Цель: обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.
- Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.
- Способствовать умению устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма.
- Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд), как заботятся о птенцах.
- Развитие способности вступать в общение с взрослыми и сверстниками и поддерживать его.
- Умения увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее.
- Активизировать словарь: «дупло», «гнездо», «зимующие», «перелетные».
2. Развивающая:
- развивать умение называть зимующих и перелетных птиц, рассказывать о них и их гнездах.
- развивать внимание, память, сообразительность, мышление, речь, самостоятельность суждений.
3. Воспитательная:
- Формировать гуманное отношение к птицам.
- Воспитывать заботливое отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использования схем).
- Словесный (вопросы, напоминание, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Материалы: карточки зимующих и перелетных птиц, картинки гнезда и птиц.
Задачи | Деятельность воспитателя | Действия детей |
1 | 2 | 3 |
Организационный этап (5 мин) |
Введение в ситуацию Задача: Мотивировать детей на участие в совместной деятельности. Умения увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее. Постановка цели. | Звучит голоса птиц - Ветку каждую и лист Оглядит, и от букашки Будет лист надолго чист. Вот он, милый скворушка, Греется на солнышке. Верен он своей природе: Он находчив, ловок, смел. Он сегодня в огороде Всю капусту осмотрел И со всех листов капустных Червяков поел. Как вкусно! Как вы думаете, о ком будет идти речь на нашем сегодняшнем занятии? | Дети слушают Предположение детей Ответы детей |
| Основная часть(20мин) | |
Актуализация имеющих знаний: Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной - Активизировать словарь: «дупло», «гнездо», «зимующие», «перелетные». | -С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в теплых краях. Как они называются? -Почему они возвращаются? -Какие насекомые появляются первыми? -Когда появляются первые весенние цветы, насекомых становится больше. Почему? -Почему насекомые откладывают много яиц? -Гусеницы питаются листьями, быстро растут и превращаются в неподвижных куколок. Через некоторое время из каждой куколки появляется взрослая бабочка. Но не у всех насекомых бывают куколки. Их нет у кузнечиков. -Какую роль в природе играют насекомые? -У различных птиц весна наступает в разное время. — Какая птица прилетает раньше всех? -Что за весенняя птица: черного цвета, любит за плугом ходить и кормиться? Показать изображение этой птицы на картинке. — Почему грачи прилетают первыми! -Грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: Грач на горе — весна на дворе. — За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идет речь в загадке: На шесте дворец Во дворце певец Звать его … (показать соответствующий рисунок) — Итак, вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки. А когда прилетают водоплавающие? Почему в это время? | Перелетные (Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды). (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи.) (Есть корм нектар цветов. Насекомые начинают размножаться. Они откладываюз яйца. Из них вылупляются гусеницы у бабочек и личинки жуков, мух, стрекоз). (Большая часть погибает, их клюют птицы, уносят муравьи.) (опыляют растения, следовательно, образуются плод, семена, пища для различных птиц, зверей.) (Грач.) (Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков). |
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы Развивать умение называть зимующих и перелетных птиц, рассказывать о них и их гнездах. | Дети выкладывают на столе зимующих и перелетных птиц: Зимующие Перелетные воробей, синица, дрозд, грач, голубь, ворона, скворец, жаворонок, оляпка, клест, чиж, ласточка, дятел, сорока, иволга, аист, галка. кукушка, гуси, журавли, утки - Почему зимующие птицы остались на зиму с нами? - Чем они питались? - Как мы им помогали? - Чем заняты птицы сейчас? - Изменилось ли их поведение? - Почему улетели на юг перелетные птицы? - Посмотрите, как выглядит кукушка на этой картинке. Большая, пестрая. Кукушка прилетает, когда деревья оденутся листвой. Почему? -Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Почему? — Какое основное занятие весной у птиц? — Почему это происходит именно весной? | Дети выполняют задание ( Они весело чирикают, купаются в лужах, строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов). (Зимой им нечего есть). (Она питается гусеницами, которые собирает на деревьях. А гусениц становится больше после распускания листьев.) (Высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее). (Откладывание яиц, выведение птенцов.) (Большое значение для побуждения птиц к размножению имеет освещенность, большая продолжительность светового дня и, конечно достаточное количество корма). |
Физминутка | поиграем в игру «Прилетели птицы». Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи, стрижи. -Что неправильно? ( мухи) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны! Прилетели птицы: Голуби, куницы. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Страусы, чижи... Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Гаички, стрижи, Аисты, кукушки, Даже совки-сплюшки. | Дети выполняют движения под слова воспитателя Мухи Макароны Страусы Чибисы совки-сплюшки. |
