Просмотр содержимого документа
«"Природный и рукотворный мир"»
Цель. Научить детей различать предметы природного и рукотворного мира.
Задачи:
развивать речь;
воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающему миру;
побуждать детей определять, различать и называть предметы природного и рукотворного мира.
Ход занятия:
Ход занятия
Вводная часть.
Божья коровка.
– Дети, здравствуйте! Вы когда-нибудь видели божью коровку. Как она выглядит. А какие слова нужно говорить, когда она приземляется к тебе на ладошку. Давайте представим, что у вас на руке сейчас божья коровка. Что вы ей скажите.
1. Терминологическая часть.
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «природа».
– Ребята, а где живет божья коровка? (в лесу, в поле, на дереве, в цветке) Как одним словом можно всё это назвать? Природа. Все цветы, все деревья, кустарники, все бабочки, птички, звери, рыбы и насекомые — это всё природа.
— Но к природе относятся и земля, и вода в морях и океанах, и воздух, и солнечное тепло — и всем этим мы с вами пользуемся.
— А подумайте, пользуемся ли мы с вами тем, что относиться к природе? (воздух, вода, земля, растения…)
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «рукотворный мир».
– Дети, подумайте, всё ли что нас окружает можно назвать природой. Например, стулья и парты. Откуда они появились? Их создал человек. Всё то, что было создано руками человека, относиться к рукотворному миру и это уже не природа.
Почти все вещи, которые нас с вами сейчас окружают, сделаны руками человека. Но давайте подумаем, из чего они сделаны.
Воспитатель знакомит детей с технологией производства бумаги.
– Вот, например, тетради, которые лежат перед вами. Можно сказать, что это природа? Правильно, нет. Разве вы видели, чтобы на деревьях росли тетради. А из чего делают бумагу? — из дерева. (краткий рассказ технологии). Вот и получается, что тетрадь сделана руками человека, но материал для её производства берется у природы — и это деревья.
Физкультурная минутка.
Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. (Энергичные движения плечами).
Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко! (Прыжки на месте)
Беседа об необходимости бережного отношения к природе.
– Дети, все говорят, что нужно к природе относиться бережно. А вы как думаете? Что нужно для этого делать?
— Скажите, а нас можно назвать частью природы. Да, ведь нас не сделал человек. Поэтому плохо относясь к природе, мы плохо относимся к самим себе.
2. Игровая апробация материала.
Дидактические игры.
Игра – обобщение «Природа».
Правила игры. Воспитатель предлагает детям устно найти лишнее слово и определить, что объединяет остальные слова.
Озеро Цветок
Океан Ручей
Заяц ВОДА Дерево РАСТЕНИЯ
Река Куст
Поле Жук
Луг Шкаф
Лес ЗЕМЛЯ Воздух ПРИРОДА
Стул Вода
3. Вариативная часть.
Вот какой чудесный мешочек есть у нас. Так давайте же скорее откроем его и поможем ему узнать, что же лежит в мешке. Мы будем доставать по одному предмету, и класть на поднос: предметы природного мира – овощи – положим на один поднос, а предметы рукотворного мира – посуду – сложим на другой поднос,
- И так, начнём. (Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет, достают, называют его, перечисляя при этом выявленные признаки и определяют, к какому миру он относится: рукотворному или природному). Воспитатель задаёт наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить признаки предмета.
- Какой предмет: твёрдый или мягкий?
- Длинный или короткий?
- Маленький или большой?
- Какой он формы?
- Какие у него есть части?
- Что с этим предметом можно делать?
- Для чего он нужен?
- Как он называется?
- К какому миру природному или рукотворному относится этот предмет? После того, как ребёнок убедится в правильности своих ответов, он определяет предмет на поднос. После того как все предметы названы и разложены по подносам, в-ль задаёт итоговые вопросы.
- Что мы положили на этот поднос?
- Это предметы природного или рукотворного мира?
- Почему вы так думаете?
Воспитатель подводит итоги и благодарит всех детей за участие в помощи зайчику.