kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Педагогические советы в дошкольном учреждении"

Нажмите, чтобы узнать подробности


№п/п                 Содержание    Срок    Ответственные

    
    I    Установочный
1.    Анализ работы педагогического коллектива за 2013-2014 учебный год.
2.    Подведение итогов летне-оздоровительной работы
3.    Консультация «ФГОС в вопросах и ответах»
4.    Обсуждение и утверждение годового плана, сетки занятий, режима работы, расстановки педагогических кадров.
5.    Утверждение сроков и плана аттестации, создание аттестационной комиссии
6.     Основные направления работы МДОУ на 2014-2015 учебный год.    

    август    

Заведующий

Старший воспитатель

Заведующий, старший воспитатель


Старший воспитатель


    


   II    «Сохранение и укрепление здоровья детей посредством проведения всего комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий»
1.    Обоснование постановки проблемы о значении здоровья в жизни детей
2.    Анализ заболеваемости детей, анализ посещаемости в группах
3.    Итоги тематической проверки «Соблюдение двигательного режима, повышение качества обучения детей основным движениям»
4.    Анализ физкультурного досуга в подготовительной группе
5.    Анализ анкетирования родителей «О здоровье всерьез»
6.    Обсуждение и принятия решения.    


   

 Октябрь    

Заведующий
Старший воспитатель


Воспитатель

Старший воспитатель

Воспитатели

Заведующий,
старший воспитатель,воспитатели

    III    «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС» 
1.    Итоги тематического контроля «Состояние деятельности учреждения по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
2.    Доклады педагогов на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС»
3.    Принятие решения педагогического совета    


    январь    


Заведующий

Старший воспитатель

Воспитатели

Воспитатели, старший воспитатель


    


    IV    «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути их решения»
1.    Консультация «Речевое развитие дошкольника в вопросах и ответах»
2.    Сообщение из опыта работы: «Речевое развитие у малышей»
3.    Консультация: «Познавательно-речевое развитие дошкольников с учетом ФГОС» 
4.    Результаты тематической проверки «Формирование связной речи у детей, система индивидуальной работы»
5.    Решение педагогического совета    


     


      
      март    

Старший воспитатель

Гребнева Г.В.


Скоморохова Е.В.


Заведующий, старший воспитатель

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Педагогические советы в дошкольном учреждении"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребенка - детский сад №115»





СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ МАССОВОЙ ГРУППЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ







Практическое пособие для педагогов ДОУ















г. Краснодар

2012



1. Сущность логопедической работы.


Логопедическая работа с дошкольниками строится на основе логопедии — специальной педагогической науки о предупреждении и преодолении несовершенств речи. В этой работе различают два подхода:

1. Применяемый в специальных группах для детей с тяжёлыми расстройствами

речи;

2. Применяемый в обычных массовых группах детских садов.

Цель работы заключается в помощи нормальному формированию речи дошкольника, а, следовательно, и полноценному развитию его мышления.

Задачи:

— способствовать предупреждению расстройств речи;

— помочь естественному стремлению ребёнка преодолеть возрастные, а иногда и

патологические недостатки речи;

— разрабатывать и совершенствовать методы логопедической работы в соответ­ствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.



2. Необходимость развития полноценной речи у ребенка.


Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык малыш входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее знание русского языка ребенку необходимо для изучения других предметов, для овладения программой детского сада, а в последующем — школы.

По словам И. П. Павлова, язык не только заменяет непосредственное воздействие на мозг всех внутренних и внешних раздражителей, но и абстрагирует, обобщает их, являясь, таким образом, орудием наиболее высокого уровня мышления.

Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозге объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П.Павлова, «высший регулятор человеческого поведения».


Родной язык является средством общения, выра­жения и формирования мыслей и служит активным могучим средством всестороннего развития личности ребёнка.

(А. И. Сорокина)


Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Вот почему в основные задачи детского сада обязательно включается развитие полноценной речи у ребёнка. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение всевозможных её недочётов. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а, следовательно, его личность в целом.

Уже с 4...5 лет более развитые дети начинают самостоятельно замечать недостатки своей речи и нередко болезненно переживать их. Они стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно, становятся раздражительными и неохотно идут в детский сад, а впоследствии и в школу. У них возникает чувство своей неполноценности, боязнь поправок и насмешек со стороны других детей. Тягостные чувства особенно резко проявляются при тяжёлых изъянах речи и не всегда изживаются в детском возрасте. Они преследуют ребёнка в школе и после неё, мешая ему учиться, а в зрелом возрасте — избирать привлекающую его профессию.

До недавнего времени для предупреждения и устранения недостатков речи ограничивались лишь требованием правильной речи окружающих, в том числе и воспитателей. И лишь в настоящее время вопрос о систематической специальной работе над обучением детей правильной речи стал занимать в детских садах всё большее и большее место.

Руководствуясь диалектико-материалистической философией и учением И.П.Павлова о выработке условных рефлексов путём воспитания и обучения, российская психология и педагогика доказали, что язык развивается в результате обучения — ребёнок обучается на примерах взрослых, подражая их языку, выполняя их указания.

Поэтому обучение дошкольников чистому произношению, правильному строю речи и устранению у них речевой патологии должно составлять одну из важных задач детского сада. Своевременное предупреждение и устранение недостатков речи ребенка является актуальной задачей всех наших дошкольных учреждений.



3. Наиболее благоприятный возраст для преодоления недостатков речи.


Научить правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника:

1. Высокая пластичность мозга, т.е. способность быстро и легко переключаться на новые замыкания и также преодолевать последствия нарушений их. Этим объясняется и повышенная подражательность у детей речи взрослых и легко протекающая переделка звуков речи. В гибкости детского мозга заложены основы преодоления несовершенств речи ребенка путём педагогического воздействия (упражнения, повторения, однако при этом необходимо учитывать быструю утомляемость маленьких детей).

2. Способность всё превращать в игру. Дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.

3. Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками, механически многократно повторяют их. Они рано осознают фонетические нормы и стараются овладеть ими. Фонетическое развитие речи ребенка протекает в системе развития языка в целом, неразрывном взаимодействии всех его сторон —

звукопроизносительной (фонетической), словарной (лексической),
грамматической и интонационно-ритмической.

4. Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших полушарий не упрочились, и поэтому легко затормаживаются.

