kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический час: «Обучение грамоте - от слова к делу».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: •    активизировать знания педагогов о звуках и буквах; •    уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова; •    тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости; •    закреплять навык звукового и слогового анализа слова; •    способствовать возможности доступного применения педагогами приемов и методов в своей педагогической деятельности;  •    создать условия для включения всех педагогов в активную деятельность при проведении мастер – класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический час: «Обучение грамоте - от слова к делу».»









Педагогический час:

«Обучение грамоте - от слова к делу».









Подготовили:

учитель-логопед Петрушкова Наталья Сергеевна,

учитель-логопед Влацкая Елена Яковлевна

Педагог-психолог Трофимчук Юлия Владимировна.















2024г.



Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

  • активизировать знания педагогов о звуках и буквах;

  • уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;

  • тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;

  • закреплять навык звукового и слогового анализа слова;

  • способствовать возможности доступного применения педагогами приемов и методов в своей педагогической деятельности;

  • создать условия для включения всех педагогов в активную деятельность при проведении мастер – класса.


Основная идея практики: актуализировать знания педагогов по теме «Обучение грамоте», содействовать применению педагогами приемов и методов в своей педагогической деятельности.


1. Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые педагоги, мы рада приветствовать вас. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы провести педагогический час «Обучение грамоте - от слова к делу».

Начнем наш педагогический час с традиционного приветствия.

Педагоги встают в круг и под музыку передают друг другу «квадрат приветствия». На каждой грани квадрата написано, как педагоги должны поприветствовать друг друга (обнять, потанцевать, пожать руку…)


2. Основная часть (выступление учителей-логопедов).

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом, а также при обучении других школьных предметов.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Объявление проблем:

  1. Снижение фонематического восприятия у детей;

  2. Дети испытывают затруднения при выделении звука в слове;

  3. Методические ошибки при обучении грамоте у начинающих педагогов.

Обучение грамоте в детском саду является профилактикой (предупреждением) дислексии и дисграфии.

Важно, чтобы ребёнок:

  • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

  • под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.


В соответствии с программой мы должны:

  1. Сформировать звуковую сторону речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров).

  2. Сформировать фонематические процессы, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка.

  3. Подготовить к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е.:

  • выделять начальный гласный из состава слова;

  • слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

  • звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие, (давать характеристику звуков);

  • формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

  1. Учить выделять последовательность звуков в словах.

  2. Учить составлять слова из слогов.

  3. Учить детей делить двухсложные и трёхсложные слова на части (слоги).

  4. Дать представление о предложении (без грамматического определения).

  5. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

Подготовительный этап.

Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".

  • сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

  • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);

  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?".

Слоговой анализ. На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание, сколько раз подбородок стукнется о кулачок, столько и слогов в слове; какой 1 слог, 2, 3?

Дидактические пособия:

  • домики: 1, 2, 3-этажные;

  • паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

  • гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;

  • домино: количество точек соответствует количеству слогов;

  • следы и др.

Знакомство со звуками.

Порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:

  • Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);

  • Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);

  • Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);

  • Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду, астры собирали).

Дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

  • научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом;

  • научить детей слышать и выделять звук в конце слова;

  • в середине слова.

Игры «Поймай звук». Хлопни, если услышишь гласный звук (А Р В И Т Э Г Я У Б Ш…….) изолированно и в слове (А- кот, кит, сам…..)

Порядок работы над согласными звуками, используя символ или букву.

  • Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.

  • Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть и почувствовать.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Для определения мягкости-твёрдости согласных звуков мы дополнительно используем тактильный способ определения лобик (твердый) – щёчки (мягкие), а также эмоциональное состояние: сердитый – добрый (ласковый).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Игры «Посели в домики».  Скажите, в какой домик вы поселите картинку? Сердитый синий и ласковый зелёный домик. (У воспитателей на столе предметные картинки)

Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит (спит), а при произнесении звонких звуков горло работает (поет песенку). Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Игры «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. (Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка).

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:

  • с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан);

  • прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но);

  • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот);

  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи);

  • односложные со стечением согласных (стол, крот, мост);

  • двусложные со стечением (скала);

  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина).

Приемы работы со схемой слова:

  • назвать количество звуков в слове;

  • назвать звуки по-порядку;

  • сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;

  • сколько согласных;

  • назвать первый звук, последний, третий и т.д.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба).

Приемы работы:

  • Написать букву в воздухе, на столе;

  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

  • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе, на песке;

  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;

  • Вырывать из бумаги образ буквы;

  • Получить в подарок букву;

  • Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

  • Вылепить из пластилина, теста;

  • Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.


Игра «Сиамские близнецы».

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения работать в паре.

Ход игры: Участники разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они одно целое: у них 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Участники должны найти и собрать буквы. У каждой пары своя буква.


Пальчиковая гимнастика с массажным мячом

Мячик – ёжик мы возьмём, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем (можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Пустим ёжика на стол (кладём мячик на стол)

Ручкой ёжика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)


Задание «Рисуем двумя руками».

Цель: развитие координации движений, графических навыков, межполушарного взаимодействия и умения работать по образцу. Материалы: карточки, песочница с небольшим количеством песка и со стеклянным дном.

Ход: рисование прописных букв обеими руками одновременно (Х, Ж, Ф, М)

Звуко-буквенный анализ слова.

План анализа слова:
1. Произнести слово и послушать его.
2Найти ударный слог и произнести слово по слогам.
3. Протянуть (выделить) первый звук в слове, назвать его и охарактеризовать.

4. Обозначить выделенный звук условным знаком (фишкой).

5. Выделить (протянуть) второй звук в полном слове, назовать его и охарактеризовать.

6. Третий звук и т.д.

7. Прочитать» слово целиком по фишкам и проверить себя:

Сколько всего звуков в слове?

Сколько гласных?

Сколько в слове слогов?

6. Работа с предложением.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу. Составляя предложение, важно назвать 1-е, 2-е, 3-е слово.

Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов

Составление графической схемы предложения

Составление предложений по графической схеме

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от педагогов, вашего терпения, доброжелательности. Пусть дети от занятия к занятию чувствуют свой успех, делают какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идут на каждое занятие.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Педагогический час: «Обучение грамоте - от слова к делу».

Автор: Трофимчук Юлия Владимировна

Дата: 10.12.2024

Номер свидетельства: 661337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-razvitiiu-riechi-i-podghotovkie-k-obuchieniiu-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "145548"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418934060"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "рабочая программа по предмету "Хор" "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-khor"
    ["file_id"] => string(6) "218545"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433835373"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Совершенствование читательской активности обучающихся начальных классов "
    ["seo_title"] => string(86) "soviershienstvovaniie-chitatiel-skoi-aktivnosti-obuchaiushchikhsia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "243293"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445690416"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(77) "samoanaliz-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "223440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437669893"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Организация урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО (из опыта работы)». "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-urochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos-noo-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "128544"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415534027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства