Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет»
Педагогический совет на тему: «Современные подходы в создании условий по ознакомлению дошкольников с социальным миром»
На совете мы представим несколько вопросов. Такие как:
Основные задачи ознакомления с социальным миром дошкольников. Содержание психолого – педагогической работы.
Методика работы с отдельным возрастом детей.
Практическая часть.
В первом вопросе рассмотрим основные задачи, содержание психолого – педагогической работы.
Основные задачи ознакомления с социальным миром дошкольников.
Ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
Формирование первичных представлений о себе (образ Я), других людях; формирование традиционных гендерных представлений.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Знакомство с профессиями.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование чувства гражданской принадлежности; воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, понимания того, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов.
Данные задачи реализуются в каждой возрастной группе (от простого к сложному)
Содержание психолого – педагогической работы.
Ознакомление с предметным и социальным окружением - осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми, в самостоятельной деятельности детей; занятие «Ребенок и окружающий мир» для детей от 1,6 до 2 лет, от 5 до 6 лет, для детей от 6 до 7 лет.
Дети от 1,6 до 3 лет
Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада.
Закреплять умение называть свое имя.
Первичные представления о сферах человеческой деятельности (знакомство с профессиями). Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.).
Родная страна.
Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.
Дети от 3 до 4 лет
Образ Я.
Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), В том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова). Закреплять умение называть свое имя и возраст.
Первичные представления о сферах человеческой деятельности (знакомство с профессиями).
Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Родная страна.
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр. Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
Дети от 4 до 5 лет
Образ Я.
Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым ). Формировать первичные представления о школе. Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные). Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст.
Первичные представления о сферах человеческой деятельности (знакомство с профессиями).
Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности (с опорой на опыт детей). Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.
Родная страна.
Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях. Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, связанными с ними профессиями, правилами поведения.
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
Дети от 5 до 6 лет
Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз).
Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. Закреплять умение называть свое имя, фамилию, отчество, возраст, месяц рождения, имена и отчества родителей.
Первичные представления о сферах человеческой деятельности (знакомство с профессиями).
Расширять представления о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство). Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.
Обогащать представления детей о профессиях. Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека - труженика. Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства).
Прививать чувство благодарности к человеку за его труд.
Родная страна. Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
Наша страна. Формировать элементарные представления об истории человечества (древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.)
Дети от 6 до 7 лет
Образ Я. Развивать представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям). Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
Углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза.
Закреплять традиционные гендерные представления, продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.
Закреплять умение называть свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей, их профессии.
Первичные представления о сферах человеческой деятельности (знакомство с профессиями).
Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо)
Продолжать расширять представления о людях разных профессий. Представлять детям целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности.
Родная страна. Расширять интерес к родному краю, расширять представления о малой родине.
Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).
На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине — России.
Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.
Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).
Расширять знания о государственных праздниках. Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т. д.).
Наша страна.
Формировать элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас.
Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
Учить пользоваться картой: показывать на карте, на глобусе континенты и страны, заинтересовавшие детей
Расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка).
Формировать элементарные представления о свободе личности как достижении человечества.
Во втором вопросе рассмотримметодику работы с отдельным возрастом дошкольников.
Методика работы с детьми 1,6 - 3 лет
В первой младшей группе начинается работа по формированию представлений о семье. В индивидуальных беседах воспитатель спрашивает у ребенка: Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя брат, сестра? Как их зовут?» И тому подобное. Беседовать на эти темы можно на прогулке, во время утреннего приема и во время других режимных моментов.
Начинается формирование у детей элементарных представлений о себе, о взрослении, в связи с началом посещения детского сада.
Знакомить детей с профессиями. Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.).
Необходимо расширять представления детей о родной стране. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.
Методика работы с детьми 3 – 4 лет
В младшей группе продолжается работа по формированию представлений о семье. В индивидуальных беседах воспитатель спрашивает у ребенка: «С кем ты живешь? Кто еще живет вместе с тобой? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя брат, сестра? Как их зовут?» И тому подобное. Беседовать на эти темы можно на прогулке, во время утреннего приема и во время других режимных моментов.
Необходимо учить детей называть работников детского сада по имени, отчеству, учить обращаться к ним на «вы». С сентября целесообразно проводить дид. игры типа «Кто в домике живет?», которые дают детям возможность лучше запомнить имена друг друга, имена и отчества работников детского сада.
Обращаясь к ребенку, надо называть его только по имени, желательно использовать и ласковые обращения (Аня – Анечка – Анюта). Это важно по ряду причин: дети начинают называть друг друга так же, как называет их воспитатель; ласковые обращения не только способствуют возникновению симпатий, но и обогащают словарь.
Необходимо совершить целевую прогулку по улице, где расположен детский сад (если это безопасно), подвести детей к пониманию того, что в городе (поселке) много улиц, поиграть с ними в игру «Я живу в городе (назвать его), а ты?» и т. п. Такие игры – упражнения проводятся для закрепления материала, который легче переносится детьми в повседневную жизнь. Очень эффективным средством, способствующим усвоению названия города (поселка), названий улиц, является использование художественных средств в различных сочетаниях. В праздничные дни воспитатель вместе с детьми рассматривает красочное оформление зала детского сада, формирует у них чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.
Детей продолжают знакомить с трудом работников дошкольного учреждения: медицинской сестры, повара, воспитателя. Осуществляя эту работу, необходимо соблюдать определенные правила.
* Знакомить детей с теми видами труда, трудовые действия и результаты которых наглядны («Мед. сестра промыла царапину на руке, смазала йодом, заклеила пластырем. Так скорее заживет»).
* Знакомить с трудом близких взрослых, показывая их личностные и деловые качества, особенности их труда и отношение к нему и на конкретном содержании раскрывать их взаимосвязь.
* Рассказывать о человеке и его труде надо интересно, чтобы обыденный факт выступил для них ярко и значимо. Рассказывая о представителях той или иной профессии, педагог должен давать детям представления о личностных и деловых качествах человека, воспитывать уважение к его труду.
Полученные детьми представления о предметах и явлениях действительности, их свойствах уточняются и закрепляются в процессе рассматривания сюжетных и предметных картинок и иллюстраций.
Методика работы с детьми 4 – 5 лет
Продолжается работа по расширению представлений детей о семье. С ними надо часто говорить о маме: («Как зовут маму? Какая она? Какое ее любимое занятие? Какое ее любимое блюдо?»)
Необходимо побеседовать с детьми об обязанностях членов семьи; объяснить, что каждый в семье заботится о других; спросить, что дети делают для других членов семьи, какие обязанности выполняют. В беседах воспитатель подводит детей к пониманию того, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком: мама, папа, братья и сестры, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят, старшие заботятся о младших, младшие стараются помогать старшим членам семьи.
В средней группе продолжается работа по ознакомлению с дошкольным учреждением. С детьми необходимо беседовать о том, что такое детский сад, какие помещения есть в здании, зачем они нужны. Целесообразно подключать детей к оформлению своей группы и других помещений детского сада.
Целесообразно спрашивать у детей, нравится ли им ходить в детский сад и почему; кто заботится о детях в детском саду. Нужно подвести их к выводу: в детском саду много сотрудников, все они трудятся для того, чтобы детям было хорошо.
С целью формирования элементарных представлений о социуме воспитатель проводит целевую прогулку «Что такое улица», обращая внимание детей на дома, тротуар, проезжую часть. Необходимо вместе с детьми вспомнить название улицы, на которой находится детский сад; рассказать, почему или в честь кого названа именно так; сказать, что в городе много улиц и у каждой свое название; напомнить, как называются улицы, на которых живут дети. Следует поощрить, похвалить ребят, которые могут назвать свой домашний адрес; объяснить, как важно знать свой адрес.
Воспитатель рассказывает детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Педагог знакомит детей с родами войск (моряки, танкисты, артиллеристы, пехотинцы и т. д.), используя иллюстрации, картины, фотографии; подводит детей к выводу: армия, в которой есть различные рода войск, - сильная, она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе. Следует формировать первые представления детей об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, выносливыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. Можно прочитать детям рассказ Я. Длуголенского «Что могут солдаты».
Можно организовать беседы: «Замечательный врач», «В гостях у муз. руководителя», «В гостях у продавца», «Наш любимый воспитатель» и др. Беседы должны сопровождаться демонстрацией картин, иллюстраций, фотографий, показом предметов. Важно подвести детей к выводу: результат деятельности во многом определяется отношением человека к труду, то есть деловыми и личностными качествами. Например, в процессе беседы «В гостях у муз. руководителя» детей знакомят с деловыми и личностными качествами муз. руководителя, подводят к пониманию его целостного образа, развивают эмоционально – положительное отношение к нему.
