Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие "Дружба! Какое чудесное слово!"»
Открытое занятие
"Дружба! Какое чудесное слово!" автор :Латохина Е.Б.
Цель занятия: Способствовать углубленному осмыслению понятий “дружба”, “друг”, осознанию своих обязанностей перед друзьями. Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков.
Задачи: способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей воспитанников; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества, обучающие умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.
Оборудование: аудиозапись песен "Улыбка", "Дружба», рукавички из бумаги, цветные карандаши, листочки со словами песни "Улыбка", заготовки из бумаги для оформления полянки дружбы, карта- помощница, клей.
Ход мероприятия:
Вводная часть
(Проведение упражнения «Солнечные лучики»)
Ребята, представьте себе, что мы с вами - маленькие солнечные лучики. Протяните правую руку к центру круга, теперь левую. Все лучики соединились в центре. Давайте скажем: «Мы – маленькое, теплое солнышко! Вместе нам хорошо!»
Начать наше занятие я предлагаюс улыбки. Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом. Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: “Я желаю тебе…” (Ребята говорят пожелания друг другу.)
1.Вступительное слово воспитателя (орг. момент, знакомство с темой и целью занятия, эмоциональный настрой).
-Добрый день, дорогие ребята! Уважаемые гости! Наше мероприятие я хочу начать со сказки:
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
-Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место…
Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай,- сказал волшебник.
- Одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвёртую – Печаль, а пятую – Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери только одну из них. Она будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Ребята, а кого выбрали бы вы? Почему? (Дети объясняют своё мнение).
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу? ( Ответы детей).
Воспитатель: Какое чудесное слово "Дружба". Давайте произнесем это слово все вместе!
Тема нашего мероприятия называется "Дружба! Какое чудесное слово!".
-Сегодня мы будем говорить с вами о том, что такое настоящая дружба и что она даёт человеку, о том, кого можно назвать настоящим другом, познакомимся с основными законами дружбы.
2.Беседа о дружбе:
Стихи читают дети:
Дружба! Какое чудесное слово.
Кто не дружил, тот его не поймёт!
Чистая дружба на подвиг готова,
Дружбе конец, если друг подведёт.
В каждой школе, в каждом классе есть ученики.
В каждом классе, в каждом классе верные дружки,
Всюду вместе, всюду вместе видят их всегда,
В час веселья, в час безделья, в час труда.
Делят радость, делят горе верные друзья.
Только жалко, что пятёрку поделить нельзя.
И девчонки, и мальчишки дружат меж собой,
"Жить без дружбы невозможно", - скажет вам любой!
(С.Михалков)
Воспитатель: -- Как вы думаете, что такое дружба?
Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова.
Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Ребята, а без кого дружба состояться не может?
Воспитатель: Конечно, дружбы не бывает без друзей. Как возникло, ребята, слово друг вы знаете? Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение, которое так и называется «Слово друг» и вы сможете ответить на мой вопрос:
Когда ещё никто не знал ни слова,
Ни здравствуйте, ни солнце, ни корова,
Соседям человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи.
Прошли века. Умнее стал наш предок
И он придумал слово «друг».
Стал друга ждать и тосковать в разлуке
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шёл сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга я кричал: «Дурак»,
Показывал язык или кулак и корчил рожи.
Воспитатель: Так кто придумал слово друг?
-Можно ли друг друга оскорблять, обзывать? (ответы детей)
Воспитатель: Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе? Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. А существуют ли секреты общительности? Можно ли этому научиться? Прежде всего необходимо осознать свои особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой.
3. Игра “Ищу друга!”(Раздаются цветные листочки.)Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как “ пазлы”. Например:
“Веселый жизнерадостный человек любитель бокса ищет друга”. “Скромная застенчивая девушка, любит стихи ищет подругу”. “Ищу друга, с которым можно ходить в походы!”.
Вы решили найти друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах – о том, что любите, цените, применяете в себе, о том, что дает вам чувство уверенности. Не умоляйте своих достоинств, но сообщите и о своих недостатках.Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют его на доску объявлений. (В классе доска с надписью “ Доска объявлений”.)
Думаю, что ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять, внутренний мир другого человека. Умение жить среди людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и самовоспитания.
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий друг? Чтобы вам в этом помочь я приготовила карту-помощницу. На ней вы видите различные качества, присущие человеку. Попробуйте выбрать те, которыми должен обладать настоящий друг.
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг?А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе.(Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну.)
-А с чего начинается дружба?(с улыбки)
-Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песне поётся. Хорошая песня может сдружить людей. Давайте споём одну такую песню, а гости – подпевайте нам. (Слова распечатать и дать гостям). (Дети исполняют песню "Улыбка")
- О чём эта песня? Я рада, что вы все улыбаетесь и у вас хорошее настроение.
4. Игра “Цветочек” А сейчас я вам предлагаю поиграть, лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просо словами, а напишите качества, без которого дружба состояться не может. (Каждому выдается по цветочку, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Ученикам предлагается прочитать свое качество. Все вместе дети еще раз отвечают на вопрос “Какими качествами должен обладать настоящий друг? ”.
