удалось Бабе Яге узнать секрет мастера Данилы, отобрать у народа –городецкую роспись. Отыскал конь своего хозяина, помог Любаше найти Данилу. И поспешили жених с невестой в свой город Городец.). Обрадовались жители, что вернулись их знаменитые мастер Данила с невестой Любашей, и устроили гулянье.А коню вороному - особый почет и слава! Стал чудо-конь символом городецких художников.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Дидактическая игра для детей 5 – 7 лет для ознакомления с русским народным декоративно – прикладным искусством.
«Городецкие мастера»
Цель: закрепить знаний детей о городецкой росписи, активизировать в речи детей названия элементов росписи (бутоны, розаны, купавки и т.д.), способствовать запоминанию порядка выполнения узора, развивать творчество, композиционные умения, чувство ритма при составлении узора.
В комплект игры входит: иллюстрации изделий городецкой росписи, трафареты городецких изделий из бумаги (доски, блюда, сундучки, туески, ложки и т.д.), бумажные элементы городецкой росписи (цветы, листочки, птицы) красного, зеленого, черного, белого цветов.
Количество участников: от одного до пяти человек.
Ход игры:
Игра 1. «Расскажи про узор».
Педагог рассматривает с детьми иллюстрации с образцами изделий. Просит детей назвать элементы росписи.
Игра 2. «Составь элемент».
Педагог предлагает детям, используя части элементов, выложить на трафарете один из элементов росписи (бутон, розан, птица). Предлагает детям назвать составленный элемент.
Игра 3. «Составь узор».
Педагог предлагает детям составить на трафарете композицию по предложенному образцу.
Игра 4. «Придумай узор».
Педагог предлагает детям придумать и составить на трафарете композицию с использованием элементов городецкой росписи.
Игра 5. «Составь узор по описанию».
Игра проводится в парах: педагог совместно с ребенком или два ребенка друг с другом. Одновременно могут играть две - три пары. Один игрок назначается сочинителем, другой игрок назначается художником. Сочинитель называет элемент и говорит, где он будет располагаться, художник выкладывает элемент на трафарете. Задача сочинителя точно называть элементы, не вмешиваться в процесс выкладывания элементов, задача художника как можно точнее выполнять указания художника. После выполнения работы игроки могут поменяться ролями.
Игра 6. «Расскажи пор свой узор». Педагог предлагает детям придумать и составить на трафарете композицию с использованием элементов городецкой росписи. После составления узора педагог предлагает рассказать о своей композиции.
Игра 7. «Укрась любой предмет в группе». Дети по желанию выбирать предмет мебели, имеющий плоскую поверхность. На поверхности создают свой городецкий узор. После создания узора педагог может пригласить детей, не участвовавших в игре, полюбоваться узорами. Также педагог может сфотографировать созданный детьми узор. Из фотографий можно составить электронную коллекцию узоров, продемонстрировать родителям.
Вариант 1. Играет один ребенок. Украшает любой выбранный предмет мебели.
Вариант 2. Играют несколько детей. Совместно украшают один предмет мебели.
Вариант 3. Игра – соревнования. Дети одновременно украшают одинаковые предметы мебели (напрмер, столы, или детские стульчики, скамеечки, полки). Выигрывает тот, кто рационально использует максимальное количество элементов.
Беседы.
Цель: познакомить детей с старинным русским городом, знаменитым на весь мир своими художественными промыслам. И этот старинный город находится на реке Волге, Городец.
«Веселый Городец»
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит -
Вся земля под ним дрожит!
Чудо-птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец.
Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Мы с вами познакомимся с еще одной удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись.
Скажите пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия?
Правильно! Все вещи сделаны из дерева.
Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные?
Городецкий растительный орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников.
Городецкие кони,
Молодецкие кони.
Гордо шею изогнули,
Круто ножку повернули.
Мне очень нравиться этот чудо-конь. Я думаю, что он сказочный. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь?
Давайте придумаем свою сказку про Городецкого коня. Пусть в этой сказке будет участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки:
«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.
Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.
Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…».
А дальше сказку придумаем вместе….
Дети придумывают продолжение.
Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.
Давайте теперь рассмотрим изделия и найдем на них элементы узора. Вот этот элемент, где много цветов рядом называется – «гирляндой». Рисовать художник начинает с «подмалевка». В центре – самый крупный и красивый цветок – «розан» или «купавка», по бокам – цветы-розетки и ягодки с бутонами в окружении пышной зелени. Листочки очень разнообразны по форме и по размеру, но всегда расположены группами. Это могут быть группы из круглых маленьких листочков, продолговатых или развернутых веером с малым крупным листом.
Городецкие цветы
Чудо, как хороши.
Они душу веселят
И на нас с тобой глядят.
Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их.
Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера.
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы в высь летят.
И точки чёрно-белые
На солнышке блестят.
Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.
Ох, Россия, ты, Россия,
Славы не убавилось,
Городцом, ты, Городцом
На весь мир прославилась.
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
Чем знаменит Городец?
Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца?
Что сегодня делают в Городце?
Как называется народный промысел, с которым мы с вами сегодня познакомились?
Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?
А что бы вы хотели расписать?
Скажите, как называются элементы росписи?
Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?
Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на городецкие изделия?
Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городецкого промысла?
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы в высь летят.
И точки чёрно-белые
На солнышке блестят.
Беседа «Городецкая роспись»
Задачи:
Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Развивать устойчивость внимания, наглядно-образное мышление Воспитание интереса к народному промыслу
Ход занятия.
Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия.
Это городецкая роспись.
Городецкая роспись, как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.
Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.
Птицы смотрят из ларца.
Чудо роспись Городца.
На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город - крепость.
Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.
Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок.
Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды.
Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы - поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.
Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек.
В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины.
В то же время была фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта:
В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева.
Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.
Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.
Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?
Ответы детей (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).
Существует несколько видов композиций
1.Цветочная роспись
2.Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица.
Давайте рассмотрим этапы росписи розана.
Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.
Второй этап – оттенёвка.
Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.
Когда вся композиция намечена
Третий этап – оживка.
Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.