Взаимодействие в системе «человек – предмет» воспитатель может представить на своем примере. Творческий облик воспитателя – наиболее наглядный для детей пример, оказывающий позитивное воздействие на их творческое развитие.
Следует использовать в работе с детьми дид. игры и упражнения:
- «Кому что нужно для работы» (кастрюля, мясорубка, шумовка – повару; сумка, газеты, журналы, письма – почтальону и т. п.);
- «Для чего нужна вещь?» (например, ребенку вручают игрушечные весы, и он, изображая продавца, взвешивает «товар», упаковывает и т. п.);
- «Не ошибись!» (кукла решила навести порядок в комнате, но не знает, с чего начать, и обращается за помощью к детям; мишка Ушастик решил стать шофером, но не знает сигналов светофора и т. п.);
- «Вам письмо!» (почтальон – воспитатель выдает корреспонденцию «до востребования», если ребенок правильно называет город (село), в котором живет, свою улицу, имя и фамилию).
Методика работы с детьми 5 – 6 лет
Продолжается работа по теме «Моя семья». Эффективными методами работы являются беседы («Что такое генеалогическое древо?», «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьей», «Мои бабушка и дедушка»), встречи с близкими людьми (например, к детям приходит бабушка, ребята рассказывают ей о жизни в группе, она рассказывает о себе, своих увлечениях, внучке или внуке, показывает фотографии), игры («Найди сходство», «Найди различия», «Чей я ребенок, угадай», «Найди пару»), которые помогают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками, рассматривание семейных альбомов, создание альбомов «Наши сестры и братья», «Наши бабушки и дедушки», «О мамах разных и очень важных» и т. д., изготовление групповой газеты «Как я провел лето».
Необходимо поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (детей «выращивают», заботятся и ухаживают за ними как за растениями в саду), показать его общественную значимость (родители, уходя на работу, не волнуются: в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада). Подвести детей к пониманию того, что самые важные и самые главные в детском саду — дети; взрослые работают в детском саду для того, чтобы детям было хорошо; сотрудников детского сада надо благодарить за их заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.
В процессе дальнейшего ознакомления с детским садом можно использовать воображаемые ситуации: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду?» или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо?»; организовывать посещения младших, средних, старших групп; проводить веселые старты, КВНы, совместные прогулки по помещениям и по участку; оформить альбомы «Жизнь группы», «Жизнь детского сада».
Воспитатель учит детей соблюдать правила уличного движения (переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора), знакомит их с разными знаками — простыми (жесты, звуковые, стрелки) и универсальными (знаки дорожного движения); организует экскурсию «Какие знаки есть на улицах, о чем они рассказывают» и беседы о правилах поведения и безопасности на улице: «Правила пешехода», «Катание на велосипеде», «Опасности на льду», «Прогулки по тротуару», «Игры во дворе» (необходимо обсудить с детьми возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города). Нужно учить детей элементарным основам безопасности жизнедеятельности, познакомить с номером телефона «03», научить вызывать «Скорую медицинскую помощь». Побеседовать о том, к кому можно обратиться за помощью, если ребенок потерялся на улице. Дети должны знать номер милиции — «02». Объяснить, как опасно играть с огнем, какой большой бедой это может обернуться; научить правильно вести себя в случае пожара, звонить «01». Рассказать о пожарных, их трудной профессии, смелости, их действиях на пожаре.
Можно провести серию занятий «Мои друзья», чтобы показать детям: все предметы полезны, но с некоторыми из них — колющими, режущими, горячими и т. д. — надо обращаться очень осторожно.
Следует продолжать учить детей быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших; уточнить и углубить знания о сверстниках и взаимоотношениях с ними. Для этого можно использовать чтение художественных произведений, последующие беседы по содержанию (К. Осеева. «Три товарища»; Л. Кузьмина. «Дом с колокольчиком»; М. Фомина. «Подруги» и т. д.); проводить беседы на темы: «Чуткость и доброжелательность», «О дружбе и друзьях», «Почему нам не нравятся люди, которые лгут» и т. д. Необходимо закреплять правила доброжелательного отношения к другим детям: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо; если рядом кому-то из ребят грустно, поговори с ним, поиграй; всегда помогай, друзей выручай и т. д.
