Опыт работы с родителями. Интерактивное родительское собрание.
Опыт работы с родителями. Интерактивное родительское собрание.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, воспитатели, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Поэтому, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».
Наш детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, но и культурно – развивающим и досуговым центром, единственным очагом культуры для детей дошкольного возраста.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы с родителями. Интерактивное родительское собрание. »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области»
Подготовил воспитатель
Манюшкина Ольга Евгеньевна
Калининск 2012г
Я женщина обычная, земная, судьба моя бесхитростный цветок,
чем дни мои полны, о чём мечтаю,
поведает об этом каждый лепесток.
Я – педагог, нелёгкая работа, да, что работа, дети жизнь моя,
заботы, радости, печали и тревоги, дорога эта знаю для меня
Встречаю деток радостно с порога,
и с ними новый день, готова проживать.
Педтехнологии передовые могу в своей работе применять.
Я – скульптор детских душ ваятель, могу я каждого понять
и словно мамочка родная и пожалеть и поругать.
Общения каждую минуту стараюсь с пользой тратить я,
чтоб воспитать людей достойных из моих милых дошколят.
Свет своего душевного тепла на протяжении 5 лет я дарю тем, кто не умеет лукавить и притворяться, чьи помыслы чисты и неприхотливы, им моим воспитанникам. Профессия воспитателя – особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Её особенность состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом труда является самый уникальный продукт природы – личность ребенка. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях. Воспитатель это и педагог, и психолог, и доктор… Потому, что дети, приходя в детский сад, хотят, чтобы их здесь всегда очень ждали, крепко любили, понимали, хотят чувствовать себя уверенными, защищёнными. Воспитатель – это «бегатель», «прыгатель», «вечный двигатель" ... Потому, что дети хотят и должны быть здоровыми. Воспитатель – это певец, музыкант, актёр, фокусник... Потому, что все дети любят слушать сказки и колыбельные песни перед сном, смотреть представления и хотят сами участвовать в них. Воспитатель – это экскурсовод, исследователь, ботаник и биолог, энциклопедист... Потому, что дети с удовольствием гуляют, наблюдают, экспериментируют, думают и любят задавать много вопросов. Воспитатель – это архитектор, конструктор, художник, скульптор… Потому, что дети всегда готовы созидать.
Работа воспитателя это не только работа с детьми, но тесное сотрудничество с родителями воспитанников.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, воспиатели, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Поэтому, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».
Наш детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, но и культурно – развивающим и досуговым центром, единственным очагом культуры для детей дошкольного возраста.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое направлениеНам необходимо было в кратчайшие сроки сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания, а для этого важно знать каждую семью. Известно, что знакомиться с семьей можно как до прихода ребенка в детский сад или в течение первых месяцев. Начала работу с анкетирования «Давайте познакомимся». На основе полученных данных, определила тактику своего общения с каждым родителем. Так же анкетирование помогло мнет понять педагогические потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Наглядно–информационное направление
Постоянно использую новейшие информационно-просветительские формы и методы работы с родительским коллективом: в группе ведется периодическое обновление материала в родительском уголке по разделам «О здоровье всерьез», «Это интересно!», «Минутку внимания!», «Мы научились!», «Поздравляем!» На родительских собраниях родители получают буклеты и памятки с тезисами собрания на волнующие их темы. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности
Досуговое направление
Это в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, потому что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Родители стали активными участниками на таких мероприятиях, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Все праздники были построены на совместных играх и выступлениях детей и их родителей, все это развивает их взаимоотношения посредством включения в совместную деятельность, обогащает отношения через эмоциональное общение. Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали.
Познавательное направление
Стремлюсь обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в этом помогает совместная работа специалистов ДОУ. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
посещение семей воспитанников на дому;
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
Дни добрых дел (субботники);
Дни открытых дверей;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотомонтажей;
совместное создание предметно – развивающей среды;
утренние приветствия;
работа с родительским комитетом группы;
беседы с детьми и родителями;
тренинги;
семинар – практикум;
родительские гостиные;
почта Доверия;
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Хочу рассказать об активных формах работы с родителями, позволяющих вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. нетрадиционная форма родительского собрания.
Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивныхметодов.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный-означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке.
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы воспитателя «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую играет воспитатель. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.
Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают информацию о воспитании и развитии ребенка, а особым пространством активного общения друг с другом.
На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.
