Рекомендации по организации общения с детьми, имеющими трудности в речевом развитии.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Речь ребёнка отражает социальную среду в которой он растёт. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка:
Достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;
Правильно и координированно работали голосовая и дыхательная системы, органы артикуляции;
Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
Формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
* способность говорить;
* способность понимать сказанное.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, есть желание что-то сказать..
Причины задержки в развитии речи детей различны:
состояние его анамнеза;
отклонения в строении артикуляционного аппарата;
стрессы, психические заболевания;
частые заболевания малыша, ослабляющие его организм,
недостатки педагогических воздействий;
сложная адаптация к новым условиям жизни в дошкольном учреждении и другие.
Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формировании психической деятельности, ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения.
Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи невролога, логопеда, психолога, что в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития малышей.
Воспитателю с такими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. Как правило, эти дети на общих занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания. На первых порах для занятий таких детей объединяют с другими, с теми, у которых речь развита несколько лучше, но не на столько, чтобы они могли, как говорится, “забить” плохо говорящего ребенка своими умениями. Малыши с задержкой в развитии речи внимательно приглядываются к действиям сверстников, успокаиваются, незаметно подражают их действиям, словам, легче вступают в контакт с окружающими детьми и взрослыми.
Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. -На первых порах лучше вообще не требовать от ребёнка речевой отдачи.
-Важно не отпугнуть малыша настойчивым «скажи», «повтори», строго исключите эти выражения из своего общения с такими детьми.
Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа “Делай, как я” (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а в последствии - на речевое подражание.
-Не фиксируйте внимание своё, ребёнка и окружающих на его дефекте. Никогда не говорите ему, что он не хочет или не может говорить. Хвалите за любую его инициативу, пусть и не речевого характера.
-Больше говорите с такими детьми, озвучивайте все действия Например, выход на прогулку сопровождается монологом взрослого:
-Что мы достали? – Шубу. Что это? Шуба. Что мы надели? Шубу.
-Что мы достали? Шапку. Что это? Шапка. Что мы надели? Шапку.
-Что мы достали? Сапоги и т.д.
Названия предметов произносятся в замедленном темпе, многократно проговариваются, взрослый исполняет одновременно роль и спрашивающего и отвечающего, т.е. даётся диалог-образец. Проговаривание используется только в процессе действий с предметом. Просто так слова проговаривать бесполезно. Так может продолжаться несколько дней.
Постепенно ребёнка косвенно поощряют к вступлению в диалог – для этого взрослый делает всё более и более длительные паузы (до 5-10 сек.) Например: принеси машинку. Что ты принёс?... Это машина… Смотри на меня и слушай: машина. Давай вместе: ма-ши-на.
Здесь важно привлечь к работе все анализаторы ребёнка: зрительный, тактильный, двигательный. Желательно, чтобы при общении ребёнок смотрел в глаза взрослому, это даёт возможность зафиксировать внимание ребёнка на работу артикуляционного аппарата (движения губ, языка). Одно и тоже слово можно проговорить ребёнку на ушко, либо прохлопать ритм слова по его ручке. Подобное использование в работе комплекса анализаторов усиливает компенсаторные процессы, т.к. сигналы-раздражители, поступающие по анализаторам в кору головного мозга, стимулируют деятельность нервных клеток, посредством чего речевой материал воспринимается и усваивается ребёнком. И пусть ребёнок ещё не повторил слово, а только внимательно следил глазами за движениями ваших губ, важнее, что он сделал первый шаг, он проявил заинтересованность в процессе.
Обратите внимание, что эта работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. И второе важное условие – ребёнок не должен догадываться, что вы его учите говорить, занимаетесь с ним развитием речи.
Направления работы
1.Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «А где ножка?», «Покажи носик у собачки», «Положи Машу спать», «Положи мяч в коробку», «Посади куклу в коляску» и т.п., опираясь на то, что ребёнку доступно.
-Не дожидаясь, пока ребёнок начнёт сам вступать в речевой контакт, развивайте мыслительные процессы, начинайте учить его различать предметы по размеру (покажи большой мяч – маленький мяч), соотносить цвета, форму (дай такое же ведёрко, как у меня), количество (покажи один – покажи много).
2.Развитие слухового внимания:
Пробуждение интереса к звукам окружающего мира (послушаем тишину; что там шумит...);
Дифференциация тихих и громких звуков;
Определение направления и источника звука (игры с музыкальными инструментами);
Развитие умения соотносить количество звучаний с числом (повторить ритм);
Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.
3. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики (чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращённой речи, обогащает словарь).
Моторное развитие способствует формированию у детей раннего возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук), подготавливают ребёнка к рисованию, письму.
Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика и логопедический массаж. Элементы массажа:
«Смешная песенка». Перебирая пальцами по губам, произносить звук похожий на .. Б-Б-Б .. Движения пальцев вправо, влево.
Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.
«Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.
«Накажем язычок». Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки ... та-та-та ...
4. Уточнение и расширение пассивного словаря по лексическим темам
(«Это я», работа с фотоальбомом, с игрушками).
Это глазки. Вот. Вот. показываем
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка. Там живот.
Это ручки. Хлоп. Хлоп.
Это ножки . Топ. Топ.
Ой, устали. Вытрем лоб.