Итак, у детей 3...4-летнего возраста относительное развитие мозга в целом, слуха и речедвигательного аппарата позволяет им овладеть правильным произношением к концу пребывания в детском саду.


3.1. Возрастные особенности произношения дошкольников.

Для успеха по формированию правильного звукопроизношения важно знать наиболее часто встречающиеся возрастные особенности произношения дошкольников.

В возрасте 3-4 лет ребёнок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно чётко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в. Аффрикаты ч, щ заменяются на т-ть, и сь. Звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль.

В 4...5 лет исчезает смягчённое произношение звуков, замены на звуки т-д. Шипящие могут произноситься недостаточно чётко. Не у всех детей еще формируется звук р.

В 5...6 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твёрдые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при употреблении сходных звуков. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки.

В 6...7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка. Гибкость режима детского сада даёт возможность уделять этому достаточно времени.

Педагогический опыт показывает, что воспитатель вполне может овладеть необходимыми знаниями по преодолению несовершенств детской речи. Дети любят занятия над улучшением своей речи, особенно над чистотой произношения, проявляют большой интерес и настойчивость, следят друг за другом, подсказывают звуки или требуемые положения языка, губ. Они охотно играют в звуки, подмечают различия между ними, заучивают слова, потешки, стишки. Овладев правильным произношением того или иного звука, дети радуются, гордятся победой, демонстрируют новый звук перед окружающими и ждут одобрения. Они перестают стесняться, становятся более общительными.


3.2. Развитие словаря и характеристика грамматического
строя речи у детей в норме.

Показателем развития детской речи является не только правильное произношение, как почему-то думают родители, но и своевременное развитие у ребёнка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения. При нормальном речевом развитии ребёнка в благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро.

В возрасте 3...4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качество предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи словами с противоположным значением. Постепенно формируется навык словообразования. Так, 4-летние дети совершенно свободно образуют существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дошкольники в 5...6 лет свободно выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и другие (например: красные, краснеть, краснота; плавать, пловец, плавучий). Дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных.

Характеристика грамматического строя речи детей в норме следующая. При нормальном развитии речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и
именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов).

Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными.

К 3...4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги, свободно пользуются ими в своих высказываниях.

К 5 годам дети усваивают основные формы согласования слов существительных с прилагательными всех трёх родов, с числительными в именительном падеже.

По накоплению словаря и формированию грамматического строя речи воспитателями массовых групп изготовлены картотеки с дидактическими играми, которые используются ими в повседневной жизни в свободное от занятий время.









4. Роль воспитателя и родителей в развитии речи детей.


Воспитателю детского сада, прежде всего, приходится иметь дело с естественными для ребенка возрастными особенностями речи. Преодоление таких недочётов не представляет особых трудностей, так как воспитатель правильными методами обучения лишь помогает естественному процессу нормального развития детской речи, ускоряя его. Этим он облегчает ребёнку овладение такой сложной деятельностью, как речь. Но определенная подготовка воспитателей детских садов по формированию правильного произношения обязательна, т.к. неумелое устранение одних недостатков речи может вызвать появление других. Родители, в свою очередь, должны проявлять большую заинтересованность в работе детского сада, т.к. роль языка в жизни человека очень важна. Родители должны беспокоиться, чтобы их дети не остались на всю жизнь с изъянами речи. Родители должны знать важность устранения недочетов речи и должны сами участвовать в этой работе: поощрять детей, выполнять советы воспитателей, закреплять достигнутые успехи.

Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живёт в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребёнка.

Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. Чем больше няня, родители, воспитатель разговаривают с детьми, чем лучше стимулируют их к разговору, тем успешнее формируется их речь; чем чаще малыши общаются с детьми старшего возраста, а также со взрослыми, тем богаче становится их речь.





5. Совместная работа логопеда и воспитателя массовой группы.


В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно
воспринимать явления окружающего мира.

В нашем детском саду работа по формированию правильной речи проводится по двум направлениям — коррекционному и профилактическому. Воспитатели знают, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения (коррекционное направление). Но ещё в большей степени для педагога-практика важно профилактическое направление, которое по своим задачам и содержанию совпадает с работой по звуковой культуре речи, предусмотренной различными программами.

Совместную работу логопеда и воспитателя массовой группы мы начали с 1994 г., т.к. столкнулись с тем, что в нашем детском саду многие дети имели нарушения звуковой стороны речи. Таких детей было столько, что нам пришлось открыть ещё одну логопедическую группу. Но и это не решило проблему: не все дети могли посещать эту группу, т.к. у них в наличии было только нарушение произносительной стороны речи, а все логопедические группы нашего сада профилированы для детей с общим недоразвитием речи. И тогда было принято решение за каждой массовой группой у нас
закрепить логопеда. Его задача — в начале учебного года (в сентябре) и в конце (в мае) проводить диагностику звукопроизношения. Результаты обследования обсуждаются с воспитателями групп, и логопед вносит данные обследования в план работы воспитателя. Составляется план консультативно-практической работы с воспитателями массовых групп
(средней, старшей, подготовительной). В методическом кабинете логопедами ведётся журнал «Обследование звукопроизношения у детей массовых групп».

В октябре для средних и старших, а в сентябре для подготовительных групп логопеды проводят консультацию для воспитателей на тему «Планирование работы по формированию правильного звукопроизношения», где знакомят воспитателя с:

1. Основными этапами работы;

2. Формами работы;

3. Принципом комплектования подгрупп в соответствии с типом группы

нарушенных звуков;

4. Упражнениями артикуляционной гимнастики для формирования основных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных);

5. Рекомендациями по проведению воспитателями игр на развитие речевого дыхания;

6. Рекомендациями по проведению воспитателями игр на развитие
фонематического слуха;

7. Рекомендациями по проведению воспитателями игр и упражнений пальчиковой гимнастики.

В случае необходимости родителям также предлагается проконсультировать ребенка у специалистов-медиков (психоневролог, ортодонт).

Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения, которые заключаются в следующем. Воспитатель работает с детьми, которые имеют возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определённых этапов речевого развития.

При правильном речевом воспитании эти особенности ликвидируются и не задерживают развития речи ребенка. Формирование звукопроизношения — это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и развитию фонематического слуха.

