Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие: "По следам осени"»
«По следам осени»
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Задачи: • Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл) • Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи) • Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. • Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. • В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. • Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом. Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная Оборудование и материал: Колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, загадка,кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, две коробки( с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, коробки.
Предварительная работа: • На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. • Сбор листьев разной формы и окраски. • Беседы об осени; • Разучивание стихов и поговорок об осени; • Пение песен об осени и слушание музыки; • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; • Наблюдение за деревьями на прогулке; • Поделки из природного материала; Ожидаемый результат: Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач. Воспитатель - (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком: - Мой звоночек звенит, заливается И ребята вокруг собираются Собрались все дети вкруг Ты мой друг и друг друг Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся (закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!) (влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком) Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это? Давайте посмотрим. Ваня: Какой то чистый лист Ребята, это не просто чистый лист, а тайное письмо, которое написано секретными чернилами.
Ребенок А как же узнать что в нем написано? воспитатель: нужно развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо… Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это? Ответ детей- (дети читают) СУНДУК Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта.
Ребята, посмотрите здесь есть загадка, отгадав ее мы узнаем откого сундук
Листья сыплются дождем, под ногами шелестят и летят, летят, летят… ОСЕНЬ Воспитатель –(читает письмо от осени) Дорогие ребята! Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта. Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята? Ответ детей- (пойдем искать доказательства)
Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку. ) Задание: назвать приметы осени. -день короче, а ночь длиннее; -На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад. -небо серое, хмурое; -часто идут дожди; -перелетные птицы улетают на юг; - люди надевают демисезонную одежду; -собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
-Облака редкие - будет ясно и холодно. -Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы. -Теплая осень - к долгой зиме.
У зайцев шерсть побелела - зима близко.
Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
Ведущий: Дети, а вы молодцы, назвали много интересных примет.
Остановка 2. (На карте изображен красный лист) Назвать осенние месяца.
Осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь.(ВЫХОДЯТ)
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина). 2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья). 3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, посмотреть по интернету, по термометру). ВЫХОДЯТ ОСАДКИ.
СЕНТЯБРЬ
В синем небе птичьи стаи
Зимовать на юг летят,
И деревья надевают
Шитым золотом наряд.
Радуют деньки погодой
Так и манят погулять
Вот рябина покраснела
И грибы пора искать
ОКТЯБРЬ
Вот сентябрь отступает,
В гости к нам октябрь спешит!
Потихоньку холодает,
Чаще дождик моросит
Ветер стайки листьев кружит,
Собирает в хоровод,
А один листочек в луже,
Словно лодочка, плывет.
НОЯБРЬ
Вот ноябрь пришел со снегом
Льдом на лужах по утрам
Редким солнышком, ветрами
Отчего ж не грустно нам?
Оттого что очень скоро
Зиму снежную встречать
И под новогодней елкой
Яркий праздник отмечать!
Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут по листочку. ) Дети называют поговорки осени: -Красна весна цветами, а осень пирогами. -Осень - время собирать урожай. -Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой. - в ноябре зима с осенью борется. -Осенью ложка воды ведро грязи.
Первый прочный снег выпадает ночью Воспитатель: - А вы молодцы ребята много знаете примет осени. А теперь ребята давайте отдохнем
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Мы листики осенние,
На ветках мы весим,
Дунул ветер , полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Вот ветер снова тихо набежал
Вдруг листочки все поднял.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели
Теперь давайте пройдем за столы…
Ребята, а какая бывает осень? Ранняя и поздняя. А сейчас у нас какая осень? А почему?
Ребята, вы задумывались, почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают. Остановка №4 (на карте гриб, дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить Исследование №1( нарисована лупа и лист), Исследование№2 (? Зеленый лист), Исследование №3.( большой и маленький листик), Исследование №4(две коробки ) Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос? Ответы детей нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории) Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Проблемный вопрос: Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно) А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться? Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.(Лупа, микроскоп, зелёные листья) Исследование №1 строения листа с помощью лупы Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой. Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Сейчас проведем опыт и увидим вещество благодаря которому лист имеет зеленый цвет. Исследование №2 «Почему лист зеленый?» Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные? Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: На ткани появились зеленые пятна). - Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений). Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или … -какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,). Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. Эксперимент «Как листья опадают» На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Воспитатель- Пока лист летел , что вы заметили? Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился) Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Вывод детей: Крупные листья падают быстрее и почти не кружатся. Маленькие листья падают медленней и больше кружатся). Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями ? Ответ детей: Они высыхают. А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?(да) Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие , а в какой незасохшие листья. Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее. Остановка №5 ИГРА
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнца закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать-куртки, шапки надевать?
Воспитатель: .
Ребята, вам понравилось наше занятие? Вы ребята молодцы, сколько много у вас знаний об осени. Давайте нашими знаниями украсим платье осени. Что узнали на занятии….