Просмотр содержимого документа
«Особенности развития социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста»
Особенности развития социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. В статье отражены результаты научного исследования, посвященного изучению особенностей развития социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: социальная компетентность, дети дошкольного возраста.
Дошкольное детство и дошкольное образование находятся в самом начале жизненного и образовательного пути человека. При сохранении самобытности и самоценности этого периода и этой образовательной ступени, образовательная траектория личности в ее ценностно-целевых основах должна быть направлена на формирование компетентности [1].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на этапе дошкольного детства выделяют ключевые компетентности. B рaмкax нaшeгo иccлeдoвaния ocoбoe внимaниe мы yдeляeм oднoй из ключeвыx кoмпeтeнтнocтeй, фoрмирyющиxcя в oбрaзoвaтeльнoм прoцecce ДOО. Социальная компетентность, ее сущность, структура и способы формирования изучались и изучаются педагогами и психологами (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.Н. Куницина, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский, А.Г. Харчев и др.) [3]. По мнению И.А. Кудаевой, социальная компетентность ( это «понимание отношения «Я»-общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами» [3, с. 123]. В то же время, исследований, направленных на выявление особенностей развития социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, недостаточно. Данное обстоятельство и побудило нас к проведению экспериментальной работы.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад «Светлячок» с. Калинино. Выборку исследования составили дети старшей группы в возрасте 5-6 лет, в количестве 60 человек.
Нами был подобран комплекс экспериментальных методик, соответствующих возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста: «Отражение чувств», «Зеркало настроений», «Интервью», «Необитаемый остров», «Строим новый город», «Не поделили игрушку» Дыбина О.В. [2].
Результаты проведения диагностического задания «Отражение чувств» показали, что высокий уровень выявлен у 23 детей (38,3%): дошкольники обнаружили умение правильно определить эмоциональное состояние детей и взрослых, изображенных на картинках. Объясняли причину этих эмоций и делали прогнозы дальнейшего развития ситуации. Средний уровень продемонстрировали 35% дошкольников (21 ребенок). Дети среднего уровня затруднились сразу дать правильное определение эмоциям людей, изображенных на картинках, и справились с этим заданием после небольших подсказок. Но с помощью подсказок, проведения аналогий, они так же справились с этой частью задания. Низкий уровень зафиксирован у 26,7 % испытуемых из общего числа обследованных. Дети этого уровня затруднялись в определении эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках.
Анализ результатов проведения диагностического задания «Зеркало настроений» свидетельствует, что характерными уровнями являются высокий и средний. Высокий уровень показали 20 детей (33,3%). Дети Саша К., Яна Н., Артур М. и др. довольно быстро и без особых затруднений справились с заданием. Средний уровень был зафиксирован у 26 детей (43,3%). Основной массе ребят для определения эмоционального состояния требовалась помощь. Когда же они были «говорящим», то старались фразы произносить эмоционально, но выражение чувств при этом не всегда было понятным. Низкий уровень диагностирован у 14 детей (23,4%). Эти дети затруднялись в определении эмоциональных состояний сверстника или определяли их неверно, при произнесении фразы не могли передать различные эмоциональные состояния.
Следующим шагом диагностической работы стало проведение задания «Интервью». Высокий уровень наблюдалось не у многих детей. Результат отмечен у 18 детей (30%). Несмотря на то, что у некоторых из них присутствовало смущение при выполнении задания, но все они с большим желанием его выполняли, самостоятельно формулировали 3-5 развернутых вопросов. Большая часть ребят справилась с этим заданием на 2 балла ( показатель среднего уровня (40%). Некоторые выполняли это задание с желанием, но им мешала застенчивость – они долго думали и не сразу могли сформулировать вопросы. Были ребята, отнесенные к низкому уровню (30%), которые затруднялись в выполнении задания даже с помощью взрослого, часть ребят отказывались принимать участие в нем.
По результатам обследования по методике «Необитаемый остров» было выявлено, что 21 детей (35%) имеют высокий уровень. Они полностью погрузились в музыкальный фон, и очень ярко и живо стали все представлять. Средний уровень выявлен у 43,3% ребят. Дети среднего уровня были недостаточно инициативны, но положительно активны в своих высказываниях, больше принимали предложения более активных детей. Низкий уровень отмечен у 13 детей (21,7%). Они пассивно следовали за другими детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желаний. Некоторые совсем не вступали в общение.
Проанализировав результаты методики «Строим новый город», мы выяснили, что высокий уровень показали 21 детей (35%). Дети этого уровня довольно быстро определились с выбором руководителя (мэра). Средний уровень показали 27, что составляет 45%. У детей при определении руководителя между ребятами возник спор. Дети недостаточно инициативны, принимают предложения более активного сверстника. Низких уровень было зафиксировано у 12 детей (20%). Дети этого уровня проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособны оказать действенную взаимопомощь, от помощи взрослого и сверстников отказываются.
Данные полученные по методике «Не поделили игрушку» свидетельствуют, что детей с высоким уровнем 41,7%. У этих детей задание вызвало интерес. Они не стали провоцировать конфликт, а старались найти более справедливое и подходящее решение в данной сложившейся ситуации. Ребята среднего уровня (36,6%) в большинстве также старались не провоцировать конфликт, но при этом не проявляли особой инициативы по его разрешению, либо шли на уступки и не отстаивали свое мнение. 13 дошкольников (21,7%) имели низкий уровень. Они не старались сгладить конфликт, они не учитывали интересы других детей, очень яростно и эмоционально высказывали свое мнение, и совсем не старались прибегнуть к помощи взрослого.
Итак, на основании результатов мы сделали вывод о том, что наиболее характерным стал средний уровень. Было выявлено, что не все дети могут взаимодействовать, соотносить свои желания и стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}