kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущее направление моей работы  -  интеллектуальное развитие дошкольников. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников»

КММ «Жалпы орта білім беретін №25 мектеп»

КГУ «Средняя общеобразовательная школа №25»













Доклад на тему:

Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников











Өткізген: «Здоровячок»

тобының тәрбиешісі

Провела: воспитатель группы «Здоровячок»

Такиева Раушан Райбековна







2012-2013 оқу жылы

2012-2013 учебный год

Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников.

                                    «Нет тайны рождения, есть тайна развития!»

Ведущее направление моей работы  -  интеллектуальное развитие дошкольников. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

В интеллектуальном развитии детей  математике я отвела особое место, уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения направлено на формирование у детей основных математических представлений и понятий, и овладение их приемами математического мышления  -  сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.

                        Воплощая идею Л.С. Выготского о том, что только то, обучение является хорошим, которое «забегает» вперед развития ребенка, я стремилась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю и помню, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактические игры включаю непосредственно в содержание занятий. В младшей группе все занятия проводятся в игровой форме. В средней – дидактические игры уместны и в конце занятия, чтобы закрепить и воспроизвести ранее изученный материал.                      

Например: дидактическая игра «Найди и назови» (средняя группа).

 Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.

Правила: ответ следует сразу за вопросом, называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Ребенок, справившийся с заданием, берет фигуру себе. Игровые действия включают элемент занимательности, соревнования. В конце подсчитываю, сколько у кого фигур, объявляю победителя.

      В своей работе по интеллектуальному развитию детей использую комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности ( игры  В.Воскобовича,  Б.Никитина, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша). Знакомя детей с цифрами, я использую такие игры:

- «Выложи цифру из палочек»;

- «Собери цифру правильно»; В.Воскобович.

- «Слепи из пластилина»;

- «На что похожа цифра?»;

- «Назови предметы, напоминающие цифру».

Отгадываем загадки с математическим содержанием, учим о цифрах стихи, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствовала цифра, использую физкультминутки.

Например цифра 3:

СТИХИ:

      1.Погляди на цифру 3, словно ласточка – смотри.

      2.Тройка – не двойка,

         Она положительна,

         Но это не «хорошо»,

        А «удовлетворительно».

ЗАДАЧИ:

  1. Вот зашла Маринка,

А за ней  - Аринка,

А потом пришел Игнат,

Сколько стало всех ребят?

  1. На плетень взлетел петух,

Повстречал там еще двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

ЗАГАДКИ:

     1.Треугольная доска

         А на ней  три волоска,

         Волос тонкий, голос звонкий. (балалайка).

         Возле леса на опушке,

    2.Трое их живет в избушке,

      Там три стула и три кружки,

       Угадайте без подсказки.

        Кто герои этой сказки?  ( три медведя).

СКАЗКИ, ГДЕ ЕСТЬ ЧИСЛО ТРИ :

« Три поросенка», « три медведя», «Три орешка для Золушки».

Пословицы и поговорки:

  1. Обещанного 3 года ждут.

  2. От горшка, три вершка.

  3. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени.

  СКОРОГОВОРКИ :

1.По утрам мой брат Кирилл,

   Трех крольчат травой кормил.

2. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.

СЧИТАЛКИ :

  1. Проплывали три дельфина, выгибали к небу спины.

Налетели с трех сторон, ты акула –выйди вон.

Неразлучны три сестренки Катя, Маша и Аленка

Раз, два, три – играют вместе посмотри!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :

             1.Малыши, малыши – дружные ребятки

Малыши, малыши – вышли на зарядку.

Раз. Два, три! Раз, два, три!

Ноги поднимайте!

Раз, два, три! Раз, два, три!

Весело шагайте.

     Я часто использую игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру пальца  и, руками,  используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры  Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же закрепляют знание цвета. Знакомя с геометрическими фигурами, использую словесную игру «Пара слов». Я говорю «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.

 - «Назови лишнюю фигуру»

- «Подбери заплатку»

- «Найди крышку каждой коробочке»

- «Колумбово яйцо»

- «Танграм»

- «Блоки Дьенеша».

Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти.

Закрепляя геометрические фигуры, использую игры:

«геометрическое лото», «Кодирование фигур»,

  «Назови фигуру».

Начиная со средней группы, знакомлю детей с двухцветным квадратом Воскобовича,  в подготовительной – с четырехцветным.

«Крестики», «Соты», «Математическая корзинка» --особо любимый вид игр. Дети учатся вычленять части из целого, развивается фантазия, воображение, память.

        Занимательно-развивающая форма заданий превращает сухие занятия в праздник эмоций и творчества. Часто использую игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу,  по памяти, затем задания усложнялись: предлагала составить  2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат из двух палочек, используя угол стола.

         Знакомя дошколят с различными линиями, применяла игру «Путаница» (автор Шаехова)

     Цель: найти линию «ломаную» - обвести красным фломастером, «пунктирную  синим, «прямую» желтым и т.д.

Работая по разделу «Измерение величины» вводила игры с народными игрушками-вкладышами(матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины

Использую игры условной мерки:

«Измерь шагами, пальцами»

«Помоги найти ответ?»  : чем измерить шум дождя? Силу человека? Как  измерить длину ядовитой змеи?

В разделе «Количество и счет» уместны игры:

         «Чет-нечет»

«Сколько нас без одного?»

«какое число я задумала?»

«Назови число на единицу больше - меньше»

«Кто знает, пусть дальше считает»

«Какие числа пропущены?»

«Назови соседей».

Не забываем игру «Чудесный мешочек». Она уместна везде.

Дети любят выполнять задания, а особым удовольствием, где соотносят полученный результат определенному цвету.

 Скучное решение примеров я превратила в развивающую игру «Оживи картинку». Предлагаю карточки с написанными примерами и прошу раскрасить их в соответствующий цвет.

При формировании циклических представлений играю с детьми в такие игры:

«Раскрась, продолжая закономерность»

«Что сначала, что потом?»  

«Какая фигура будет последней?»

В игровые комплексы включаю музыку, физ.минутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук.

    Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Обязательно меняю виды деятельности: восприятие информации воспитателя, активная деятельность самих детей, и игровая деятельность. Чаще всего непосредственно организованная деятельность детей строится в форме игры.

 Для поддержания интереса детей  применяю:

             - комплекс развивающих игр

- путешествие или КВН

- экспериментирование

- подгрупповая работа

- индивидуальная работа.

Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении математического материала и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием.

     И в конце хочу подтвердить мысль Петерсона о том, с дошкольниками заниматься нельзя. «С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще»

Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!!!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Такиева Раушан Райбековна

Дата: 03.12.2018

Номер свидетельства: 488648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья  «Развитие познавательной активности   дошкольников  посредством дидактических игр математического содержания  и дидактического материала»"
    ["seo_title"] => string(143) "statiarazvitiiepoznavatielnoiaktivnostidoshkolnikovposriedstvomdidaktichieskikhighrmatiematichieskoghosodierzhaniiaididaktichieskoghomatieriala"
    ["file_id"] => string(6) "307264"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458299406"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "ПРОГРАММА   ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  «Малышкина школа» "
    ["seo_title"] => string(82) "programma-priedshkol-noi-podgotovki-budushchikh-piervoklassnikov-malyshkina-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "172957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423906293"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Индивидуальный план повышения профессионального уровня"
    ["seo_title"] => string(55) "individualnyi_plan_povysheniia_professionalnogo_urovnia"
    ["file_id"] => string(6) "483648"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1541435286"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства