ПРАКТИКУМ «Игра как средство социализации детей дошкольного возраста»
ПРАКТИКУМ «Игра как средство социализации детей дошкольного возраста»
ПРАКТИКУМ
«Игра как средство социализации детей дошкольного возраста»
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ИГРА: «Давайте подружимся»
ЦЕЛЬ: Показать детям, что с помощью мимики можно установить контакт друг с другом; учить решать конфликты с помощью положительных эмоций.
Используя разрезные картинки, разделить детей на пары.
Предложить одному ребенку сыграть роль недовольного, обиженного, хмурого новенького, а другому ребенку подружиться с ним.
Найдите способ примирения со сверстниками.
На что направлена игра?
Какие методы и приемы вы используете в игре?
Назовите цели игры, которые будут решать задачи социализации.
ИГРА: «Ссора»
ЦЕЛЬ: Показать детям, как легко могут возникнуть конфликтные ситуации, какие существуют возможные способы разрешения споров; дать детям возможность почувствовать, что дружить гораздо приятнее, чем ссориться; повысить статус ребенка.
3 детей строят башню из кубиков, четвертый ломает постройку намеренно. Дети строят снова, пятый ломает нечаянно.
Как разрешить конфликтную ситуацию? Найдите способ примирения с друзьями.
Какие методы и приемы вы используете в игре?
Назовите цели игры, которые будут решать задачи социализации.
ИГРА: «Связующая нить»
ЦЕЛЬ: Вызвать интерес друг к другу; способствовать их сближению; помочь почувствовать единение друг с другом; осознать собственную ценность и ценность других людей; обучать приёмам саморасслабления.
Участники игры сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы у тех кто уже держал клубок, в руках осталась нитка. Передовая клубок рассказать о том, что они сейчас чувствуют и что хотят для себя, и что могут пожелать другим. Когда клубок возвратиться к ведущему, все натягивают общую нить и закрывают глаза, представляя, что все составляют единое целое, и каждый их них важное и значимая часть целого.
Используя разрезные картинки, разделить детей на пары.
Предложить одному ребенку сыграть роль недовольного, обиженного, хмурого новенького, а другому ребенку подружиться с ним.
Поделиться впечатлениями: кто как смог подружиться.
На что направлена игра?
Какие методы и приемы вы используете в игре?
Назовите цели игры, которые будут решать задачи социализации.
3 детей строят башню из кубиков, четвертый ломает постройку намеренно. Дети строят снова, пятый ломает нечаянно.
Как разрешить конфликтную ситуацию? Найдите способ примирения с друзьями.
Какие методы и приемы вы используете в игре?
Назовите цели игры, которые будут решать задачи социализации.
Воспитатель: Боровых Е.В.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРАКТИКУМ «Игра как средство социализации детей дошкольного возраста»»
СЕМИНАР
«Игра как средство социализации детей дошкольного возраста»
План
Теоретическая часть
Роль игры в социализации ребёнка дошкольного возраста.
Игра как средство социализации в детском возрасте: общие понятия и представления.
Основные критерии, определяющие эффективность протекания процесса социализации в ходе игры.
Практическая часть
«Игра как средство социализации детей дошкольного возраста»
Цель: изучить особенности игры, как средство социализации
в детском возрасте.
Актуальность темы заключается в том, что сегодня игру следует рассматривать не только как форму содержательного проведения свободного времени, но и как мощный воспитательный фактор в процессе становления личности.
В игре можно то, что в реальной жизни для ребёнка не доступно. Игра способствует развитию воображения ребёнка. В ней дети создают вымышленные ситуации и перевоплощаются в персонажи. В игре ребёнок многое удерживает в воображении, за счёт чего увеличивается число символических действий. Основным содержанием игры являются люди, их деятельность и взаимоотношения, воспроизводя которые ребёнок проникает в социальную сферу взрослых. Игра позволяет ребёнку определять замысел и воплощать его в сюжете, вносить коррективы в игровые планы, что влияет на умственное и эмоционально – волевое развитие, формирование инициативности и самостоятельности; выстраивать реальные коллективные взаимоотношения с детьми, подчинённые культурным нормам, что имеет значение для формирования способности к взаимодействию; улучшать реальные отношения со взрослыми.