5. Формирование фразовой речи:
Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка; рассматривание семейных фотографий);
Прятки
Эта игра способствует развитию эмоционального общения ребенка со взрослым, кроме того детям доставляет огромное удовольствие находить спрятанные взрослым предметы. Основная цель этой игры для неговорящего ребенка: стимуляция произнесения слова «Вот» или словосочетаний «Вот он, вот она». Взрослый показывает ребенку конфетку, шарик, изюм или что-то другое, в получении чего ребенок будет заинтересован. Затем прячет этот предмет в кулак и убирает оба кулака за спину, после чего предлагает ребенку угадать, в каком кулачке он спрятан. «Угадай, где конфетка! Правильно, вот (вот она)! Где конфетка – вот!». Взрослый очень эмоционально произносит слово «Вот», побуждая к тому же ребенка. Затем ребенок прячет предмет, когда взрослый угадает, уже ребенку нужно будет сказать «Вот!». В игру «прятки» можно играть и по-другому: накидывать прозрачный платок на голову ребенка и спрашивать «Где Ваня?- Вот Ваня, кто здесь (ребенок может называть свое имя или говорить «я»)». Также под платок можно прятать куклу, которой нужно дать простые имена: Катя, Ваня, Тата, Оля. Ребенку нужно дать задание «Спрячь, найди». Эти игры также направлены на развитие понимания речи ребенком, в том числе глаголов.
побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса Что это? Что там? Используйте в качестве приёмов рассматривание книжек-раскладушек, игрушек в сухом бассейне, в коробочках, завёрнутых в бумагу и т.п. Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями «Ай!», «Ой!», «Ух!», расположить к речевому подражанию.
Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги, надень, пойдём).
Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была?).
8. параллельно ведется работа по развитие психических процессов, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка ( игры на восприятия цвета, формы, на логи.
Для стимулирования появления речи используют разнообразные методические приёмы:
инсценировки (стихи-диалоги, сказки);
вопросы - используйте альтернативные вопросы, например: «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу? Что тебе дать – чашку или ложку? Что хочешь – рисовать или поиграть?» В такой формулировке вопроса ребёнок слышит и может использовать подсказку и повторить нужное ему слово.
используйте такую ситуативную ситуацию, как общение в ходе выполнения поручений. Например, взрослый, предварительно убрав какой-либо предмет на высокую полку, например, собачку, просит ребёнка принести его. Т.к. ребёнок не может достать предмет, ему придётся каким-то образом вступать к контакт со взрослым. Взрослый, в свою очередь, стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь? Собачку? Как надо попросить? – Дай собачку». В качестве поощрения ребёнок получает игрушку.
театр игрушек, пальчиковый театр («Кто в домике живёт?», чаепитие для кукол);
имитация и звукоподражание («Гуси-гуси», «Зайка», имитация звуков животных);
договаривание потешек; сказок; стихотворений;
заучивание простых стишков;
логоритмические упражнения;
участие ребёнка в утренниках. Приобретение речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребёнка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нём, помогает ребёнку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.
По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребёнка формируется потребность в речевом общении. Здесь очень важно поощрять желание ребёнка говорить. Одной из форм стимуляции этой потребности является, естественно, похвала взрослого как положительное подкрепление достижений ребёнка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания!
Игры для развития мелкой моторики
1. Упражнение с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости.
2. Сортировка мелких предметов
Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.
3. Прищепки
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, можно наклеить круглые стикеры с буквами (картинками) по краю коробки и написать соответствующие буквы (картинки) на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву (картинку) на прищепке с буквой (картинкой) на коробке. Можно заменить буквы (картинки) цифрами или геометрическими фигурами.
4. Бусы
Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.
5. Сортировка семян
Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета, либо захватывая семечко пальчиками.
6. Зубочистка
Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
Игры для неговорящих детей
«Будильник»
Эта игра очень нравится детям. Основная цель: стимуляция произнесения ребенком звукоподражаний: тик-так на эмоциональном подъеме. Взрослый «заводит будильник», совершая круговые движения указательным пальцем по ладони (животу, спине, голове) ребенка, произнося «тик-так», затем ритмично потряхивает ладонь ребенка «звенит будильник – зззззз!». Затем взрослый предлагает ребенку завести будильник на ладони взрослого, в это время ребенок уже сам произносит «тик-так, зззз», в первое время – ребенок произносит эти звуки совместно со взрослым. Данная игра также преследует цель развития ощущений от прикосновений, от собственного тела, что очень важно для развития детей.
«Свечи»
Игра направлена на развитие дыхания, понимания речи, а также произнесения слов «огонь, дым, дуть» или звуков «ф, п». Перед ребенком выставляются разные по размерам, формам, цветам свечи - плавающие, греющие (в форме столбиков, круглые, в форме животных). Взрослый вместе с ребенком зажигает свечи, очень эмоционально при этом произнося: «Смотри, огонь! Огонь!». Затем взрослый предлагает ребенку выполнить различные задания: задуй красную свечу, а теперь синюю. Дуй! Что ты будешь делать – взрослый должен стремиться к тому, чтобы ребенок ответил – «дуть». Когда ребенок задует свечу, взрослый эмоционально произносит, «смотри, дым! Ура! Что это? (дым, правильно)».
«Ёжики»
– Давайте поиграем в ёжиков. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Вот свернулся ёж в клубок,
(дети присаживаются на корточки)
Потому что он продрог.
«ОЙ-ОЙ-ОЙ!»
(говорим жалобным голосом вместе с детьми)
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
«АЙ-АЙ-АЙ!»
«Бобик»
Вот наш Бобик,
Можно использовать мягкую игрушку.
Славный пёс!
Гав! Гав!
Хлопаем в ладоши (2 раза);
Белый лобик,
указательный жест – показываем на лоб;
Черный нос!
указательный жест – показываем на нос;
Гав! Гав!
хлопаем в ладоши (2 раза);
Бобик, Бобик,
Лапку дай!
жест «здороваемся» – берем за лапу, трясем ее;
Гав! Гав!
хлопаем в ладоши (2 раза);
Сядь на коврик
И не лай!
жест «тихо» – прижимаем указательный палец к губам.