Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников
Ведущее направление моей работы - интеллектуальное развитие дошкольников. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников»
КММ «Жалпы орта білім беретін №25 мектеп»
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №25»
Доклад на тему:
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников
Өткізген: «Здоровячок»
тобының тәрбиешісі
Провела: воспитатель группы «Здоровячок»
Такиева Раушан Райбековна
2012-2013 оқу жылы
2012-2013 учебный год
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников.
«Нет тайны рождения, есть тайна развития!»
Ведущее направление моей работы - интеллектуальное развитие дошкольников. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В интеллектуальном развитии детей математике я отвела особое место, уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения направлено на формирование у детей основных математических представлений и понятий, и овладение их приемами математического мышления - сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.
Воплощая идею Л.С. Выготского о том, что только то, обучение является хорошим, которое «забегает» вперед развития ребенка, я стремилась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю и помню, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактические игры включаю непосредственно в содержание занятий. В младшей группе все занятия проводятся в игровой форме. В средней – дидактические игры уместны и в конце занятия, чтобы закрепить и воспроизвести ранее изученный материал.
Например: дидактическая игра «Найди и назови» (средняя группа).
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.
Правила: ответ следует сразу за вопросом, называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Ребенок, справившийся с заданием, берет фигуру себе. Игровые действия включают элемент занимательности, соревнования. В конце подсчитываю, сколько у кого фигур, объявляю победителя.
В своей работе по интеллектуальному развитию детей использую комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности ( игры В.Воскобовича, Б.Никитина, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша). Знакомя детей с цифрами, я использую такие игры:
- «Выложи цифру из палочек»;
- «Собери цифру правильно»; В.Воскобович.
- «Слепи из пластилина»;
- «На что похожа цифра?»;
- «Назови предметы, напоминающие цифру».
Отгадываем загадки с математическим содержанием, учим о цифрах стихи, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствовала цифра, использую физкультминутки.
Например цифра 3:
СТИХИ:
1.Погляди на цифру 3, словно ласточка – смотри.
2.Тройка – не двойка,
Она положительна,
Но это не «хорошо»,
А «удовлетворительно».
ЗАДАЧИ:
Вот зашла Маринка,
А за ней - Аринка,
А потом пришел Игнат,
Сколько стало всех ребят?
На плетень взлетел петух,
Повстречал там еще двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
ЗАГАДКИ:
1.Треугольная доска
А на ней три волоска,
Волос тонкий, голос звонкий. (балалайка).
Возле леса на опушке,
2.Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Угадайте без подсказки.
Кто герои этой сказки? ( три медведя).
СКАЗКИ, ГДЕ ЕСТЬ ЧИСЛО ТРИ :
« Три поросенка», « три медведя», «Три орешка для Золушки».
Пословицы и поговорки:
Обещанного 3 года ждут.
От горшка, три вершка.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени.
СКОРОГОВОРКИ :
1.По утрам мой брат Кирилл,
Трех крольчат травой кормил.
2. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
СЧИТАЛКИ :
Проплывали три дельфина, выгибали к небу спины.
Налетели с трех сторон, ты акула –выйди вон.
Неразлучны три сестренки Катя, Маша и Аленка
Раз, два, три – играют вместе посмотри!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :
1.Малыши, малыши – дружные ребятки
Малыши, малыши – вышли на зарядку.
Раз. Два, три! Раз, два, три!
Ноги поднимайте!
Раз, два, три! Раз, два, три!
Весело шагайте.
Я часто использую игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру пальца и, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же закрепляют знание цвета. Знакомя с геометрическими фигурами, использую словесную игру «Пара слов». Я говорю «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.
- «Назови лишнюю фигуру»
- «Подбери заплатку»
- «Найди крышку каждой коробочке»
- «Колумбово яйцо»
- «Танграм»
- «Блоки Дьенеша».
Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти.
Закрепляя геометрические фигуры, использую игры:
«геометрическое лото», «Кодирование фигур»,
«Назови фигуру».
Начиная со средней группы, знакомлю детей с двухцветным квадратом Воскобовича, в подготовительной – с четырехцветным.
«Крестики», «Соты», «Математическая корзинка» --особо любимый вид игр. Дети учатся вычленять части из целого, развивается фантазия, воображение, память.
Занимательно-развивающая форма заданий превращает сухие занятия в праздник эмоций и творчества. Часто использую игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложнялись: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат из двух палочек, используя угол стола.
Знакомя дошколят с различными линиями, применяла игру «Путаница» (автор Шаехова)
Цель: найти линию «ломаную» - обвести красным фломастером, «пунктирную синим, «прямую» желтым и т.д.
Работая по разделу «Измерение величины» вводила игры с народными игрушками-вкладышами(матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины
Использую игры условной мерки:
«Измерь шагами, пальцами»
«Помоги найти ответ?» : чем измерить шум дождя? Силу человека? Как измерить длину ядовитой змеи?
В разделе «Количество и счет» уместны игры:
«Чет-нечет»
«Сколько нас без одного?»
«какое число я задумала?»
«Назови число на единицу больше - меньше»
«Кто знает, пусть дальше считает»
«Какие числа пропущены?»
«Назови соседей».
Не забываем игру «Чудесный мешочек». Она уместна везде.
Дети любят выполнять задания, а особым удовольствием, где соотносят полученный результат определенному цвету.
Скучное решение примеров я превратила в развивающую игру «Оживи картинку». Предлагаю карточки с написанными примерами и прошу раскрасить их в соответствующий цвет.
При формировании циклических представлений играю с детьми в такие игры:
«Раскрась, продолжая закономерность»
«Что сначала, что потом?»
«Какая фигура будет последней?»
В игровые комплексы включаю музыку, физ.минутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук.
Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Обязательно меняю виды деятельности: восприятие информации воспитателя, активная деятельность самих детей, и игровая деятельность. Чаще всего непосредственно организованная деятельность детей строится в форме игры.
Для поддержания интереса детей применяю:
- комплекс развивающих игр
- путешествие или КВН
- экспериментирование
- подгрупповая работа
- индивидуальная работа.
Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении математического материала и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием.
И в конце хочу подтвердить мысль Петерсона о том, с дошкольниками заниматься нельзя. «С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще»
Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!!!