Логопед работает с теми детьми, у которых на занятиях с воспитателем неправильное звукопроизношение не ликвидируется и мешает дальнейшему развитию их речи.

Исправление звукопроизношения — это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, направленная на преодоление этих недостатков.


5.1. Этапы работы воспитателя массовой группы
по формированию звукопроизношения.

Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения, работа над звуками состоит из трёх основных этапов.

1. Подготовительный этапуточнение движений органов артикуляционного аппарата. Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков.

2.Этап появления звука — уточнение звука или его вызывание по подражанию. Воспитатель использует способность ребёнка к подражанию.
Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука.

3.Этап усвоения звука — правильное произношение звука в речи. Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах.


5.2. Формы работы воспитателя массовой группы
по формированию правильного произношения.

1. Фронтальная работа со всей группой детей на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи. Отдельные разделы работы по воспитанию произносительной стороны речи (развития слухового внимания, речевого дыхания, темпа, ритма речи) могут быть включены и в музыкальные занятия.

Проводя фронтальную работу, воспитатель может увидеть разницу в освоении программного материала каждым ребёнком, заметить трудности, возникающие у отдельных детей. Это даст педагогу возможность продумать, что делать с ребёнком дальше, над чем и как с ним работать.

2. Работа по подгруппам проводится с теми детьми, которые не усвоили программный материал фронтального занятия или имеют дефектное звукопроизношение.

Эта работа проводится 2-3 раза в неделю в утренние часы (до завтрака) или вечером (после дневного сна и перед уходом домой). Состав подгруппы — не более 4-6 человек, меняющийся, т.к. во время фронтальной работы затруднения могут возникать на разных этапах и у разных детей. Работая с подгруппами, воспитатель ликвидирует разницу в
умениях и навыках детей, а дети получают возможность осваивать последующий программный материал на фронтальных занятиях со всей группой.

3. Индивидуальная работа с детьми проводится в удобное для воспитателя
время. Работа проводится с теми детьми, которые не овладевают материалом по звукопроизношению, предусмотренным для всей группы. Недостаточны для них и занятия в подгруппах. Активное участие в этой работе принимают родители, выполняющие дома задания, данные воспитателем или логопедом. К индивидуальным занятиям в случае
необходимости привлекаются дети, позже других поступившие в детский сад или пропустившие много времени по болезни. С такими детьми индивидуально отрабатывают материал, пройденный со всей группой. Дети, с которыми проводят индивидуальные занятия, не освобождаются от участия в общефронтальной работе по звукопроизношению.

Работа по формированию навыков правильного произношения начинается с обследования речи детей. Обследование проводится дважды: осенью (чтобы правильно спланировать работу на год) и весной (чтобы подвести итоги). При обследовании речи ребёнка мы обращаем внимание на состояние звукопроизношения, словаря и грамматического строя речи.

Обследование проводится с использованием специального материала. При этом используются предметные картинки на определённые звуки. Картинки подбираются так, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, середине и в конце слова, т.к. в разных положениях звук произносится неодинаково. Подбираются картинки для проверки следующих групп звуков:

1 группа — свистящие с, с`, з, з`, ц.

2 группа — шипящие ш, ж, ч, щ.

3 группа — сонорные л, л`, р, р`.

На каждое положение звуков в словаре (начало, середина, конец) подбирается не менее трёх картинок. При подборе материала нужно помнить, что звонкие согласные з, ж в конце слов и в середине оглушаются, если за ними следует глухой согласный, т.е. произносятся как соответствующие им парные глухие звуки: з как с, ж как ш. Поэтому не следует пользоваться картинками, где эти звуки находятся в конце или середине слова, когда за ними следует глухой согласный. Надо подбирать картинки так, чтобы звонкий согласный находился между двумя гласными или перед сонорными звонкими согласными.

Для проверки словаря ребёнка не подбирают специального материала, т.к. сделать это практически невозможно. Но при назывании предметных картинок во время проверки звукопроизношения следует учитывать и состояние словаря, смотреть, не делает ли ребенок перестановок в словах, пропусков слогов, сокращений слов. В основном же состояние словаря и фразовой речи воспитатель выясняет на занятиях по разным
разделам программы.

Уточнение построения предложений, правильного употребления предлогов, согласования членов предложения в роде, числе, падеже воспитатель может провести, используя сюжетные картинки. Картинки подбираются таким образом, чтобы по ним можно было составить предложения из двух, трёх, четырёх и более слов. Давать их надо в порядке нарастающей трудности: из двух слов, из трёх слов, из четырёх слов, больше четырёх слов и с предлогами.

При обследовании речи детей обращается внимание на темп их речи, чёткость, правильность произношения слов, звонкость голоса. Результаты обследования логопед записывает в тетрадь с указанием даты обследования. При обследовании отмечается наличие грубых видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата: короткая
подъязычная уздечка, неправильный прикус. Такие дети нуждаются в консультации ортодонта.

После подведения итогов по обследованию речи детей в конце сентября, воспитатель проводит родительское собрание и знакомит родителей с состоянием речи их детей. Логопед, учитывая результаты обследования, комплектует подгруппы в соответствии с нарушениями звукопроизносительной стороны речи.

Работа воспитателя начинается с проведения артикуляционной гимнастики. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка. Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Логопед должен научить воспитателей выполнять упражнения
артикуляционной гимнастики. В нашем детском саду все эти комплексы воспитатели массовых групп знают и владеют методикой их выполнения. Каждым воспитателем сдаётся зачёт по методике выполнения упражнений артикуляционной гимнастики по всем группам звуков. Каждый комплекс имеет определенную направленность.

1 комплекс — упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.

2 комплекс — упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

3 комплекс — упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков.

4 комплекс — упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука л.

5 комплекс — упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звук р.

Артикуляционная гимнастика проводится воспитателями ежедневно, соблюдая определённую последовательность: идти от простых упражнений к более сложным. Воспитатели проводят их эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняют сидя, т.к. именно в этом положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги расслаблены. Дети сидят за столами перед воспитателем. У каждого ребёнка должно быть индивидуальное зеркало. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое при этом должно быть хорошо освещено.

Воспитатель должен организовать работу следующим образом:

1. Рассказать детям о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.
2. Показать его выполнение.

3. Затем упражнение выполняют дети.

