Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте
Гатина Гульнара Шавкатовна
Воспитатель
МАДОУ детский сад № 1 г. Пермь
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте
Основываясь на анализе литературы и результатах опытно-экспериментальной работы, под полоролевой идентичностью дошкольников мы понимаем процесс и результат общего и психосексуального развития мальчика/девочки, обусловленный конкретными социальными условиями. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой идентичности мы рассматриваем как целенаправленную образовательную деятельность по развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и полоролевому воспитанию, направленному на овладение детьми полоролевыми навыками соответствующего полоролевого поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующую позитивной полоролевой идентичности.
Многие исследователи (Д. Н. Исаев, В. Б. Каган, И. С. Кон и др.) считают дошкольный возраст временем первичной половой идентичности, отмечают, что к 6 годам половая идентичность оказывается достаточно сформированной. Исправлять погрешности полового воспитания за пределами этого возрастного периода представляется сложной задачей (В. Б. Каган), поэтому дошкольный возраст рассматривается как наиболее Восприимчивый к формированию отношения к миру и к себе как представителю определенного пола.
Психолого-педагогическими условиями полоролевого воспитания в старшем дошкольном возрасте являются: 1) построение предметно-развивающей среды с учетом полоролевого воспитания; 2) формирование полоролевой идентичности; 3) формирование гендерной компетентности у родителей.
Предметно-развивающая среда должна быть системной, отвечающей целям полоролевого воспитания; инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой; предметно-развивающая среда должна учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка; иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействие с ней, побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д.), так и развитие детей в ней.
Исходя именно из того, что детям интересно попробовать все типы взаимоотношений, которые им известны, необходимо отвечать только на те вопросы, которые дети задают, не углубляясь в «дебри», потому что тем самым можно невольно спровоцировать слишком ранний и, возможно, ненужный интерес ребёнка к каким-либо вещам. При ответах на детские вопросы очень удобно и целесообразно пользоваться различными сравнениями, так как это способствует более лёгкой интеграции новых знаний в уже имеющемся опыте ребёнка, поможет ему расставить акценты «хорошо» и «плохо». Например:
- быть женщиной с фигурой как у Барби – всё равно, что носить спереди два тяжёлых рюкзака (грудь).
- почему гомосексуалисты и лесбиянки такие, какие они есть, неизвестно. Как и то, почему одни дети рождаются правшами, а другие – левшами.
При этом информация всегда должна соответствовать возрасту – 3-летний ребёнок будет вполне удовлетворён любым сказочным вариантом изложения ответов. Но в этом случае свой рассказ обязательно нужно начинать со слов: «Есть такая сказка…». Иначе ребёнок, поверивший в истинность объяснения и разочаровавшийся в нём спустя несколько лет, может утратить доверие к взрослому.
К 6 – 7 годам необходимо поговорить и с теми детьми, которые никогда сами вопросов не задавали или задавали их уклончиво. В этом возрасте лучше начинать не со сказок и не с анатомии, а с рассказа о том, как взрослые люди создают семью.
В последующих возрастных периодах с ребёнком и подростком лучше всего подробно говорить не о половых, не о сексуальных отношениях, а о семье, о жизни в браке.
Таким образом, в дошкольном возрасте целью полового воспитания является формирование первичных представлений о нравственных нормах отношений между людьми разного пола, а также о видах этих отношений (профессиональные, дружеские, семейные, интимные, бытовые, родственные и др.). Важно, чтобы дети понимали, насколько уместно (и уместно ли вообще) эти виды путать и смешивать между собой. Примерная программа работы ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста представлена в приложении 2.
Объясняя детям сложные, зачастую не до конца понятные даже взрослому, явления, которые могут иметь место в различных по своей природе межполовых отношениях, оптимально использовать традиционные, знакомые детям сказки, которые в символической форме раскрывают те или иные аспекты отношений и к тому же выражают позиции своих авторов на этот счёт.
Известно, что педагогический процесс в ДОУ не исчерпывает всю систему воспитательно-образовательных мер. Необходимо также и участие семьи ребёнка в этом процессе, т.к. семья – это первый по времени и наиболее близкий к ребёнку воспитатель. При этом важны не только согласованность и единодушие родителей, не только отношение каждого из них к полу, но и объективная соотнесённость половых ролей родителей, их характеров; а также, согласованности направленности гендерных педагогических влияний в семье и в ДОУ.
В работе с семьей рекомендуем использовать следующие методы:
- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
- плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка (консультации «Роль родителей в половой идентификации ребенка» «Детские игры - дело серьёзное», «Особенности игр мальчиков и девочек», «Дети и средства массовой информации», «Осторожно, игрушка» и т.д.);
- просмотр родителями различных видов деятельности (занятия, прогулки, беседы, развлечения, утренники);
- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте»
Гатина Гульнара Шавкатовна
Воспитатель
МАДОУ детский сад № 1 г. Пермь
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте
Основываясь на анализе литературы и результатах опытно-экспериментальной работы, под полоролевой идентичностью дошкольников мы понимаем процесс и результат общего и психосексуального развития мальчика/девочки, обусловленный конкретными социальными условиями. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой идентичности мы рассматриваем как целенаправленную образовательную деятельность по развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и полоролевому воспитанию, направленному на овладение детьми полоролевыми навыками соответствующего полоролевого поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующую позитивной полоролевой идентичности.
Многие исследователи (Д. Н. Исаев, В. Б. Каган, И. С. Кон и др.) считают дошкольный возраст временем первичной половой идентичности, отмечают, что к 6 годам половая идентичность оказывается достаточно сформированной. Исправлять погрешности полового воспитания за пределами этого возрастного периода представляется сложной задачей (В. Б. Каган), поэтому дошкольный возраст рассматривается как наиболее Восприимчивый к формированию отношения к миру и к себе как представителю определенного пола.
Психолого-педагогическими условиями полоролевого воспитания в старшем дошкольном возрасте являются: 1) построение предметно-развивающей среды с учетом полоролевого воспитания; 2) формирование полоролевой идентичности; 3) формирование гендерной компетентности у родителей.
Предметно-развивающая среда должна быть системной, отвечающей целям полоролевого воспитания; инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой; предметно-развивающая среда должна учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка; иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействие с ней, побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д.), так и развитие детей в ней.
Исходя именно из того, что детям интересно попробовать все типы взаимоотношений, которые им известны, необходимо отвечать только на те вопросы, которые дети задают, не углубляясь в «дебри», потому что тем самым можно невольно спровоцировать слишком ранний и, возможно, ненужный интерес ребёнка к каким-либо вещам. При ответах на детские вопросы очень удобно и целесообразно пользоваться различными сравнениями, так как это способствует более лёгкой интеграции новых знаний в уже имеющемся опыте ребёнка, поможет ему расставить акценты «хорошо» и «плохо». Например:
- быть женщиной с фигурой как у Барби – всё равно, что носить спереди два тяжёлых рюкзака (грудь).
- почему гомосексуалисты и лесбиянки такие, какие они есть, неизвестно. Как и то, почему одни дети рождаются правшами, а другие – левшами.
При этом информация всегда должна соответствовать возрасту – 3-летний ребёнок будет вполне удовлетворён любым сказочным вариантом изложения ответов. Но в этом случае свой рассказ обязательно нужно начинать со слов: «Есть такая сказка…». Иначе ребёнок, поверивший в истинность объяснения и разочаровавшийся в нём спустя несколько лет, может утратить доверие к взрослому.
К 6 – 7 годам необходимо поговорить и с теми детьми, которые никогда сами вопросов не задавали или задавали их уклончиво. В этом возрасте лучше начинать не со сказок и не с анатомии, а с рассказа о том, как взрослые люди создают семью.
В последующих возрастных периодах с ребёнком и подростком лучше всего подробно говорить не о половых, не о сексуальных отношениях, а о семье, о жизни в браке.
Таким образом, в дошкольном возрасте целью полового воспитания является формирование первичных представлений о нравственных нормах отношений между людьми разного пола, а также о видах этих отношений (профессиональные, дружеские, семейные, интимные, бытовые, родственные и др.). Важно, чтобы дети понимали, насколько уместно (и уместно ли вообще) эти виды путать и смешивать между собой. Примерная программа работы ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста представлена в приложении 2.
Объясняя детям сложные, зачастую не до конца понятные даже взрослому, явления, которые могут иметь место в различных по своей природе межполовых отношениях, оптимально использовать традиционные, знакомые детям сказки, которые в символической форме раскрывают те или иные аспекты отношений и к тому же выражают позиции своих авторов на этот счёт.
Известно, что педагогический процесс в ДОУ не исчерпывает всю систему воспитательно-образовательных мер. Необходимо также и участие семьи ребёнка в этом процессе, т.к. семья – это первый по времени и наиболее близкий к ребёнку воспитатель. При этом важны не только согласованность и единодушие родителей, не только отношение каждого из них к полу, но и объективная соотнесённость половых ролей родителей, их характеров; а также, согласованности направленности гендерных педагогических влияний в семье и в ДОУ.
В работе с семьей рекомендуем использовать следующие методы:
- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
- плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка (консультации «Роль родителей в половой идентификации ребенка» «Детские игры - дело серьёзное», «Особенности игр мальчиков и девочек», «Дети и средства массовой информации», «Осторожно, игрушка» и т.д.);
- просмотр родителями различных видов деятельности (занятия, прогулки, беседы, развлечения, утренники);
- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).