Педагогический час: «Обучение грамоте - от слова к делу».
Педагогический час: «Обучение грамоте - от слова к делу».
Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: • активизировать знания педагогов о звуках и буквах; • уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова; • тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости; • закреплять навык звукового и слогового анализа слова; • способствовать возможности доступного применения педагогами приемов и методов в своей педагогической деятельности; • создать условия для включения всех педагогов в активную деятельность при проведении мастер – класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
закреплять навык звукового и слогового анализа слова;
способствовать возможности доступного применения педагогами приемов и методов в своей педагогической деятельности;
создать условия для включения всех педагогов в активную деятельность при проведении мастер – класса.
Основная идея практики: актуализировать знания педагогов по теме «Обучение грамоте», содействовать применению педагогами приемов и методов в своей педагогической деятельности.
1. Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые педагоги, мы рада приветствовать вас. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы провести педагогический час «Обучение грамоте - от слова к делу».
Начнем наш педагогический час с традиционного приветствия.
Педагоги встают в круг и под музыку передают друг другу «квадрат приветствия». На каждой грани квадрата написано, как педагоги должны поприветствовать друг друга (обнять, потанцевать, пожать руку…)
2. Основная часть (выступление учителей-логопедов).
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом, а также при обучении других школьных предметов.
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Объявление проблем:
Снижение фонематического восприятия у детей;
Дети испытывают затруднения при выделении звука в слове;
Методические ошибки при обучении грамоте у начинающих педагогов.
Обучение грамоте в детском саду является профилактикой (предупреждением) дислексии и дисграфии.
Важно, чтобы ребёнок:
умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
В соответствии с программой мы должны:
Сформировать звуковую сторону речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров).
Сформировать фонематические процессы, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка.
Подготовить к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е.:
выделять начальный гласный из состава слова;
слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Учить выделять последовательность звуков в словах.
Учить составлять слова из слогов.
Учить детей делить двухсложные и трёхсложные слова на части (слоги).
Дать представление о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
Подготовительный этап.
Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".
сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).
Слоговой анализ. На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание, сколько раз подбородок стукнется о кулачок, столько и слогов в слове; какой 1 слог, 2, 3?
Дидактические пособия:
домики: 1, 2, 3-этажные;
паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
домино: количество точек соответствует количеству слогов;
следы и др.
Знакомство со звуками.
Порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду, астры собирали).
Дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом;
научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
в середине слова.
Игры «Поймай звук». Хлопни, если услышишь гласный звук (А Р В И Т Э Г Я У Б Ш…….) изолированно и в слове (А- кот, кит, сам…..)
Порядок работы над согласными звуками, используя символ или букву.
Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть и почувствовать.
Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Для определения мягкости-твёрдости согласных звуков мы дополнительно используем тактильный способ определения лобик (твердый) – щёчки (мягкие), а также эмоциональное состояние: сердитый – добрый (ласковый).
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Игры «Посели в домики». Скажите, в какой домик вы поселите картинку? Сердитый синий и ласковый зелёный домик. (У воспитателей на столе предметные картинки)
Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит (спит), а при произнесении звонких звуков горло работает (поет песенку). Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.
Игры «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. (Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка).
При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:
с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан);
прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но);
односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот);
двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи);
односложные со стечением согласных (стол, крот, мост);
двусложные со стечением (скала);
трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина).
Приемы работы со схемой слова:
назвать количество звуков в слове;
назвать звуки по-порядку;
сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
сколько согласных;
назвать первый звук, последний, третий и т.д.
Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба).
Приемы работы:
Написать букву в воздухе, на столе;
Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе, на песке;
Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;
Вырывать из бумаги образ буквы;
Получить в подарок букву;
Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
Вылепить из пластилина, теста;
Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Игра «Сиамские близнецы».
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения работать в паре.
Ход игры: Участники разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они одно целое: у них 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Участники должны найти и собрать буквы. У каждой пары своя буква.
Пальчиковая гимнастика с массажным мячом
Мячик – ёжик мы возьмём, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ёжика на стол (кладём мячик на стол)
Ручкой ёжика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
Задание «Рисуем двумя руками».
Цель: развитие координации движений, графических навыков, межполушарного взаимодействия и умения работать по образцу. Материалы: карточки, песочница с небольшим количеством песка и со стеклянным дном.
Ход: рисование прописных букв обеими руками одновременно (Х, Ж, Ф, М)
Звуко-буквенный анализ слова.
План анализа слова: 1. Произнести слово и послушать его. 2. Найти ударный слог и произнести слово по слогам. 3. Протянуть (выделить) первый звук в слове, назвать его и охарактеризовать.
4. Обозначить выделенный звук условным знаком (фишкой).
5.Выделить (протянуть) второй звук в полном слове, назовать его и охарактеризовать.
6.Третий звук и т.д.
7.Прочитать» слово целиком по фишкам и проверить себя:
Сколько всего звуков в слове?
Сколько гласных?
Сколько в слове слогов?
6. Работа с предложением.
Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу. Составляя предложение, важно назвать 1-е, 2-е, 3-е слово.
Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов
Составление графической схемы предложения
Составление предложений по графической схеме
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от педагогов, вашего терпения, доброжелательности. Пусть дети от занятия к занятию чувствуют свой успех, делают какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идут на каждое занятие.