4. Воспитатель проверяет правильность выполнения упражнения детьми.

В разные периоды (месяц зависит от возрастной группы) логопеды наблюдают за работой воспитателей по подготовке артикуляционного аппарата детей, при необходимости дают рекомендации, помогают воспитателям. В разные периоды логопеды
проводят контрольные срезы по овладению детьми упражнениями артикуляционной гимнастики (первый этап работы).

После овладения им детьми переходим ко второму этапу работы — уточнение произнесения изолированного звука или вызывания звука по подражанию. Эта работа проводится по альбомам, изготовленным воспитателями. Начинаем с игрового упражнения, которое имеет определённое название. Воспитатель подбирает картинку-символ для каждого звука, с которой в дальнейшем будет соотноситься этот звук, например, на звук з — картинка с изображением большого комара. Упражнение называется «Комар». На звук с — изображение насоса, и используемое упражнение —
«Насос». Для уточнения звука необходимо многократное повторение, соотнесение данного звука с картинкой-символом. Необходимо добиваться чёткого, правильного произношения звука всеми детьми. Воспитатель проводит уточнение звука с подгруппами, чтобы иметь возможность увидеть неправильное положение органов артикуляционного аппарата у детей и помочь им. Воспитатель должен следить за четкостью своей дикции, ясностью изложения материала, увлекательно и доступно оформлять задания.

Третий этап работы — это этап усвоения звука (правильное произношение звуков). Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Воспитатель подбирает игрушки, предметы, картинки, в названиях которых отрабатываемый звук употребляется в сочетании с различными звуками и в разных частях слова. Также работа ведётся и по альбомам, в которых имеется весь речевой материал по данному звуку. При назывании предметов, картинок отрабатываемый звук выделяют голосом, произнося его длительнее других звуков. Необходимо подбирать такие слова, где бы звук находился в ударном слоге — это привлекает внимание ребёнка к звуку. При уточнении звука во фразовой речи нельзя голосом выделять его из слов, т.к. это будет отвлекать ребёнка и
мешать ему следить за последовательностью изложения. Воспитатель должен лишь
следить за правильным употреблением звука в речи. На этом этапе работы необходимо вырабатывать у детей спокойную, плавную, достаточно громкую речь. Очень важно следить за темпом речи детей, т.к. темп способствует улучшению звукопроизношения.

В подготовительной к школе группе проводится ещё один этап работы — это различение сходных звуков. На этом этапе можно выделить три основных вида работы:

1. Различение сходных звуков изолированно;

2. Различение сходных звуков в слогах, в словах;

3. Различение сходных звуков во фразовой речи.

Этот этап работы необходим для того, чтобы научить различать и правильно употреблять сходные звуки в речи. Воспитатель учит различать слова, отличающиеся одним из дифференцируемых звуков. На их примере показывает детям, что с заменой одного звука меняется смысл слова. Ребёнок объясняет значение каждого слова и указывает, в каком слове какой звук находится. Детям предлагают повторить слова, в которых имеются оба дифференцируемых звука. Воспитатель использует на занятиях потешки, стихи, скороговорки, рассказы, насыщенные дифференцируемыми звуками.
В работе воспитатели используют альбомы, в которых имеется необходимый речевой материал, изготовленные по рекомендации логопеда.

В конце учебного года опять проводится обследование речи детей для того, чтобы подвести итоги.

Для улучшения у детей произносительной стороны речи и овладения ими правильным произношением слов необходима систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого дыхания, голоса. С этой целью используются подобранные воспитателями специальные игры и упражнения. Они предполагают подготовку органов речи и слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слухового внимания. Подбор игр идёт в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам; затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать

голоса людей, понимать смысл фразы говорящего.
И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слушать составные части слова. Также необходимы игры на развитие дыхания и голоса, т.к. они могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи. Все эти игры подобраны и систематизированы в картотеке. Они имеются в наличии во всех массовых
группах.



Общий вывод из принципа системного развития речи:


В процессе формирования у ребёнка правильной речи следует уделять внимание развитию всех её сторон — звукопроизносительной, словарной, грамматической.












6. Перспективный план совместной работы логопеда и воспитателя

массовой группы по формированию звукопроизношения

в средней группе.


Сроки

Содержание работы

Цель

Работа логопеда

СЕНТЯБРЬ

Обследование уровня речевого развития детей:
- фонематического слуха;
- звукопроизношения;

  • грамматического строя

речи;

  • состояния мелкой

моторики;

  • дифференциация ротового

и носового дыхания.


Наметить

перспективы работы
на год, выводы

по результатам
обследования,
подведение итогов.


Углубленное обследование
звукопроизносительной стороны речи детей.

Обсуждение результатов
обследования детей с воспитателями групп.

Заполнение журнала «Осмотр детей д/с специалистами» согласно результатам обследования. Посещение родительских собраний и
ознакомление родителей с результатами обследования.

ОКТЯБРЬ

Разработка планов
консультативно- практической
работы логопеда и воспитателей массовых групп.

Изготовление альбомов,
картотек.


Планирование
работы по
формированию
правильного
звукопроизношения.


Комплектование подгрупп в соответствии с нарушенными
группами звуков.

Ознакомление воспитателей с
основными этапами и формами
работы.

Направление детей-логопатов на консультации к врачам-
специалистам.

НОЯБРЬ

Работа на подготовительном
этапе.


Развитие речевой
моторики.


Наблюдение за работой воспитателей
по подготовке артикуляционного
аппарата детей для формирования
основных групп

звуков-шипящих,
свистящих, сонорных.











Работа воспитателей

Работа с детьми-логопатами

Работа с родителями

Участие

в семинаре-практикуме
«Общие принципы обследования речи детей».

Участие в обследовании

речи детей.


Обследование речи детей;

наблюдение; беседы; игры.


Ознакомление родителей

с результатами обследования речи детей.


Участие

в семинаре-практикуме
«Различные недостатки
звукопроизношения у детей от 4-х до 7-ми лет»

Ознакомление логопедом
воспитателей группы с
упражнениями артикуляционной
гимнастики для формирования
основных групп звуков:
свистящих; шипящих; сонорных.

Занятие-зачёт по усвоению
воспитателями упражнений
артикуляционной гимнастики.