5.задание:
Ребята, давайте немного отдохнем и назовем друзей этих сказочных героев:
Зелёный крокодил Гена и его друг (Чебурашка)
Умная Мальвина и ее друг (Буратино)
Смешной мишка Вини -Пух и его друг (Пятачок)
Мальчик по имени Малыш и его друг (Карлсон)
Красивая Белоснежка и её друзья (Семь гномов)
Гордая Герда и её друг( Кай)
Дед Мороз и его подружка (Снегурочка)
-Молодцы. Ребята! Справились с заданиями.
У кого из вас есть друзья? А кто ещё может быть другом? (домашнее животное, игрушки, герои мультфильмов, взрослые)
-Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?
А теперь сядьте вместе и подготовьтесь к испытанию.
6. Игра "Рукавички"
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Воспитатель раздает детям рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным и по пачке цветных карандашей. Каждая пара ребят должна быстро договориться и раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Всем известно, что настоящие друзья всё делят пополам. Давайте посмотрим, а умеете ли вы работать в парах. Сыграем в игру "Рукавички".
Я прошу вас объединиться в пары. Возьмите на двоих одну пачку цветных карандашей. Перед вами лежат "рукавички". Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. Договоритесь, друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет разукрашивать свою варежку, но узоры у вас должны быть одинаковые и красивые. Вам понятно задание? Тогда начинаем работать. Во время работы детей звучат песни "Когда мои друзья со мной", "Настоящий друг".
После выполнения задания раскрашенные пары рукавичек повесить на доску и оценить слаженную работу, обсудить, у кого варежки получились яркими, у кого узоры особенно похожие.
Воспитатель: Красивые варежки нам помогли,
Согрели нас в холод, от стужи спасли.
- Ребята, а скажите, пожалуйста, могут ли руки помочь подружиться?
Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми)
Давайте мы снова возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
Наши руки добрые и ласковые!
7. Физкультминутка.
(Необходимо хлопнуть в ладоши, если ты относишь себя к следующей категории)
-хлопают все присутствующие
-только девочки
-только мальчики
-только те, кто любит вкусно поесть
-только те, кто любит сладкое
-только те, кто играть в футбол
-только те, кто опаздывает на уроки
8.Игра «Комплементы» (Мы будем говорить соседу комплимент, передавая при этом цветок со словами «Я дарю тебе цветок, потому что ты..(сказать то качество, которое тебе нравится в этом человеке)
-Молодцы, ребята! Умеете говорить комплименты. А приятно ли вам было слышать добрые слова о вас? А изменилось ли ваше настроение?
9 задание: О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы должны её продолжить:
Нет друга – ищи, а …( нашёл береги)
Не имей сто рублей, а …( имей сто друзей)
Старый друг лучше…( новых двух)
Человек без друзей, что …( дерево без корней)
Друг познаётся в …( беде)
Один за всех и все…( за одного)
Крепкую дружбу и …(топором не разрубишь)
10.Игра «Твои положительные качества»
Теперь предлагаю поиграть в игру «Твои положительные качества». Нужно назвать три положительных качества своего соседа.
11. Чтение стихов о дружбе.
- О друзьях говорить всегда приятно. Наверное, многие поэты поэтому пишут об этом. Давайте послушаем ребят, они подготовили нам стихи и подумаем о чём говорится в стихах, какова основная мысль?
Ты дружбу не купишь за деньги,
Её не найдёшь просто так,
Ведь дружба как золото ценна,
А так же не всем по зубам.
Она – это то, что не каждый
За жизнь себе может сыскать,
Но если нашёл, береги же
Не дай никому отобрать!
И скоро поймёшь ты, как важно
Найти тот единственный свет,
Что выслушать сможет тебя же,
И дать тебе нужный совет!
Если есть друзья на свете
Всё прекрасно – всё цветёт
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать
При любой погоде дружим –
Дружбу эту не порвать.
И любой из вас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.
12. Рефлексия.
-Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Мы знаем, что такое дружба, кто такой настоящий друг. Нам осталось выяснить, а можем ли мы быть настоящими друзьями.
-На ваших столах есть солнышко с лучами. Я попрошу вас написать на них, что такое дружба. – Написали? А сейчас мы прикрепим эти лучики к нашему солнышку. И я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им. Коллективное панно “Полянка Дружбы”.
-Молодцы, ребята! Вы настоящие друзья и умеете дружить.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт.
А если и споткнётся вдруг,
Всегда ему надёжный друг
В беде протянет руку.
13. Итог:
-Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, как оно называлось?
О чём мы сегодня говорили?
Что вам понравилось на нашем занятии?
У вас на столах лежат сердечки, и я прошу чтобы вы разукрасили их в соответствии с вашим настроением к концу нашего занятия.
Ребята, а теперь все подойдите ко мне. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Вы чувствуете как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое- маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих- то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит зло без следа.
Давайте улыбнемся друг другу и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!
И в честь нашего праздника дружбы - САЛЮТ! (хлопаем в ладоши)