Развивать умение называть зимующих и перелетных птиц, рассказывать о них и их гнездах. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд), как заботятся о птенцах. | -Давайте подумаем, о чем эта загадка: Без рук, без топоренка Построена избенка. — Зачем птицы строят гнезда? -Пернатый народ строит свои гнезда в самых разнообразных местах: на деревьях и кустах, в травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях и кучах хвороста, используют постройки человека. Послушайте, что расскажут о своих гнездах птицы. Дятел: -Я, дятел, хорошо устроился в дупле, но я каждый год новое дупло делаю. А моя старая постройка не пустует. В ней поселяются другие птицы: скворцы, поползни. — Где устраивает себе гнездо дятел? Ласточка: Я — ласточка, и моя жизнь тесно связана с жизнью человека. Я свое гнездо не вью, а леплю из комочков грязи, илистого песка и глины. Скрепляю все это липкой слюной вперемешку с веточками и травинками. А домик свой устраиваю под карнизами доме под крышами сараев. А мои сестры-береговушки вырывают узкие длинные норы в круп берегах. — Как строит себе гнездо ласточка? Где? Жаворонок: Я — веселый жаворонок. Свое гнездо я вью из стеблей травы, тонких корешков и небольшого количества шерсти., оно находится в углублении на поле среди зеленеющих хлебных всходов. Аист устраивает гнездо на видном месте — крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток. Стрижи гнездятся в щелях домов, в дуплах старых деревьев. Соломинки, листья для гнезд они ловят прямо на лету во время ветра». «Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри выстилают сухой травой.» «Сова любит селиться в старых, заброшенных гнездах, в дуплах деревьев.» « Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстелает его мягким мхом, пухом.» | (Гнездо) (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их. Гнездо домом не является. Это приспособление к окружающей среде). |
Дидактическая игра «Чье гнездо» | Игровое упражнение « Чье гнездо». Детям предлагаются изображения 6 гнезд и 6 птиц. Ребенок должен правильно разложить всех птиц по своим гнездам, а затем каждый ребенок рассказывает об одной птичке. | Выполняют задание |
Развитие способности вступать в общение с взрослыми и сверстниками и поддерживать его. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд), как заботятся о птенцах. | — А у жаворонка где гнездо? — Какая птица селится в домик, сделанный руками человека? — Как называются искусственные домики для птиц? — Как правильно прикреплять скворечник? Птицы своих птенцов воспитывают. Детенышей птиц можно разделить на две группы: птенцовые и выводковые. Чем же они отличаются? Птенцовые появляются из яиц голыми, слепыми, беспомощными. Родителям приходится согревать своим их телом, кормить. Такие детеныши рождаются у сорок, скворцов, воробьев, голубей и др. Птенцовые детеныши быстро растут, им нужно много пищи. Нелегко приходится птицам-родителям. По несколько сотен раз прилетают они к гнезду с добычей, чтобы накормить птенцов. Кормом служат в основном насекомые, которые наносят вред сельскому хозяйству. Клювы у птенцов широкие, окрашены в яркий цвет: красный или розовый. Эта краска возбуждает у птиц аппетит. Если птенец не раскрывает рта, родители его не кормят и даже могут выкинуть из гнезда, как ненужный предмет. Послушайте рассказ маленькой синички. «Как я рада, как я рада, что родители мои не люди, а птицы-синицы. Бедные человеческие птенцы — их кормят всего три раза в день. Мои мама и папа кормят нас в день 600 раз. Нас, птенцов, У них пятеро. Каждому в день достается по 120 порций: 40 завтраков, 40 обедов, 40 ужинов». Вот как трудно приходится родителям, пока птенцы в гнезде. Но даже когда птенцы покидают гнездо, они питаться самостоятельно не могут. Родители еще некоторое время кормят и защищают их от врагов. Выводковые птенцы вылупляются на свет из яичной скорлупы покрытые густым пухом. Такие птенцы появляются у уток, лебедей, рябчиков, глухарей. Обсохнув, птенцы становятся самостоятельными, хорошо видят, слышат и передвигаются. Они могут сами питаться. Воспитание и выращивание состоит в том, чтобы родителям защищать их, водить туда, где меньше врагов и больше пищи, корма. Птенцы обучаются всему необходимому для самостоятельной жизни. Выводок во главе с самкой или самцом ходит до осени, а затем распадается. Но есть птица, которая совсем не строит гнезда и сама не выводит птенцов. Это КУКУШКА. Снеся яйцо на земле, кукушка в клюве или в лапках переносит его и кладет в чужое гнездо, где окраска яиц похожа на яйцо кукушки, только по размерам оно чуть больше. Полосатая грудь кукушки напоминает грудь ястреба. Увидев ее, птицы разлетаются, и ей легко устроить в гнездо другой птицы свое яйцо. Кукушонок рождается голым, кожа его чувствительна к прикосновениям. Так как в гнезде есть и другие птенцы, и они (да и кукушонок) сидят беспокойно, касаются боков и спинки кукушонка, то он выбрасывает их из гнезда. Кукушонок растет быстро, приемные родители продолжают его кормить, даже когда и нет своих птенцов. Кукушка — полезная птица. Она поедает таких волосистых гусениц, которых не едят другие птицы. | (Скворец, синица) Слушают рассказ воспитателя |
Заключительный этап (2 мин.) |
Рефлексия | -Лес дает птицам приют, пищу. А что дают птицы лесу? -Птицы помогают жизни лесных растений. Они переносят семена деревьев, кустарников трав. А еще — защищают лес от насекомых. -Как человек может охранять птиц весной? -Если вы увидели в лесу гнездо, что вы сделаете: а) унесете птенцов домой; б) возьмете птенцов в руки и положите обратно; в) обойдете это место, не подходя; г) подойдете к гнезду, посмотрите, не трогая ничего руками? Правильный ответ — конечно, в). — Чем радуют людей птицы? (пением) | Ответы детей. |
Организация перехода к другому виду деятельности | Давайте послушаем весенние песни птиц нашего леса и постараемся так себя вести за городом, чтобы сберечь эту красоту. (Дети слушают аудиозапись с голосами птиц) | Слушают голоса птиц |