Необходимо расширять представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине», рассказывать о достопримечательностях родного края, культуре, традициях. На прогулках дети рассматривают общественные здания, обращают внимание на особенности архитектуры (витрины магазинов, необычная форма здания кинотеатра и т. п.). Полезно провести занятие «Мой город — моя малая Родина», где закрепляются знания о родном городе как месте жительства, понятие об адресе; расширяются представления о достопримечательностях города, их значимости и ценности для его жителей. Затем можно составить альбом «Мой город», макет «Улицы, по которым мы ходим».
В старшей группе детям объясняют, что наша страна называется Российская Федерация (Россия), показывают на карте всю Россию, моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города. В дошкольном учреждении целесообразно иметь большую контурную карту. Яркими цветовыми пятнами необходимо выделить на ней Россию, кружком обозначить Москву и точкой — примерное местоположение города (поселка), в котором находится ваш детский сад. Следует познакомить детей с Москвой — столицей России. Работу по этой теме можно начать с чтения главы «Красная площадь» из книги «Что я видел» Б. Житкова.
Необходимо познакомить детей с флагом, гербом и мелодией гимна России (флаг России хорошо знают во всем мире, он развевается над зданием нашего правительства, под этим флагом плавают в морях и океанах русские суда, его поднимают на олимпийских играх и других международных соревнованиях в честь побед спортсменов из России; при этом обязательно звучит гимн страны). Полученные представления дети отражают в рисунках. Для конкретизации представлений о России им читают произведения художественной литературы, дают возможность самостоятельно рассматривать иллюстрации, книги. Полученные впечатления дети отражают в самостоятельной деятельности.
Следует приглашать в детский сад воинов, ветеранов, желательно из числа близких родственников детей; рассказывать о том, как в годы войны сражались и защищали страну от врагов наши прадеды и деды; рассматривать с детьми картины, репродукции, иллюстрации, открытки, альбомы военной тематики. Можно составить альбом на тему «Наша армия», используя открытки, фотографии, детские рисунки, подготовить «киноленты» для самодельного телевизора, посвященные этой теме. Данная работа способствует расширению кругозора детей.
Рассказывая дошкольникам о нашей стране, о ее гражданах, необходимо показать патриотизм русских людей, их миролюбие. Специально подобранные произведения художественной литературы помогут педагогу провести беседу на тему «Русские люди всегда приходят на помощь всем попавшим в беду» (Б. Житков. «На льдине»; С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое» и др.).
Целесообразно организовывать конкретную практическую деятельность, в процессе которой дети осваивают способы труда взрослого и переносят их в собственную деятельность, приобретая позицию созидателей. Например, труд кулинара дети способны оценить, если их включить в реальный кулинарный труд. На примере деятельности кулинара, повара детям раскрывают характеристики человека труда (умелость, способность творить и использовать знания в творчестве, желание приносить пользу и радость людям), отражающиеся в продуктах его труда.
Следует широко использовать в работе иллюстративный материал (картины, фотографии, слайды, диафильмы), позволяющий познакомить детей с тем, чего они не могут увидеть сами (сельским детям показывают разнообразную строительную технику, городским детям — сельскохозяйственные машины и механизмы). Беседы «Легок ли путь хлеба к нашему столу?», «Летний (осенний) день год кормит», «Автотранспорт нашего города», «Кто работает на стройке?», «Чудо-машины — человеку помощники», «В гостях у столяра», «В гостях у модельера», «В гостях у парикмахера» позволяют систематизировать и уточнить знания детей о людях труда, разных профессиях.
Методика работы с детьми 6 – 7 лет
Возросшие познавательные интересы, расширение круга знаний и представлений дают возможность глубже постигать явления окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
Дошкольники активно участвуют в подготовке семейных праздников и изготовлении подарков для близких людей.
Ребенок этого возраста должен называть свое отчество, фамилию, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей.
Работу над формированием знаний об интересах родственников ребенка целесообразно начать с рассматривания семейных альбомов с фотографиями (на отдыхе, на работе, за любимым делом и т. д.), любимых предметов членов семьи. Дети могут рассказать о своих родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни.
Важно, чтобы дети усвоили: все семьи разные, каждая из них уникальна и замечательна по – своему. Объяснить это можно, используя широкий спектр наглядных пособий: репродукции произведений живописи и графики, относящихся к жанру семейного портрета; модель кукольной семьи, плоскостные картонные изображения для фланелеграфа или магнитной доски. После того как воспитатель продемонстрирует возможные варианты состава семьи, дети, вероятно, захотят рассказать о своих семьях, поэтому педагог может провести занятие, посвященное ознакомлению с родословной. Воспитателю желательно заранее подготовить эскизы возможных вариантов изображения схемы родословной.