Игра – это не только забава, веселое препровождение времени, а и своеобразная подготовка к труду, школа, вырабатывающая навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры кажутся чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, на самом же деле требуют максимума энергии, ума, самостоятельности, становясь порой подлинной напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, - писал А.С.Макаренко. – Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре »
Известный русский писатель М.Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять». Действительно игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и отработка норм поведения и человеческого общежития. Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы научить детей играть, а значить – научить жить.
Игра не появляется вместе с рождением ребёнка. Зачатки игровой деятельности появляются тогда, когда ребёнок, не без влияния взрослых берёт на себя ту или другую роль, когда один предмет выступает как обозначение другого предмета или существа. Тогда становится возможным «ехать» или «летать» на стуле, как на автомашине или самолёте, скакать на палочке, как на лошади и т.п.. «В игре ребёнок создаёт мнимую ситуацию», - подчёркивает Л.С. Выготский, отмечая необычайное значение в игре воображения, которое и позволяет осуществлять иллюзорную реализацию нереализуемых желаний.
Детская игра – своеобразный театр, в котором ребёнок выступает не редко одновременно и как «актёр», играющий какую-то роль, будь то роль мамы или доктора, воспитательницы или пожарника, и как «режиссер», организующий действия своих сверстников («я буду доктор, а ты – больной») и участвующих в игре вещей, и как «драматург», импровизирующий сюжетное действие и словесный текст за себя и за куклу. Ребёнок является одновременно и организатором игрового «спектакля» и его зрителем, ибо при всей увлечённости игровым действием он не теряет из виду реальности, из материала которой и по образцу он строит реальность игровую.
Вместе с развитием ребёнка, обогащением его жизненного опыта развивается и сама игра. Она становится всё более сюжетно организованной. Центр её перемещается от действия с предметами к изображению действий и отношений жизни взрослых. Автор монографии «Психология игры»
Д.Б. Эльконин пришёл к выводу, что «путь развития игры идёт от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама, - таков схематически путь к ролевой игре», а «роль является смысловым центром игры, и для её осуществления служит и создаваемая игровая ситуация и игровые действия».
Сюжет игры – это то непосредственное действие, которое производится в игре, действие, воспроизводящие житейские отношения или почерпнутое из прослушанной сказки. Содержание же игры – взаимоотношения во «взрослом» мире. Благодаря этому и реализуется основная функция игры – подготовка к серьёзной жизни в этом мире.
Игра – важнейший фактор и средство воспитания дошкольника. Поэтому взрослые играют с детьми, учат их играть. Но сама игра – деятельность спонтанная, непринуждённая. Ребёнка нельзя заставить играть. В игре он чувствует себя свободным. Но и эта свобода – действие на основе осознанной необходимости. Такой необходимостью в игре является её правила. Эти правила определяются самими играющими по образцу отношений не в игровом мире. «Так нельзя!», «Так не бывает!», «Так не кушать!» - основные доводы детей, когда им навязывается игровая ситуация не соответствующая реальным отношениям. Чем старше ребёнок, тем больше усложняются правила. Усложняются и в тоже время схематизируются, особенно в условных играх (прятки, казаки – разбойники, в классы, игры с мячом и т.д.). Такие игры предполагают соревнование, которые перерастают в спортивные игры, в которых важен не только процесс игры, но и результат, в которых можно выигрывать или проигрывать. Перемещение мотива игры с процесса деятельности на его результат – это уже конец собственной игры, переход её в спорт. Спорт – это не игра, хотя игровое начало здесь, безусловно сохраняется.
В детской игре осуществляется психологическая подготовка к трудовой деятельности, и только в этом смысле игра – дитя труда. При всей взаимосвязи, существующей между трудом и игрой, мы их противопоставляем друг другу. Труд – это не игра, и игра – это не труд. «Игра игрою, а дело делом» как говорит пословица. Будучи связана с трудом, игра, однако, и отлична от него. Для того чтобы понять игру из соотношения её с трудом, нужно взять её и в единстве, с трудом, и в отличии от него. И общность игры с трудом и их различие выступают прежде всего в их мотивации. Основное различие между игровой деятельностью и трудовой заключается не в каких-либо частных проявлениях, а в общем отношении своей деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чём испытывает непосредственную потребность или непосредственный интерес; сплошь и рядом он делает то, что нужно или должно сделать, к чему принуждает его практическая необходимость или общественная обязанность. Врач, занятый своей трудовой деятельностью, лечит больного, потому что этого требует его профессиональная обязанность; ребёнок, играя во врача, «лечит» окружающих только по тому, что это его привлекает. В игре выражается более непосредственное отношение к жизни, она исходит из непосредственных побуждений – непосредственных интересов и потребностей.
