Цель:экологическое и нравственное воспитание через формирование желания помогать зимующим птицам в трудное для них время; развитие связной грамматически правильной речи в процессе реализации проекта.
Задачи:
Обучающие:
1. Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.
2. Закреплять ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
3. Объяснить, как правильно и чем подкармливать птиц.
Развивающие:
1. Способствовать развитию зрительно-пространственных представлений, внимания, мышления, мелкой и общей моторики.
2. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
3.Равивать навыки составления описательных загадок о зимующих птицах, опираясь на схему.
Воспитательные:
1.Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
2. Обеспечить условия по формированию заботливого отношения к птицам, желания помогать им в трудных зимних условиях.
Актуальность темы:
Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней через познание окружающего мира.
Зимнее время – это не только веселые праздники, зимние забавы, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищей становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным. Многие птицы не могут пережить зиму и погибают, поэтому так важно привить детям желание помогать пернатым друзьям.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный. Определение уровня знаний детей о зимующих птицах. Подбор необходимой литературы по теме проекта, подготовка и создание дидактического материала.
2. Основной. Реализация проекта.
• «Беседа о птицах». Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие); научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам).
• Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой?»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
• Беседа «Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птицы не могут найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.
• Беседа «Меню птиц»: познакомить детей с видами прикорма птиц в зимний период.
• Заучивание поговорок и маленьких стишков о зимующих птицах.
• Пересказ текста с опорой на картину «Зимующие птицы».
Игровая деятельность.
• Подвижная игра «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.
• Игра «Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
• Подвижные игры "Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
• Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.
• Д/и «Кормушка»: Кто прилетел на кормушку? Кого я вижу в кормушке? Кому построили кормушку? Кем любуюсь?
• Д/и «Один-много»
• Д/и «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
• Д/и «Счёт птиц»
• Д/и "Кто, где живет?": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.).
• Д/и "Назови птичку, которой не стало"
Художественная литература
• Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей», А. Толстой «Сорока»: В. Бианки «Холодно, в лесу, холодно!»:знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
• Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Экологическое воспитание.
• Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.
• Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Рисование «Синички»: учить рисовать декоративным способом птичку-синичку, изображая её из отдельных частей разной формы и величины. Продолжать учить равномерно закрашивать гуашью, не выходя за края рисунка. Развивать фантазию в наложении декора на уже прокрашенное и просохшие части цветными фломастерами.
• Пластилинография«Снегири на ветке рябины» Учить проявлять творчество в создании художественного образе.
• Аппликация «Снегирь на ветке рябины»: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками.
3. Закрепительный этап.
1.Выполнение практических заданий родителями совместно с детьми:
• Наблюдение за птицами, обсуждение внешнего вида, окраски, повадок птиц.
• Совместное с ребенком изготовление кормушки и ее установка во дворе дома или детского сада.
• Развитие словарного запаса ребенка в процессе подкорма птиц (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
• Заучивание стихотворений про зимующих птиц.
• Отгадывание загадок про зимующих птиц.
• Просмотр иллюстраций с зимующими птицами в книгах и журналах.
• Создание стенгазеты Поможем зимующим птицам
Ожидаемые результаты проекта. В ходе реализации данного проекта, мы ожидаем следующее:
1.Дети более подробно узнают о зимующих птицах (какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы).
2. У участников будет развиваться любознательность, творческие способности, познавательная активность коммуникативные навыки; зрительно- пространственные представления, внимание, мышление, мелкая и общая моторика.