Подготовка к применениюинтерактивныхметодов
на родительском собрании
Для того, чтобы применение активных методов на родительском собрании было эффективным, необходимо учитывать некоторые условия.
Обеспечила безопасность участников.
Некоторые родители при участии в играх или дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая маскируется смехом или оппозиционными реакциями. Стараюсь не заострять на этом внимания, а проявить интерес к мнению этих родителей, выразить им благодарность за участие.
Заинтересовывала родителей. Объяснила родителям, что интерактивные методы помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации, применить полученные знания и т.п.
Организовала пространство. Изменила расстановку столов в группе,(например, поставить их буквой «П» или полукругом) или выбираю другое помещение.
Подобрала музыку, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла
Предупредила родителей заранее. Сообщила о том, что на собрании будут применяться новые формы взаимодействия, (подготовила письменные приглашения).
Родительское собрание на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ»
Цели: Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о развитии творческих способностей у детей. Развивать у родителей инициативу, творчество при выполнении заданий.
Предварительная работа: Подготовка слайд – шоу «Развитие творчества у детей в детском саду»
Ход: Под звучание спокойной музыки родители проходят в помещение, где будет проходить собрание, рассаживаются. Собрание начинается с инсценировки, короткой сценки. Актерами могут быть дети, педагоги или родители. Инсценировка: На импровизированной сцене стол, на котором подготовлено все для занятия по рисованию (краски, кисти и т.д.) Появляется Воспитатель, он зовет Ваню и Машу заниматься. Маша послушно садится за стол, принимает позу прилежной ученицы. Ваню приходится долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, все время отвлекается. Когда наконец все усаживаются, воспитатель произносит: - Сегодня, дети, мы будем с вами учиться рисовать снежинку. Посмотрите, как это делается. На большом листе бумаги воспитатель рисует снежинку, детально объясняя свои действия. Маша внимательно слушает, выполняя точно так, как объяснил воспитатель. Ваня же рассматривает краски, обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист большую кляксу. Затем внимательно рассматривает ее, снова обмакивает кисть и ставит рядом еще одну кляксу. Так методом клякс он рисует снежинку. Воспитатель рассматривает оба рисунка, хвалит Машу, ругает Ваню за выполненную работу. ВЕДУЩИЙ: Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Эта маленькая инсценировка открывает наш вечер, тема которого – развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Давайте сейчас вместе вернемся к сюжету сценки и порассуждаем, кто из детей проявил творческие способности, в чем это проявилось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить и развить их творческие начала. Родители высказывают свои мнения. ( Настраивает родителей на дискуссию, обмен мнениями, задает вопросы) Что такое детское творчество? Нужно ли творчество ребенку? В чем оно может проявиться? Можно ли говорить что детям присуще творчество? Короткая дискуссия. Да уважаемые родители вы во многом правы. А вот что говорят о творчестве специалисты. Комментарий специалиста (психолог) Вопросы исследователей развития детского творчества давно интересуют исследователей. Творческой называют такую деятельность человека, при которой создается нечто новое. Не важно, будет это новое материальным, доступным органам чувств другого человека или будет жить внутри самого человека – его мысли, чувства. Любая ли деятельность человека является творческой? В основном выделяют два вида поступков. Первый называют воспроизводящим, он теснейшим образом связан с памятью и подражанием. В этом случае человек воспроизводит или повторяет известные ему приемы и способы действия (проводится аналогия с Машей). Второй вид – творческий. Например, водитель сначала обучается своей профессии, с течением времени у него проявляется привычка к выполняемым действиям, он их лишь воспроизводит. А когда он попадает в какую-нибудь необычную ситуацию (случается затор на дороге, встречается огромная лужа и т.д.) здесь уже включается творчество. Так происходит смена воспроизводящих действий, творческими действиями. В жизни ребенка, как и в жизни взрослого, не всегда можно обойтись только воспроизводящими, исполнительскими действиями. Очень часто бывает необходимо проявить творчество. В жизни дошкольника очень большую роль играет воображение. Каждый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем затухают. Недаром мы говорим, что дети – большие выдумщики и фантазеры. Но вот проходят годы, и, решая задачки в школе, готовясь к занятиям в университете,, выполняя изо дня вдень профессиональные обязанности, бывший фантазер утрачивает способность к нестандартному мышлению, идет проторенной дорогой, не ища новых эффективных путей. Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие творчества у детей. В жизни детей творческие способности могут выручить в самых разнообразных жизненных ситуациях. Воображение обогащает жизнь детей, делает ее ярче, интересней. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Кроме того, ребенком движет стремление удовлетворить свои потребности в творчестве, рождает у него положительные эмоции. ВЕДУЩИЙ.Каким же образом можно развить творчество у ребенка-дошкольника? Я предлагаю вам, дорогие родители, ненадолго вернуться в чудесный мир детства, представить, что мы опять дошколята и вокруг так много удивительного. Звучит детская песня. А больше всего на свете мы, конечно же, любим играть. Давайте поиграем!
