3. Привлечь родителей к совместной коррекционно-логопедической работе.
Информационно-техническое обеспечение: именные пригласительные билеты для родителей, буклеты «Речевые игры в кругу семьи».
Материалы и оборудование: цветы из бумаги (работа детей), шкатулка с «жемчужинами», мяч, красная ваза, зеленая ваза.
Логика проведения:
Родители заходят в группу и садятся на стулья, расставленные по кругу. На каждом стуле лежит цветок, сделанный ребенком из бумаги.
Уважаемые родители, я очень рада приветствовать вас!
Предлагаю Вам познакомиться поближе (игра с мячом). Для продуктивного знакомства предлагаю вам ответить на предложенные вопросы: Продолжите фразу: “Я мама (папа) … Имя ребенка”;
• Возраст ребенка;
• Продолжите фразу: “Мой ребенок начал говорить… ”
Вот мы и познакомились с вами и вашими детьми. Наше знакомство определило, что в зале собрались родители, детям которых от 5 до 6 лет. Некоторые родители ответили, что их дети начали говорить в период 2-3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1 года 2 мес. – и это является физиологической нормой. Поздравляю вас.
Сегодня я предлагаю разобраться, что же такое речь ребенка и познакомиться с приемами работы по исправлению речевых нарушений в домашних условиях. Что же такое речь? Кто как представляет себе речь своего ребенка?
Игра «Вопрос-ответ»
Давайте ответим на несколько вопросов:
1. Поднимите правую руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.
2. А теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что монологическая речь ребенка развита хорошо, его ребенок говорит чисто, внятно, правильно? - Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте происходит переход от диалогической речи к монологической, дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма свойственная данному возрасту. Но на это необходимо обратить внимание и помочь ребенку правильно и красиво научиться разговаривать.
3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению?
В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.
4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как можно помочь ребенку в речевом развитии .
Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.
Речь – одна из важных линий развития ребенка, этот чудесный дар природы не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Игра «Снежный ком»
Давайте поиграем! Предлагаю ответить на вопрос «Какой должна быть речь?» одним словом-признаком и передать мяч соседу справа. Мяч движется по кругу, как «снежный ком», пополняемый словами. Последний участник называет все желаемые признаки.
Грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой, ясной и чёткой - вы всё говорите правильно. Но что же мы видим на самом деле? По данным российских учёных у 15 - 30 % дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание. Давайте рассмотрим, какие проблемы чаще всего возникают у детей (ответы родителей):
• Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
• Бедная речь - недостаточный словарный запас.
• Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов – «паразитов».
• Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Я представляю речь ребенка в виде волшебного сундучка. Давайте в него заглянем! (Логопед достает из сундука-шкатулки «жемчужины»: звуковой строй, словарь, грамматический строй).Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словарь и грамматический строй. Словарь, звукопроизношение и грамматический строй взаимосвязаны и взаимообусловлены, но формирование каждого из них имеет свою специфику и свои сроки, что обусловлено физическими и психическими изменениями развития ребенка.
Обратите внимание на доску. Мы разделили ее на 3 широкие колонки, озаглавив соответственно «знаем», «хотим узнать», «узнали».
Давайте определим, что мы знаем о речи детей 5 – 6 лет (родители называют известные им сведения и факты, а логопед записывает их в первую колонку).
Что хотим узнать? (очевидно, родители скажут, что им неизвестны «возрастные нормы звукопроизношения», «как развивать речь», «как заниматься дома» и др.)
Переходим к третьей колонке нашей таблицы: «узнали». Давайте вместе найдем ответы на поставленные нами вопросы. (Родители рассуждают, отвечают на вопросы, логопед помогает найти им верные ответы с помощью наводящих вопросов). Запишите, какую информацию вы получили из запрашиваемой во 2-й колонке (располагать ответы надо параллельно соответствующим вопросам 2-й колонки). Возможны вопросы, которые остались без ответа, это дает возможность продолжить работу на следующем семинаре.
Я вижу, здесь собрались грамотные, заинтересованные, неравнодушные родители. Это очень радует. Скажите, чем дети любят заниматся в данном возрасте? (играть) Какая деятельность преобладает? (игровая). Давайте подумаем каким образом и с помощью каких игр можно помочь ребёнку в речевом развитии. Давайте вспомним речевые игры, не требующие никакой отдельной подготовки (родители вспоминают словесные игры, в которые они играли в детстве). Это те игры, которыми можно занять свободное время по дороге на прогулку, в лес, к бабушке или в детский сад. Предлагаю поиграть.
«Угощаю» (обогащение словаря)
«Давайте вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Называем «вкусное» слово и «кладем» на ладошку соседнему игроку, затем по кругу, и так до тех пор, пока все не «съедим». (Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.)
«Игра с мячом» (развитие фонематического слуха)
«Я буду называть предметы и бросать мяч. Вы ловите только в том случае, если в слове услышите (например) звук «ж». Если в слове нет данного звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга….».
«Что будет, если…»(развитие связной речи)
Я задаю вопрос - вы отвечаете.
"Что будет, если я встану ногами в лужу?"
"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее.
Мы подготовили для вас памятки – буклеты с играми, направленными на речевое развитие детей, которые не требуют специальных условий и оборудования. Наша встреча подошла к концу. Мы будем рады узнать от ваших детей, как вы вместе с ними играете. Спасибо за участие в нашем разговоре. Для того, чтобы узнать ваши впечатления, эмоции от проведенного мероприятия, прошу вас поставить цветок в зеленую вазу, если на нашей встрече вы узнали что-то интересное, новое, то, что поможет в развитии наших детей и что вы готовы использовать на практике. А если вы уже владели той информацией, которую мы обсуждали, не получили приятных впечатлений, то поставьте цветок в красную вазу. До новых встреч!