Проводя беседы о семье, воспитатель учит детей бережно хранить почетные грамоты и другие награды близких взрослых, особенно военные ордена, медали, письма из армии.
Детей начинают знакомить с понятиями «школа», «библиотека», «музей», организуя экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, составление альбомов «Школа», «Библиотека», «Музей». Задача воспитателя – не только сформировать представление о школе, библиотеке, музее, но и научить детей общаться с работниками этих учреждений. Поэтому педагог должен проявлять заинтересованность и побуждать детей задавать вопросы о школьной жизни, о значении библиотеки, музея; следует организовывать совместную деятельность детей, детей и учителей школы, детей и сотрудников библиотеки, детей и экскурсовода. Нужно неоднократно с разными целями посетить эти учреждения: познакомить детей с внутренним оформлением зданий, предоставить возможность провести беседу с учителем.
Важно продолжать знакомить детей с достопримечательностями города (поселка), формировать эмоционально – положительное отношение к нему. Целесообразно провести занятия с макетами «Город», «Село», беседу «С чего начинается Родина».
Детей продолжают знакомить с флагом, гербом и гимном России. Воспитатель объясняет: кода звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы.
Необходимо расширить представления детей о столице нашей Родины – Москве. Воспитатель напоминает детям содержание глав о Москве из книги Б. Житкова «Что я видел», читает отрывки из рассказа «Москва» Л Кассиля. Эффективны дидактические упражнения типа «Если я окажусь в Москве, то обязательно побываю…», «Что я знаю о Москве».
Необходимо углублять знания детей о Российской армии, о мужестве солдат в годы Великой Отечественной войны, наградах, которые получают защитники Отечества в мирное время; учить их чтить память павших бойцов, возлагать цветы к обелискам, памятникам. Важно, чтобы беседы на эти темы не превращались в монолог взрослого, а дети не становились пассивными слушателями. Беседа о защитниках Отечества должна основываться на решении проблемных ситуаций: «Если страна без армии, то…», «Если в армии только танкисты, то…» и т. д.
В работе над каждой темой основное внимание необходимо уделять стержневым вопросам. Так, в теме «Труд» главное – взаимосвязь труда людей разных профессий и значение труда каждого из них для общества в целом.
Ознакомление с профессиями надо начинать с предприятий, на которых работают родственники детей или широко известных в городе (районе). Целесообразно приглашать близких взрослых на занятия: они расскажут о своей профессии, продукции своих предприятий, о том, как важно работать творчески и качественно.
В процессе совместной деятельности позиция детей по отношению ко взрослому изменяется: ребенок начинает ориентироваться на него, проявляет внимание, доверие, интерес к его высказываниям, действиям, преобразовательной деятельности, ее результатам и начинает согласовывать свои действия с действиями взрослого. Это вызывает у ребенка желание проявлять творчество на основе имеющихся знаний. Ориентируясь на творческую личность, он начинает понимать: одни и те же задачи можно решать разными путями.
Практическая часть.
В группах от 1.6 до 4 года можно подготовить такие дидактические игры и альбомы:
- альбом «Мой любимый детский сад».
- игра «Наш городок».
- альбом «Моя группа».
- альбом «Наша дружная семья».
- игра «Родители и дети». Цель этой игры: формировать представления о своих родителях. Ход игры: ребенок находит сначала свою фотографию, кладет по центру, потом находит фотографию своей мамы, кладет с одной стороны, а уже с другой стороны, найдя фотографию папы, кладет ее.
В группе 4 – 5 года можно подготовить такие дидактические игры и альбомы:
- альбом «Наша Армия родная».
- альбом «Улицы родного города».
- альбом «Музей «Салют, Победа!»»
- альбом «Мы разные, но мы вместе!»
- лото «Мой город».
- игра «Кто кем будет». Цель этой игры: знакомить детей с профессиями, формировать представления какими бывают профессии.
В группе 5 – 7 лет можно подготовить такие дидактические игры и альбомы:
- игра «Собери герб».
- игра «Узор на пуховом платке».
- лото «Военная техника».
- игра «Наши соседи».
- игра «Костюмы народов России». Цель этой игры: формировать представления о костюмах разных национальностей, знакомить с нациями России.