Когда ребёнок играет в ту или иную роль, он не просто переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в неё, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношение личности ребёнка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребёнка в целом. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания.
В игре проявляется известная нам форма преодоления травмирующих переживаний. Через игру происходит снятие психического напряжения, формируется способность восприятия новых впечатлений, что может способствовать развитию уверенности в себе, утверждение собственного «Я», повышению самооценки, доверие взрослым окружающих ребёнка. Положительное восприятие ребёнком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения.
Наблюдая за играми детей, можно заметить как социальные условия влияют на содержание игр. В середине 80 годов игры были овеяны романтикой – помочь спасти экспедицию, что-то открыть, исследовать, узнать тайну происхождения механизмов. Сейчас игры направлены на достижение успехов в жизни, получение какой-либо прибыли (в денежном или ином выражении). Дети стали более агрессивными. Поэтому задача родителей и педагогов исподволь направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать, терпимость к другим точкам зрения.
Каждый педагог знает, что его отношения с родителями ребёнка меняются после посещения ими праздников в детском саду, участия в совместном досуге. Как правило, у родителей возрастает интерес к жизни детского сада, а общение с педагогом приобретает более открытый и дружеский характер, в результате чего достигаются положительные результаты.
Моделирование взрослой жизни в игровых ситуациях стимулирует у сегодняшних детей гражданственность, гибкость мышления и поведения, принятие норм и правил поведения в социуме. Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:
- помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;
- обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
- включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;
- воспитывает ответственность, аккуратность, самостоятельность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.
Социализация детей протекает как процесс установления субъектом взаимоотношений с обществом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности. Целевая педагогическая поддержка социализации в игровой деятельности способствует накоплению и осмыслению знаний о социальной действительности, формированию социально ориентированных мотивов и творческому овладению многообразием социальных ролей, обогащающим социальный опыт личности.
III Основные критерии, определяющие эффективность протекания процесса социализации в ходе игровой деятельности соответствуют её структурным компонентам: информационный (совокупность социальных знаний; способность к передаче социальной информации); мотивационный (интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме; самооценка в системе статусно – ролевых связей общества); деятельностный (интенсивность участия в игровой деятельности; социально адекватная нормативность поведения; творческая актуализация собственного опыта).
Разработанная модель процесса социализации представляет собой совокупность взаимосвязанных составляющих (цель, предусматривающая активизацию субъективной позиции воспитанника в освоении и преобразовании окружающей среды; содержание, предполагающее расширение диапазона социальных знаний, норм и способов социального взаимодействия; технология, требующая поэтапной реализации относительно самостоятельных, но и тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов социального обучения, самопознания, самореализации; результаты, обеспечивающие творческую самореализацию личности и обогащение её социального опыта), является способом организации педагогического сопровождения социализации дошкольников, так как её реализация обеспечивает перевод игрового взаимодействия личности на уровень осознанно адекватного поведения в обществе.
Особенностями игровой деятельности, которые способствуют социализации детей, являются: разнообразие предметного содержания игр, представляющего широкий спектр знаний об окружающем мире; эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом; практическая направленность на творчество, дающая возможность самореализации, опыт индивидуального проживания уникальных социальных ролей, навыки социального адекватного поведения.
Вопросы на понимания семинара.
1. Роль игры в социализации дошкольного возраста.
2. Какие задачи позволяет решить игра?
3. Основные критерии, определяющие эффективность протекания процесса социализации в игровой деятельности.
Используемая и рекомендуемая литература:
• Программа социально – эмоционального развития дошкольников
«Я – Ты – Мы» О.Л. Князева.
• Программы ДОУ «Социально – личностное развитие» И.В. Сушкова.