ИГРА 1 Мы привыкли, что каждой вещи присущи определенные признаки. Вот например, река. На листе ватмана слева записывается слово «река» Какой она бывает? (Широкой, бурной, горной.) А молоток? (большим, железным, тяжелым. Свойства, присущие молотку; записываются на листе ватмана справа.) А может река быть большой? Можем мы назвать реку железной? (Например: поток расплавленного металла.) А тяжелой? А теперь попробуйте сами совместить один предмет со свойствами другого! Выслушиваются варианты родителей, при затруднении следует предложить заготовленные варианты. Комментарий специалиста Этот способ развития творчества получил название «метода фокальных объектов» (от слова «фокусироваться»). Это означает, что мы концентрируем наше внимание на каком-то объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он предстает перед нами в самых разных своих проявлениях, как в фокусе объектива фотоаппарата, - четко и ясно. Произвольно выбираем несколько других объектов и называем их ¬желательно, чтобы это были предметы, хорошо знакомые детям, - а затем начинаем примерять признаки этих предметов к нашему объекту. Неожиданное сочетание этих признаков с изучаемым объектом позволяет увидеть его с разных, порой необычных, сторон. Новые ракурсы позволяют глубже понять его особенности, открыть новые и интересные свойства. Тем самым метод локальных объектов нагружает ребенка в ситуацию исследования, пробуждает познавательную активность, интерес к объекту.
ИГРА 2 Родителям предлагается создать художественный образ (например, весенний день, цирк и др.). Однако вместо красок и кисточек на столах находятся кусочки материи, крупы, нитки, цветная бумага, бросовый и природный материал. В процессе выполнения родителями задания звучит спокойная Музыка, создающая эмоциональный настрой. Комментарий специалиста Известно, что дети необычайно эмоциональны и впечатлительны. Они тонко чувствуют и бурно реагируют на новое и необычное, стремясь выразить свои впечатления в рисунках, Поделках. Их завораживает зрелище кукольного или настоящего театра, они легко преображаются в героев книг, спектаклей, фильмов. Именно в художественной деятельности проявляется вкус ребенка, его эстетические переживания и развиваются творческие способности, инициативность и самостоятельность, расширяется кругозор, оттачиваются интеллектуальные способности. А чтобы изобразительная деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и техники выполнения изображения. Ведь осеннее дерево можно нарисовать гуашью, акварелью, карандашами, мелками, угольком, а можно с помощью сухих осенних листьев, кусочков материи или из разных видов круп!
ВЕДУЩИЙ. Вот и мы сегодня немного пожили удивительной, богатой жизнью детей окунулись в атмосферу игры и творчества. Мы надеемся, что эти игры помогут вам поддержать и развить творческие способности детей.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Счастливый ли я человек, выбрав свое дело? Да! Я люблю свою профессию, мне приятно общаться с родителями, я с удовольствием делюсь своими идеями с коллегами, я очень люблю мою с ребятами жизнь! Я счастливый человек, потому что мне неведома скучная, однообразная, рутинная работа, напротив я с радостью и любовью свои знания, свой опыт отдаю детям! Поэтому, если начать свою жизнь сначала, то я однозначно снова выберу профессию воспитателя.
На земле каждый день рождается множество людей, но лишь единицы становятся знаменитыми. Возможно, мне не суждено совершить подвиг, сделать великое открытие, - мне это и не важно. Мне важно, что люди доверили мне самое
дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Земли, а кто-то из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я вложила в каждого своего воспитанника свой труд, частичку души и сердца.
Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук.
Пока смеётся мне ребёнок, я знаю, что не зря живу.
Твердят друзья: «Есть нивы тише», но не за что не отступлю.
Я этих милых ребятишек, как собственных детей люблю…
И каждый день, как на премьеру вхожу в притихший детский сад:
Иду сюда не для карьеры – здесь каждый мне ребёнок рад,
Быть в гуще радостных событий…
И так на протяженье лет - Судьба моя ребячьи души!