Проведение воспитателями с детьми-логопатами

игр на развитие:

  • слухового внимания;

  • фонематического слуха;

  • речевого дыхания;

  • проведение игр и

упражнений пальчиковой

гимнастики, обучение детей самомассажу кистей

и пальцев рук.


Проведение консультаций для родителей:

«Что надо знать родителям о закономерностях
развития детской речи»

Консультации врачей:
невролога,
отоларинголога,
ортодонта.


Проведение подготовительных
артикуляционных упражнений для
развития подвижности органов периферического речевого аппарата
(губы, язык).


Проведение воспитателями с детьми-логопатами игр на развитие:

- слухового внимания;
- фонематического слуха;
- речевого дыхания.
Проведение артикуляционной
и пальчиковой гимнастики.


Практические рекомендации
логопеда.
































Сроки

Содержание работы

Цель

Работа логопеда

ДЕКАБРЬ

Работа на подготовительном этапе.


Развитие речевой моторики.

Просмотр индивидуальной

и подгрупповой работы воспитателя по ЗКР.

Просмотр индивидуальных

и подгрупповых занятий с детьми по выполнению комплексов артикуляционной гимнастики

для формирования основных групп звуков.
Оказание консультативной помощи родителям.


ЯНВАРЬ

Проведение контрольных срезов.


Анализ динамики

результатов работы

воспитателей

на данном этапе.


Контрольные срезы упражнений,
способствующих выработке движений и положений органов артикуляционного
аппарата, необходимых для правильного формирования свистящих звуков.


ФЕВРАЛЬ

Вызывание звука С по подражанию,
уточнение правильного произношения звука С.

Работа на 2 и 3 этапе.


Закрепление

правильного

произношения

звука С детьми,

у которых он есть.

Вызывание звука С по подражанию

у детей, которые его

не произносят;

фиксирование

внимания на

звучании и

артикуляции

звука.


Консультация для воспитателей
«Уточнение произнесения
изолированного звука С или вызывание звука

по подражанию»
Посещение подгрупповых занятий с детьми-логопатами по усвоению звука С в речи, контрольные срезы.










Работа воспитателей

Работа с детьми-логопатами

Работа с родителями

Проведение занятий по ЗКР.
Проведение по подгруппам и
индивидуально комплексов
артикуляционной гимнастики.
Проведение консультаций для родителей.


Подгрупповые и
индивидуальные занятия.
Проведение игр
артикуляционной и
пальчиковой гимнастики.


Проведение консультаций для родителей «В чём
заключается связь движений пальцев и речи».


Участие воспитателей в
контрольных срезах упражнений,
необходимых для правильного формирования свистящих звуков.



Выполнение подготовительных
артикуляционных упражнений.

Проведение индивидуальных
консультаций для родителей
по мере необходимости.

Занятие-практикум «Вызывание звука С по подражанию». Работа с
альбомами по закреплению
правильного произношения звука. Проведение с детьми упражнений артикуляционной гимнастики для формирования шипящих звуков.


Проведение речевых игр и упражнений на уточнение или вызывание звука С по
подражанию. Упражнение
детей в правильном
произношении звука С в словах и фразовой речи.

Консультация «Эти

непослушные звуки»

(о правильной артикуляции

свистящих звуков

С, С`, З, З`, Ц.


Сроки

Содержание работы

Цель

Работа логопеда

МАРТ

Вызывание звука С` по подражанию. Уточнение правильного произношения звука С`.

Вызывание звука З по подражанию, уточнение правильного произношения данного звука.


Закрепление
правильного
произношения
звука С` с

детьми.

Закрепление
правильного
произношения
звука З.


Посещение подгрупповых занятий воспитателей с детьми-логопатами.

Контрольные срезы

по формированию
правильного произношения звука С`.


АПРЕЛЬ

Уточнение правильного произношения звука З

в словах, фразах, потешках, рассказах, стихотворениях.

Вызывание звука З` по
подражанию.

Уточнение правильного произношения звука З`.


Закрепление
правильного
произношения

звука З.


Посещение подгрупповых занятий воспитателей

с детьми-логопатами.
Контрольные срезы по усвоению звуков
З и З` в речи.


МАЙ

Работа на 2 и 3 этапах

со звуком Ц.
Обследование речи детей.


Уточнение звука Ц

в словах и фразовой

речи.

Обсуждение

результатов

совместной

работы.

Подведение

итогов.


Посещение подгрупповых занятий воспитателей

с детьми-логопатами.
Контрольные срезы 3 этапа работы над звуком Ц.


Работа воспитателей

Работа с детьми-логопатами

Работа с родителями


Занятие-практикум

«Вызывание звука С`

по подражанию.
Работа с альбомами по закреплению правильного произношения звука С`
(I и II неделя).

Формирование звука З по подражанию. Уточнение правильного произношения звука З (работа с альбомами) на III и IV неделе.

Артикуляционная гимнастика для
формирования шипящих
звуков.


Речевые игры и упражнения на вызывание звука С` по
подражанию / на уточнение/
Закрепление правильного
произношения звука С`

в словах, фразовой речи.


Звука З в слогах.


Консультация:

«Играем, закрепляя звук»



Уточнение правильного

произношения звука З в речи (I и II неделя).

Занятие-практикум «Вызывание звука З` по подражанию».

Работа с альбомами по закреплению правильного произношения звука 3’

в речи (III и IV неделя).


Закрепление правильного произношения звука З во фразовой речи.


Работа со звуковыми образами, соответствующими данному звуку, закрепление правильного произношения данного звука.


Оказание консультативной
помощи родителям

(по мере необходимости).


Занятие-практикум «Уточнение или
вызывание звука Ц по
подражанию».
Проведение с детьми
артикуляционной гимнастики для
формирования шипящих
звуков. Участие в обследовании речи детей.


Речевые игры, заучивание
потешек, стихотворений,
рассказов для закрепления
правильного произношения
звука Ц в речи.


Совместное обсуждение
результатов работы по
усвоению свистящих звуков С, С`, З, З`, Ц

в речи.






7. Перспективный план совместной работы логопеда и воспитателя

массовой группы по формированию звукопроизношения

в старшей группе.


Сроки

Содержание работы

Цель

Работа логопеда

СЕНТЯБРЬ

Обследование

звукопроизносительной стороны речи детей, фонематического слуха,
грамматического строя речи.
Обследование состояния мелкой моторики.


Выводы по
результатам
обследования,
планирование
работы на
учебный год.


Углубленное обследование
звукопроизносительной стороны речи детей. Обсуждение результатов обследования детей

с воспитателями группы.

Заполнение журнала «Осмотр
детей детского сада специалистами» согласно результатам обследования.
Посещение родительских собраний и ознакомление родителей с результатами обследования.


ОКТЯБРЬ

Консультативно-практическая

работа логопеда с воспитателями

массовых групп.

Уточнение произношения звуков С и С` в речи детей, у которых он есть.

Вызывание звуков

С и С` по подражанию.


Планирование

работы по

формированию

основных

групп звуков:

свистящих,

шипящих,

сонорных.

Закрепление

правильного

произношения

звуков С и С`

в речи.


Комплектование подгрупп в
соответствии с нарушенными группами звуков.

Ознакомление воспитателей с основными этапами и формами работы. При необходимости рекомендации родителям в получении консультации специалистов.

Посещение подгрупповых занятий воспитателей с

детьми-логопатами по формированию и уточнению звуков С и С`.
Контрольные срезы.


НОЯБРЬ

Уточнение произношения звуков З и З`. Вызывание звуков З и З` по
подражанию, уточнение
произношения этих звуков в речи.
Работа со звуком Ц на 2 этапе (этап появления звука) и 3 этапе
(этап закрепления звука в речи).


Закрепление

правильного

произношения

звуков З и З` в

речи.

Уточнение и

закрепление

правильного

произношения

звука Ц в речи.


Посещение подгрупповых занятий воспитателей

с детьми-логопатами по формированию и уточнению звуков З и З` по подражанию. Контрольные срезы.
Посещение подгрупповых занятий воспитателей

с детьми-логопатами по вызыванию звука Ц по подражанию и закреплению данного звука в речи. Контрольные срезы.










Работа воспитателей

Работа с детьми-логопатами

Работа с родителями

Участие в обследовании речи детей.


Обследование речи детей.
Изучение речи ребёнка
воспитателем на занятиях, в играх с детьми,

в режимных моментах и в повседневной жизни.

Ознакомление родителей с
состоянием речи детей.

Ознакомление логопедом воспитателей группы с упражнениями артикуляционной гимнастики для формирования основных групп звуков: шипящих, свистящих, сонорных.

Семинар-практикум «Формирование правильного звукопроизношения с участием различных анализаторов: зрительных, слуховых, тактильных».
Работа с альбомами,

с предметными картинками по закреплению правильного произношения звуков С и С`.

Проведение с детьми упражнений артикуляционной гимнастики для формирования шипящих и сонорных звуков.

Проведение воспитателями с
детьми-логопатами игр на
развитие:

- слухового внимания;
- фонематического слуха;
- речевого дыхания.
Проведение игр и упражнений для пальчиковой гимнастики.
Речевые игры и упражнения на
уточнение или вызывание
звуков С и С`

по подражанию.


Консультация «Организация работы в семье по формированию правильного
звукопроизношения».


Работа с наглядным материалом по закреплению правильного
произношения звуков З и З`

у детей.

Работа с детьми по воспитанию правильного, чёткого произношения звука Ц

в словах, во фразовой речи.

Проведение с детьми упражнений артикуляционной гимнастики для формирования шипящих и сонорных звуков.


Закрепление в речи
правильного произношения
звуков З и З`, повторение слов предложений, пересказ текстов, заучивание наизусть
стихов.

Заучивание стихов, потешек, загадок, скороговорок

для закрепления произношения
звука Ц.


Консультация «Помощь
родителей детям по
воспитанию правильного
произношения».
Оказание родителям помощи в работе с практическим материалом по закреплению
правильного произношения
звуков. Совместное
обсуждение результатов
работы по усвоению
свистящих звуков в речи.

























Сроки

Содержание работы

Цель

Работа логопеда

ДЕКАБРЬ

Вызывание звука Ш

по подражанию. Уточнение правильного произношения звука Ш.


Закрепление
правильного
произнесения
звука Ш.


Контрольные срезы упражнений артикуляционной
гимнастики, необходимых для правильного
произнесения шипящих звуков. Консультация для воспитателей «Уточнение
произнесения изолированного звука Ш

или вызывание звука по подражанию».

Посещение подгрупповых занятий воспитателей с детьми-логопатами. Контрольные срезы по усвоению звука
Ш в речи.


ЯНВАРЬ

Вызывание звука Ж по
подражанию, уточнение
правильного произношения звука Ж.


Закрепление
правильного
произношения
звука Ж.


Консультация для воспитателей «Уточнение
произнесения изолированного звука Ж

или вызывание звука по подражанию.

Посещение подгрупповых занятий воспитателей с детьми-логопатами. Контрольные срезы по усвоению звука Ж в речи.


ФЕВРАЛЬ

Уточнение произношения звука Ч.
Вызывание звука Ч

по подражанию.


Закрепление
правильного
произношения
звука Ч.


Консультация для воспитателей «Уточнение
произнесения изолированного звука Ч

или вызывание
звука по подражанию. Посещение подгрупповых
занятий воспитателей с детьми-логопатами.
Контрольные срезы по усвоению звука Ч в речи.












Работа воспитателей

Работа с детьми-логопатами

Работа с родителями

Занятие-практикум «Вызывание звука Ш по подражанию». Работа с
альбомами по усвоению звука Ш в речи.

Проведение с детьми
упражнений артикуляционной
гимнастики для формирования
сонорных звуков.


Закрепление правильного
произношения звука Ш

в словах фразовой речи.
Заучивание стихов, потешек,
скороговорок

для закрепления
произношения звука Ш.


Знакомство с правильной
артикуляцией шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ.


Занятие-практикум «Вызывание звука Ж

по подражанию.
Закрепление правильного
произношения звука Ж

в речи.
Проведение с детьми упражнений артикуляционной гимнастики для формирования сонорных звуков.



Повторение речевого
материала для закрепления
звука Ж в речи. Заучивание
наизусть, пересказы.
Самоконтроль за
произношением звука Ж.


Консультация для родителей
по мере необходимости.


Занятие-практикум «Вызывание звука Ч по подражанию». Закрепление
правильного произношения звука Ч в речи.

