Просмотр содержимого документа
«ООД по грамоте «Звук [р]. Буква Р»»
Тема: ООД по грамоте «Звук [р]. Буква Р»
Цели:
Образовательные: познакомить с акустико-артикуляционной характеристикой звука [р], учить выделять звук [р] из слов, давать его характеристику. Закрепить умение определять место звука [р] в словах. Совершенствовать навык звукового анализа слов из 3-4 звуков. Совершенствовать навык фонематического синтеза.
Коррекционные: четкое произношение звука [р] в слогах, словах и предложениях; развитие фонематического слуха и восприятия; звукобуквенный анализ слова; развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, общей и тонкой моторики.
Воспитательные: формирование взаимопонимания, самостоятельности, инициативности. Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.
Оборудование: открытки для развития дыхания, предметные картинки на звук [р], пособие для определения места звука в слове, набор для звукового анализа, детали для конструирования буквы Р, перфокарты, крышки, лабиринты.
Ход занятия.
Организационный момент
1. Постановка цели занятия.
- Сегодня со мной приключилась такая история. Буква потерялась. И она попросила меня помочь ей добраться до города букв. Давайте ей поможем.
Давайте вспомним гласные буквы, которые мы уже выучили, я их буду писать в воздухе, а вы их угадывать, ловить и петь. Сначала буква будет маленькая, а потом будет расти и станет большая.
А сейчас я ваши носики превращу в карандашики. Подумайте какую вы букву хотите написать гласную или согласную, а я попробую ее угадать.
Для того чтобы догадаться какая буква потерялась нам нужно подготовиться : укрепить язычки(гимнастика для сонорных) сделать сильным дыхание(дыхательная гимнастика), потренировать мозг.(упражнение Капитан –во)
Послушайте стихотворение и догадайтесь, какая буква потерялась
Буква, как Раскаты гРома, Львиный Рык в пустыне словно. Изучаю эту букву, Но сказать её мне тРудно. Я учился у воРоны «КаР-Р-Р-Р!!!» кРичать сегодня дома.
2. Основная часть
Знакомство с звуком р
Логопед. Давайте сядем за столы и будем знакомиться со звуком Р, а позже и с буквой.
б) Уточнение правильной артикуляции звука [р], его
характеристика и обозначение;
Произнесите еще раз этот звук [р-р-р]. Это упражнение называется “моторчик”.
- губки свободны;
- зубки сближены, но не соприкасаются;
- кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и
вибрирует;
- посередине язычка идет теплая воздушная струя;
- “горлышко” работает.
-На что похож звук [р]? (рычит собака)
Символ звука: собака громко рычит:[Р-Р-Р] (выставляется картинка на фланелеграф)
-Дайте характеристику звука [р]
(согласный, твердый, звонкий)
- Как будем обозначать этот звук?
(кружком синего цвета)
Зажги фонарик
Логопед. Звук Р ужасный проказник, по дороге он решил убежать от друзей и спрятался в словах. Сейчас мы будем зажигать фонарики в том окошке в котором окажется звук. Я называю слова, а вы внимательно слушайте. (Дети определяют место звука в слове)
3.Рассели звук по окошкам
Логопед. Ребята, а теперь самостоятельно расселите картиночки со звуком по окошкам. В первом окошке звук р в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова.
Динамическая пауза.
Речь с движением
Логопед. Чтобы нам довезти в целости и сохранности звук р , нужно закрепить его правильное произношение. Для этого я предлагаю вам повторить чистоговорки и выполнить движения.
.Ра-ра-ра – в детский сад идти пора
Ра-ра-ра – нам готовят повара
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчишек есть шары.
Ры-ры-ры – у девчонок есть шары.
Ры-ры-ры – потерялась буква р
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.
(Садятся за столы)
4. Звуковая схема
Логопед. Звук Р, нашел какие-то разноцветные квадратики, прямоугольники и не может разобраться что с ними делать. (Ответы детей)
5. Знакомство с буквой Р
Логопед. Послушайте стихотворение про букву р
Букву р перевернули,
И уселись как на стуле.
Логопед: на что похожа буква Р? (ответы детей)
6. Давайте выкладывать букву из крышек
7. Письмо буквы Р
Логопед. А теперь ребята настало время нарисовать портрет буквы Р, но рисовать его будем необычным способом. Будем закрашивать окошечко, если звук р встретился в названии картиночки.(перфокарты).
8. Логопед. И осталось нам последнее задание пройти лабиринт-дорожку, проводя по линиям одновременно 2-мя указательными пальцами и проговаривая песенку мотора.
9. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей. Путешествие подошло к концу. Наши друзья доставили звук Р в город букв, а мы им помогли. 10. Сюрпризный момент. Звук Р благодарит вас, за помощь, он приготовил для вас сюрприз. Если вы справились со всеми заданиями, возьмите орешек, е если не все получилось возьмите конфетку.