Проведение с детьми
упражнений артикуляционной
гимнастики для формирования
сонорных звуков.


Работа с речевым материалом по закреплению произношения
звука Ч в речи (игры,
пересказы рассказов,
заучивание стихов).


Рекомендации родителям в выборе речевого материала для закрепления шипящих
звуков.


Сроки

Содержание работы

Цель

Работа логопеда

МАРТ

Уточнение произношения

звука Щ в речи. Вызывание

звука Щ по
подражанию.


Закрепление
правильного
произношения
звука Щ в речи.


Консультация для воспитателей
«Уточнение произнесения изолированного
звука Щ в речи или вызывание звука по подражанию. Посещение подгрупповых
занятий воспитателей

с детьми-логопатами.
Контрольные срезы по усвоению звука Щ в речи.


АПРЕЛЬ

Уточнение произношения

звука Л в речи, вызывание

звука Л

по подражанию.


Закрепление
правильного
произношения
звука Л в речи.


Контрольные срезы упражнений
артикуляционной гимнастики,
необходимых для правильного
произнесения сонорных звуков.
Консультация для воспитателей
«Уточнение произнесения звука Л или вызывание звука Л по подражанию».
Посещение подгрупповых занятий воспитателей

с детьми-логопатами.
Контрольные срезы

по усвоению звука Л в речи.


МАЙ

Вызывание звука Л` по подражанию. Уточнение
правильного произношения

звука Л`.

Обследование речи детей.


Закрепление

правильного

произношения

звука Л` в речи

Обсуждение

результатов

совместной работы.

Подведение итогов.


Консультация для воспитателей
«Уточнение произнесения изолированного звука Л`

или вызывание звука

по подражанию.

Посещение подгрупповых
занятий воспитателей

с детьми-логопатами.
Контрольные срезы по усвоению звука Л` в речи.






























Работа воспитателей

Работа с детьми-логопатами

Работа с родителями

Занятие-практикум «Вызывание звука
Щ по подражанию». Закрепление
правильного произношения звука Щ в
речи. Проведение с детьми-логопатами
упражнений артикуляционной
гимнастики для формирования
сонорных звуков.


Для закрепления правильного
произношения звука Щ в речи, разучивание с детьми стихов, потешек, скороговорок.
Загадывание детям загадок.
Пересказ детьми текстов.


Совместное обсуждение
результатов работы по усвоению шипящих звуков в речи.


Занятие-практикум «Вызывание звука Л

по подражанию. Работа с
альбомами по усвоению звука Л в речи.


Закрепление правильного
произношения звука Л в
словах, фразовой речи.
Заучивание стихов, загадок,
скороговорок для закрепления
произношения звука Л.
Самоконтроль

за произношением звука Л.


Консультация для родителей
«Знакомство с правильной
артикуляцией сонорных звуков Л, Л`, Р, Р`».


Занятие-практикум «Вызывание звука Л`

по подражанию.
Закрепление правильного
произношения звука Л`

в речи.
Участие в обследовании

речи детей.


Повторение речевого
материала для закрепления
звука Л` в речи. Заучивание
наизусть, пересказы.
Самоконтроль

за произношением звука Л`.

Рекомендации родителям при подборе речевого материала

для закрепления

сонорных звуков.

Совместное обсуждение
результатов работы по
усвоению свистящих,
шипящих звуков и звуков
Л, Л` в речи.



8. Перспективный план совместной работы логопеда

и воспитателя массовой группы по формированию звукопроизношения

в подготовительной группе


Сроки

Содержание работы

Цель

Работа логопеда

СЕНТЯБРЬ

Знакомство с речью каждого ребёнка группы, обследование речи.


Консультативно-практическая работа логопеда с воспитателями массовых групп.


Выводы по
результатам
обследования,
подведение итогов обследования.

Планирование работы по формированию сонорных звуков, по различению

и правильному употреблению сходных звуков.


Обследование звукопроизносительной стороны речи детей.

Обследование умения детей различать наиболее часто смешиваемые группы звуков (свистящие-шипящие, сонорные). Обсуждение результатов обследования детей с воспитателями группы. Заполнение журнала «Осмотр детей д/с специалистами». Посещение родительских собраний и ознакомление родителей с результатами обследования.

Комплектование подгрупп детей в соответствии с нарушением звукопроизношения.

Ознакомление воспитателей с основными этапами и формами работы.

Наблюдение за работой воспитателей по подготовке артикуляционного аппарата детей к работе по формированию сонорных звуков. Рекомендации. Объяснения, пояснения.


ОКТЯБРЬ

Уточнение произношения звука Л в речи, вызывание звука Л

по подражанию


Закрепление правильного произношения звука Л в речи.


Контрольные срезы упражнений артикуляционной гимнастики, необходимых для правильного произнесения сонорных звуков. Консультация для воспитателей «Уточнение произнесения звука Л или вызывание его по подражанию». Посещение подгрупповых занятий воспитателей с детьми-логопатами. Контрольные срезы по усвоению звука Л в речи.


НОЯБРЬ

Вызывание звука Л` по подражанию. Уточнение правильного произношения звука Л`.


Закрепление правильного произношения звука Л`

в речи.


Консультация для воспитателей «Уточнение произнесения изолированного звука Л’ или вызывание звука по подражанию». Посещение подгрупповых занятий воспитателей с детьми-логопатами.

Контрольные срезы по усвоению

звука Л` в речи.






Работа воспитателей

Работа с детьми-логопатами

Работа с родителями

Участие в семинаре-практикуме:
«Индивидуальный подход к детям с недостатками речи в условиях детского сада»
Участие в обследовании речи детей.


Обследование речи детей
с использованием следующих приёмов:

- с помощью набора

картинок;
- повторение за

воспитателем слогов,

слов на заданный звук.

Ознакомление

родителей с результатами
звукопроизношения детей
согласно обследованию.


Закрепление воспитателями
методики проведения упражнений артикуляционной гимнастики

для формирования

сонорных звуков.
Занятие-практикум «Вызывание
звука Л по подражанию.

Работа с альбомами

по усвоению звука Л в речи.


Проведение с детьми игр на развитие:
- слухового внимания;
- фонетического слуха;

- речевого дыхания;
- пальчиковой
гимнастики.

Обучение детей самомассажу

кистей и пальцев рук.
Закрепление правильного
произношения звука Л

в словах, фразовой речи.
Заучивание стихов, загадок, скороговорок

для закрепления произношения звука Л.
Самоконтроль за произношением звука Л.


При необходимости
обеспечить консультацию
врачей разных
специальностей.

Консультация для родителей
«Знакомство с правильной
артикуляцией сонорных звуков Л, Л`, Р, Р`».


Занятие-практикум

«Вызывание звука Л`

по подражанию».
Закрепление правильного
произношения

звука Л` в речи.


Повторение речевого
материала для закрепления
звука Л` в речи. Заучивание наизусть, пересказы.
Самоконтроль за
произношением звука Л`.


Рекомендации родителям при подборе речевого материала для закрепления

сонорных звуков.



































Сроки

Содержание работы

Цель

Работа логопеда

ДЕКАБРЬ

Уточнение произношения звука Р.
Вызывание звука Р

по подражанию.


Закрепление
правильного
произношения
звука Р.


Консультация для воспитателей
«Уточнение произнесения изолированного
звука Р или вызывание звука по подражанию».


ЯНВАРЬ

Вызывание звука Р по
подражанию, уточнение
произношения этого звука в речи.


Закрепление
правильного
произношения
звука Р.


Посещение подгрупповых занятий воспитателей

с детьми-логопатами.
Контрольные срезы по усвоению звука Р в речи.


ФЕВРАЛЬ

Уточнение произношения звука Р в речи.

Вызывание звука Р` по
подражанию.


Закрепление
правильного
произношения
звука Р` в речи.

Консультация для воспитателей «Уточнение произнесения изолированного звука Р` или вызывание звука по
подражанию».

Посещение подгрупповых
занятий воспитателей с детьми-логопатами.

Контрольные срезы по
усвоению звука Р` в речи.


Работа воспитателей

Работа с детьми-логопатами

Работа с родителями

Занятие-практикум «Вызывание звука Р по подражанию».
Закрепление правильного
произношения звука Р в речи.


Работа с речевым материалом
по закреплению произношения
звука Р в речи (игры,
пересказы рассказов,
разучивание стихов).


Рекомендации родителям при подборе речевого материала для закрепления звука Р в речи.


Уточнение и закрепление
правильного произношения звука Р в речи.


Повторение речевого
материала для закрепления
звука Р в речи.


Консультация для родителей по мере необходимости.


Занятие-практикум «Вызывание звука Р` по подражанию».
Закрепление правильного
произношения звука Р` в речи.


Для закрепления правильного
произношения звука Р` в речи
заучивание с детьми стихов,
потешек, скороговорок,
загадывание детям загадок.
Пересказ детьми текстов.

Обсуждение с родителями
результатов работы

по усвоению

сонорных звуков в речи.



Сроки

Содержание работы

Цель

Работа логопеда


МАРТ


Различение

звуков С-Ш.


Добиваться
умения каждого
ребёнка
различать звуки
С-Ш на слух;
познакомить с
основными
отличиями в
артикуляции
этих звуков.


Консультация для воспитателей на тему:
«Различение сходных звуков,
наиболее часто смешиваемых детьми.
Различение звуков С-Ш».
Посещение подгрупповых занятий воспитателей.



АПРЕЛЬ

Различение звуков З-Ж.


Научить
различать звуки
З-Ж на слух;
познакомить с
основными
отличиями

в артикуляции
этих звуков.


Консультация для воспитателей на тему
«Различение звуков 3-Ж».
Посещение подгрупповых занятий воспитателей.


МАЙ

Различение звуков

Л, Л`, Р, Р`.

Обследование

речи детей.

Добиваться умения каждого ребёнка

различать на

слух звуки

Л, Л`, Р, Р` и знания

основных отличий

в их артикуляции.

Обсуждение

результатов

совместной работы.

Подведение итогов.


Консультация для воспитателей на тему
«Различение звуков

Л, Л`, Р, Р`».
Посещение подгрупповых занятий воспитателей.



Работа воспитателей

Работа с детьми-логопатами

Работа с родителями

Работа воспитателя по
различению сходных звуков:

а) различение изолированных
звуков С-Ш;

б) различение звуков С-Ш в словах;

в) различение звуков С-Ш

во фразовой речи.


Проведение с детьми игр,
заучивание стихов, потешек,
скороговорок по различению звуков С-Ш.


Консультация

для родителей
«Различение звуков как
важнейшая предпосылка
успешного обучения грамоте».


Работа воспитателя по
различению сходных звуков:

а) различение изолированных
звуков 3-Ж;

б) различение звуков 3-Ж в
словах;

в) различение звуков 3-Ж

во фразовой речи.


Проведение с детьми игр,
заучивание стихов и рассказов
для различения звуков
3-Ж.



Работа воспитателя по
различению сходных звуков:

а) различение изолированных
звуков Л, Л`, Р, Р`;

б) различение звуков Л, Л`, Р, Р` в словах;

в) различение звуков Л, Л`, Р, Р` во фразовой речи. Участие в обследовании

речи детей.


Проведение с детьми игр,
заучивание стихов, потешек,
загадок, скороговорок для
различения звуков Л, Л`, Р, Р`.


Совместное обсуждение
результатов работы по
усвоению сонорных звуков в речи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Педагогические советы в дошкольном учреждении"

Автор: Шалина Наталия Александровна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285569

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "223214"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437411306"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "obiespiechieniie-prieiemstviennosti-doshkol-nogho-i-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "212889"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948732"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « Современные подходы к организации и проведению педагогических советов в МБДОУ «Д/С №16»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_sovremennye_podkhody_k_organizatsii_i_provedeniiu_pedagogiches"
    ["file_id"] => string(6) "571319"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1611567015"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) ""Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении". "
    ["seo_title"] => string(71) "sovriemiennyie-formy-raboty-s-roditieliami-v-doshkol-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "212882"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948021"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Консультация к педагогическому совету «Организации сотрудничества с родителями» -  «Технология подготовки и проведения родительских консультации»"
    ["seo_title"] => string(147) "konsultatsiiakpiedaghoghichieskomusovietuorghanizatsiisotrudnichiestvasroditieliamitiekhnologhiiapodghotovkiiproviedieniiaroditielskikhkonsultatsii"
    ["file_id"] => string(6) "303123"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457436172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства