Данная разработка поможет педагогам-психологам ДОУ огранизовать интересную продуктивную деятельность в рамках "Недели психологии". Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Неделя психологии в группе Семицветик"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3
Неделя психологии в детском саду
«Я, ты, он, она – вместе дружная «семья»!
Педагог-психолог: Друзякина Елена Васильевна
2023 год
На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольников очевидна. От состояния их здоровья зависят качественные и количественные характеристики будущего поколения. Важной предпосылкой физического здоровья является здоровье психологическое. В последние годы растёт количество детей с нарушением психоэмоционального развития, поэтому особое значение приобретают задачи сохранения психологического здоровья детей и формирования их эмоционального благополучия.
«Неделя психологии» – комплексное мероприятие, включающее в себя просветительскую, профилактическую, коррекционную, консультативную и диагностическую деятельность педагога-психолога.
Девиз недели: «Важен и прекрасен каждый момент нашей жизни»
Цель мероприятия: сохранение и укрепление психологического здоровья, повышение интереса родителей и педагогов к психологии.
Участники проекта: педагоги (воспитатели группы: Бганцева О.В, Московкина Я.С., педагог-психолог: Друзякина Е.В., учитель-логопед: Алексеенко Е.Е.), воспитанники, родители (законные представители) группы «Семицветик»
Тип проекта: краткосрочный, информационно-познавательный, творческий.
Срок реализации: одна неделя (19.10 – по 24.10.2023 г)
Задачи «Недели психологии»:
повысить интерес педагогов и родителей к психологии;
показать реальные формы работы, возможности психологической службы детского сада;
формировать интерес взрослых к миру ребёнка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;
повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ.
Проведение недели психологии направлено на создание благоприятного психологического климата в ДОУ, вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность, повышение общественного позитивного эмоционального настроения.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
определение цели и задач проекта;
подбор методического материала, изучение литературы;
разработка конспектов занятий с детьми, родителями и педагогами;
поиск иллюстрационного материала;
разработка тематического плана проекта «Неделя психологии».
Основной этап:
реализация проекта: совместная деятельность с детьми, педагогами и родителями (беседы, занятия, тренинги).
психологическая акция: «Дерево пожеланий»
психологическая акция «Аптечка для души»
психологическая акция «Цвет дня»
Заключительный этап:
выставка: детских рисунков «Моя семья»;
подведение итогов.
План проведения «недели психологии»
День недели. Девиз дня.
Содержание деятельности
Понедельник
"Радуга настроения"
Психологическая акция «Цвет дня»
Цель: изучение настроения детей и взрослых в детском саду.
Интервью с детьми: «Что такое радость?»
Цель: оптимизация настроения, самочувствия взрослых и детей, расширение представлений о заявленной эмоции, формировать нравственное понятие – радость. Воспитывать положительные черты характера, добрые чувства к окружающим людям, потребность в хороших помыслах и поступках.
Психологический тренинг:
«Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»
Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Упражнение «Пиктограммы»
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Консультация для педагогов: «Советы по воспитанию дружеских отношений между детьми»
Чтение терапевтической сказки «Про то, как одежда обиделась», «Цветик-семицветик»
Вторник
Девиз дня: "Жизнь без чёрных полос"
Психологическая акция «Аптечка для души»
Цель: создание благоприятного эмоционального климата, получение положительных эмоций.
Беседа «Поговорим о доброте»
Цель: приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.
создание благоприятного климата в группе; развитие коммуникативных навыков, умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности, повышение самооценки.
Арт-техника «Птица счастья»
Цель: внутренняя рефлексия, обнаружение вариантов «счастья»
Игра «Бывает – не бывает!»
Цель: развитие внимание, логического мышления, воображения.
Чтение терапевтической сказки «Про бегемота, который не слушался маму»
Среда
Девиз дня: "Я глазами других"
Мини-тренинг с воспитателями: «Я учусь!»
Цель: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Психологическая акция «Дерево пожеланий»
Цель: создание положительного эмоционального настроя среди участников проекта (родители, педагоги, воспитанники).
Консультация «Роль семейных традиций в воспитании детей»
Цель: психологическое просвещение родителей.
Акция «Мой портрет в лучах солнца»
Цель: способствовать взаимодействию родитель – ребенок – воспитатель, формировать у родителей представление о необходимости совместной деятельности с ребенком и радости от полученного результата, выявить предпочтения детей к своему имени, повышать самооценку ребенка, формировать позитивное отношение к себе, выразить любовь родителей к своим детям через рисунок в форме солнышка.
Игра «Кубик настроения»
Чтение терапевтической сказки «Сказка про волшебную шкатулку желаний»
Четверг
Девиз дня: "Ключ к здоровью"
Блиц-опрос среди родителей: «Если бы я был воспитателем!»
Цель: сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в образовании и воспитании ребёнка.
Занятие с элементами тренинга «Сохраним своё душевное здоровье»
Цель: способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами; повысить групповую сплоченность;
снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов; улучшить эмоциональное состояние педагогов.
Релаксация « Сила Жизни и здоровья»
Развивающее занятие «Узнай эмоцию»
Целью занятия являлось развивать способность узнавать эмоции по пиктограммам, сюжетным картинкам и отрывкам литературных произведений, а так же развитие способности понимать собственное эмоциональное состояние.
Чтение терапевтической сказки «Сказка про то, как мальчик не любил еду»
Пятница
Девиз дня: "Доброе слово лучше богатства"
Эстафета хороших известий.
Цель мероприятия: нередко в начале учебного дня дети не могут сосредоточиться, а их мысли блуждают где-то далеко. Этой разогревающей игрой можно начинать рабочий день, легко мобилизуя внимание детей. Она помогает детям сосредоточиться на конкретном вопросе и получить от этого удовольствие. Вы можете предлагать темы для обмена новостями, задавая исходный вопрос, не забывая при этом, что вопрос всегда должен быть позитивно окрашен.
Коллаж «Сердце группы»
Цель: осознание причастности к группе, формирование позитивного образа группы.
Упражнение «Волшебный круг»
Цель: стимулирование воображения детей, создание положительного эмоционального фона.
Развивающее занятие «Я хочу с тобой дружить»
Цель: сплочение группы, установление доверительного контакта между детьми, развитие эмоционально-нравственной основы личности в процессе формирования представления о дружбе.
Консультация для родителей.
Тема: "Влияние современных мультфильмов на психическое состояние ребёнка"
Чтение терапевтической сказки «Как Маша поссорилась с подушкой»
Продукты проекта:
Картотека игр и упражнений, картотека терапевтических сказок, копилка консультаций для родителей, творческий коллаж «Сердце группы», Арт-объект «Дерево пожеланий», «Баночка счастья», пособие «Цветонастроение»,
Оформление стенда: «Зона комфорта», «Радуга: техника заземления», «Зарядите свою батарейку!»
Приложение
Психологический тренинг:
«Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»
Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Разработанный тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Участники: педагогический коллектив ДОУ.
Задачи тренинга:
формирование благоприятного психологического климата;
нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
развитие умения работать в команде;
сплочение коллектива;
повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Ход тренинга
Педагог-психолог: «Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат – это, как вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально, и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).
Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».
Упражнение «Приветствие»
Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.
Задание: приветствие партнера по общению улыбкой.
Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.
Анализ упражнения:
По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?
Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?
Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?
Упражнение «Хорошее настроение»
Цель упражнения: выражение настроения
Инструкция: На листе формата А – 4 изобразить свое хорошее настроение.
Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.
Анализ упражнения:
1. Что понравилось вам в данном упражнении?
2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?
Упражнение «Комплимент»
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха:
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты!»
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
Ира, ты такой отзывчивый человек!
Да, это так! А еще, я добрая!
А у тебя Оля, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество), и комплимент возвращается к говорящему.
Анализ упражнения:
С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»).
Цель игры: сплочение коллектива.
Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.
Ритуал прощания
Цель: поделится своим хорошим настроением, своим теплом и добротой с окружающими.
Участники тренинга представляют себя лучами солнца. Встают в круг, и, вытянув руки, каждый из участников кладет свои руки поверх рук других участников. И так образуется солнце. Все тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое. Участники тренинга прощаются.
Психолог: «Всем спасибо за активное участие!».
Подведение итогов
В подведение итогов хотелось бы привести слова А.С. Макаренко, который говорил: «Коллектив учителей, воспитателей и коллектив детей – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический».
Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения.
Релаксация «Сила Жизни и здоровья»
Психолог: Сядьте, пожалуйста, по удобнее.
Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой. Почувствуйте спинку кресла (стула), на которую можно облокотиться. Поставьте по удобнее ноги. Почувствуйте ногами пол
Руки расположите по удобнее (почувствуйте подлокотники).
Шею, голову расположите так, чтобы вам было удобно и приятно представлять образы. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь расслабиться. Расслабиться, снять накопившееся напряжение,
Так, как будто вам хотелось бы немножечко вздремнуть. Начните расслабляться с мышц плеч. Постарайтесь почувствовать, как плечи становятся тяжелые, теплые и расслабленные. Плечи тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые. Представьте, как приятное тепло распространяется из плеч по всему телу. Почувствуйте, как тепло опускается из плеч в руки. Расслабляется верхняя часть рук. Расслабляются локти. Ваши запястья расслабляются.
Расслабляются кисти рук – ладони становятся тяжелые и теплые.
Ладони тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые. Расслабляется каждый палец на руках. Руки расслаблены, провисли, вплоть до самых кончиков пальцев. А теперь обратите внимание на то, как вы дышите – дыхание становится свободным и ровным, свободным и ровным.
Вам хорошо и приятно дышится. Постарайтесь почувствовать приятное тепло в груди, тепло в области солнечного сплетения, тепло в животе. Представьте, как тепло из живота опускается в ноги.
Почувствуйте, как расслабляется верхняя часть ног, расслабляются колени, расслабляются голени. Стопы становятся тяжелые и теплые. Стопы тяжелые и теплые, тяжелые и теплые. Почувствуйте пятки. Пальцы ног. Все ноги расслаблены. Теперь обратите внимание на спину. Почувствуйте, как расслабляется поясница, почувствуйте позвоночник. Почувствуйте лопатки. Почувствуйте, как расслабляется середина спины между лопатками. Расслабляется шея, затылок. Вся голова расслаблена. Расслаблено темя, виски. Расслабляется лоб, лицо. Почувствуйте свои щеки, почувствуйте скулы, подбородок. Нижняя челюсть становится тяжелой. Губы расслаблены, язык теплый, расслабляется нос и глаза. Веки тяжелеют, ресницы слипаются. Глаза расслаблены. Представьте ясный летний день. Вы находитесь на берегу моря. Ваши стопы ощущают теплый мягкий песок. Ласковые бирюзовые волны шелестят у ваших ног, приглашая за собой. Вы входите в прозрачную теплую морскую воду и чувствуете, как она ласкает ваше тело. Приятные энергии чистой морской воды проникают в тело своей мягкой ласковой чистотой. Силой Жизни и здоровья энергии воды пропитывают тело, насыщают органы и ткани. С каждым днем тело становится гармоничнее, здоровее и сильнее. Процессы самовосстановления и преобразования ускоряются.
Арт-техника «Птица счастья»
(Для педагогов)
Цель: внутренняя рефлексия, обнаружение вариантов «счастья».
Счастье, что в стоге иголка! Счастье, что тонкая нить!
Можно искать его очень долго, рядом оно может быть!
(Омар Хайям)
Психолог: Мне бы очень хотелось, чтобы вы были счастливы, чтобы ваши глаза всегда оставались такими же добрыми, и вы дарили друг другу свои очаровательные улыбки.
Издавна считалось, что счастье – это красивая птица, которую трудно поймать и приручить.
- Как вы считаете, почему счастье люди представляли в образе птицы?? Молодцы!!! Каждый из вас по-своему прав. А еще, птицу, как и счастье в клетке не удержишь.
Люди считали, что своим громким щебетом птицы прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах. По приданию, птица приносит в дом счастье, ее вешают в центре комнаты и своими «полетами» она оберегает домашний очаг. Оберег приобрел очертания голубя и это не случайно. Ведь христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа - голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь - Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа.
С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека. Вспомним: деревянные ковши, солонки имели форму плывущих утиц, лебедей. Птиц вышивали на свадебных полотенцах. А охлупень на крыше избы нередко вырезался в виде птицы. Считалось, что она оберегает, живущих в доме. Мы все хотим и дети, и взрослые, чтобы дома всем было хорошо, никто не ссорился, чтобы родные и близкие были здоровы и счастливы. Давайте, мы с Вами сегодня совершим чудо, сделаем свою птицу счастья.
Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви!
Представьте, что вы видите перед собой настоящую птицу счастья. Загадайте желание. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты поверим, что оно сбудется.
А я скажу своё пожелание: «Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья, как у нашей птички, и чтоб вы были надёжной опорой для родных и близких. Пусть птица счастья укроет ваш дом своими крыльями, а вы под ними ощущали добро, тепло и любовь».
Смысл превращений чудесных мы так хотели познать!
И мастерами стали, умений у нас не отнять.
В руках умелых наших не возникает зло.
И наша Птица Счастья - всем принесет добро!
Коллаж «Сердце группы»
Цель: осознание причастности к группе, формирование позитивного образа группы.
В течение дня детям предлагается сделать «сердце группы», например: вырезать из ватмана большое сердце, украсить его маленькими сердечками, вырезанными их цветной бумаги каждым ребенком.
Игра «Бывает – не бывает!»
«Ребята, наверное, вы немного устали, давайте поиграем и отдохнем. Я буду читать предложения, а вы если согласны со мной, то хлопаете в ладоши, а если не согласны, то топаете ногами. С ответами не спешите, дослушайте высказывание до конца. Готовы. Начнем. -зимой бывает снег!
-ночью всегда светло!
-весной желтеют листья!
-после дождя бывают лужи!
-когда нам бывает весело мы плачем!
-осенью все зеленеет!
-днем мы видим луну и звезды!
-летом бывает дождь!
-зимой бывает новый год!
-мы очень любим маму и папу!
«Молодцы, вы сегодня очень внимательны». Итоги выполнения задания.
Мини-тренинг с воспитателями: «Я учусь!»
Цель: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Содержание: участники выходят в круг, бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личностное качество человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.
создание благоприятного климата в группе; развитие коммуникативных навыков, умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности, повышение самооценки.
1. Приветствие
Цель – создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
- Сейчас мы с вами поздороваемся необычным образом. Я повернусь к своему соседу справа и скажу: «Никита, я очень рада видеть тебя!» и улыбнусь ему. Он повернется к своему соседу справа и скажет то же самое, только назовет имя своего соседа справа. И так мы пройдем по всему кругу, передавая наши добрые слова. - Очень хорошо!
2. Упражнение «Разные, но такие похожие!»
Цель – преодоление застенчивости, снижение уровня тревожности, воспитание чувства единства, формирование умения понимать состояние другого.
Психолог:
- Сейчас поднимут руки только девочки. А теперь поднимут руки мальчики. Попрыгают на левой ноге те, кто в шортах. Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге. У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове…
По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой психолог подводит детей к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.
3. Упражнение «Гусеница»
Цель: развитие умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности.
Содержание:
Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.
Молодцы!
4. Упражнение «Снеговик»
Цель - снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.
Это упражнение можно превратить в небольшую игру, где детям предстоит сыграть роль снеговика.
«Наступила зима. Слепили ребята во дворе снеговика. Красивый получился снеговик. Давайте попробуем изобразить снеговика.
Есть у него голова, туловище, две руки, которые торчат в стороны, стоит он на двух крепеньких ножках…Ночью подул холодный-холодный ветер, и стал наш снеговик замерзать.
Сначала у него замерзла голова. Напрягите голову и шею, потом – плечи, потом – туловище. А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками. Сильно напрягите ноги. И не удалось ветру его разрушить.
Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило его отогреть. Стало солнышко припекать, начал снеговик таять. Первой начала таять голова. Свободно опустите голову, потом расслабьте и опустите плечи. Затем растаяли руки. Мягко опустите руки, туловище. Как бы оседая, склонитесь вперед, ноги. Мягко согните в коленях.
Солнышко все сильнее греет, снеговик тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле…»
5.Упражнение «Волшебный стул»
Цель: развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков.
Посередине круга поставить стул и объяснить, что этот стул волшебный и у того, кто на него садится, сразу становятся видны все его лучшие качества. Предложить кому-либо сесть на стул, остальным детям называть хорошие качества ребенка, сидящего на стуле. На стуле должны посидеть все желающие.
Итог занятия
Психолог просит детей сказать, какое у них настроение после занятия, какое задание показалось им самым трудным, что понравилось на занятии больше всего, обсудить упражнение «Гусеница».
Дети делятся своими впечатлениями. Последним высказывается психолог.
Прощание
Дети встают в круг. Психолог держит на ладони вытянутой руки мяч. Участники поочередно накрывают одной ладошкой, а потом, не отпуская руки, другой.
Затем все хором говорят: «До свидания!»
Психологическая акция «Аптечка для души»
Цель акции: создание положительного эмоционального настроя среди сотрудников детского сада, родителей, привлечение внимания родителей к вопросам воспитания детей.
Формы и методы проведения: корзина с высказываниями и вывеской «Аптечка для души».
Подготовительная работа: изготовление корзины;
подготовка листочков с позитивными высказываниями, установками, пословицами, поговорками, крылатыми фразами, которые вкладываются в корзину «Аптечки».
Каждый сотрудник, а также каждый родитель, приводя ребёнка в группу, имеет возможность вытянуть листочек с позитивным высказыванием, установкой, пословицей, а также высказываниями известных педагогов касающихся воспитания детей, которые вкладывались в «Аптечку». Акция способствует поднятию настроения родителей, построению позитивных взаимоотношений со своим ребёнком, объединению семьи и детского сада.
Психологическая акция «Дерево пожеланий»
Цель: создание положительного эмоционального настроя среди участников проекта (родители, педагоги, воспитанники).
Задачи: создание благоприятного климата в ДОУ, развитие познавательного интереса, поднятие общего эмоционального тонуса.
Материал: плакат с изображением «Дерева пожеланий», разноцветные стикеры, фломастеры.
Подготовительная работа:
Изготовление плаката с изображением деревьев;
Размещение плаката, стикеров и фломастеров в группе «Семицветик»
Содержание:
Каждый работник детского сада, а также родитель, приводя ребёнка, имеет возможность написать пожелание работникам ДОУ, листочек с позитивным высказыванием, приклеивает на плакат (или к дереву).
Акция способствует поднятию настроения, построению позитивных взаимоотношений со своим ребёнком, объединению семьи и детского сада.
Психологическая акция «Цвет дня»
Цель: изучение настроения детей и взрослых в детском саду.
Утром, при входе в детский сад педагогам, детям и родителям предлагалось выразить свое настроение при помощи цветных кружочков. В каждой группе стояли коробочки для родителей, педагогов и детей с надписью:
«Подойди скорей сюда и возьми кружочек,
Цвет настроения свой брось в этот коробочек».
Акция «Мой портрет в лучах солнца»
Цель: способствовать взаимодействию родитель – ребенок – воспитатель, формировать у родителей представление о необходимости совместной деятельности с ребенком и радости от полученного результата, выявить предпочтения детей к своему имени, повышать самооценку ребенка, формировать позитивное отношение к себе, выразить любовь родителей к своим детям через рисунок в форме солнышка.
Участники: дети, их родители и воспитатели всех возрастных групп.
Материалы: бумага формата А4, фото ребенка, изо-материалы.
Ход акции: Родителям предлагается красочно оформить альбомный лист (формат А4) в виде солнышка: в середине фото ребенка, на лучиках написать семейные прозвища или ласковые производные имени ребенка. А бабочку (цветочек, божью коровку и т.п.) посадить на тот лучик, где написана та форма имени, которая больше всего нравится ребенку.
Оформленные листы воспитатели совместно с детьми объединяют в общий альбом группы «Мой портрет в лучах солнца».
Беседа для детей старшего дошкольного возраста
«Поговорим о доброте»
Цель: приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.
Задачи:
развивать чувство удовлетворения за добрые дела;
направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на помощь;
воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу.
Ход беседы
Психолог: Здравствуйте, ребята! Встаньте в «Круг радости», послушайте стихотворение:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро – длится до вечера!
О чём мы будем говорить сегодня?
Дети: О добре.
Психолог: А как вы думаете, что такое добро? Что значит творить добро?
Рассуждения детей.
Психолог: Для чего нужны доброе сердце и добрая душа?
Дети: Чтоб помогать тем, кто попал в беду.
Психолог: А какое сердце у злого человека?
Ответы детей.
Психолог: Злой помогает людям?
Ответы детей.
Психолог: Ребята, сегодня мы отправимся к дереву Доброты. Это Дерево наполняет мир добром, напоминает о том, что нужно творить добро. Но с ним произошла беда. Оно завяло и перестало цвести из-за плохих, злых поступков людей. Если мы не оживим Дерево, как вы думаете, что произойдёт. Что может победить? (победит зло).
Психолог: Чтобы добраться до Дерева, нам надо преодолеть препятствия.
Первое препятствие – болото.
Игра «Перейди болото».
Правило: перейти болото можно по кочкам. Вот вам дощечки-кочки.
Раздать всем по три дощечки (картонки), одному не хватает.
Психолог: Что делать?
Предложения детей (надо поделиться кочками). Кто-то из детей отдаёт по одной кочке.
Психолог: Мы поделились кочками, это, какое дело?
Дети: Доброе.
Психолог: Доброе дело радость приносит.
Вместе с детьми повторяем пословицу.
Психолог: Какие слова говорят тому, кто с тобой делится?
Дети: Вежливые, добрые слова.
Психолог: Давайте поблагодарим тех, кто сейчас совершил доброе дело – поделился кочкой. Дети благодарят друга.
Следующее препятствие: «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Психолог: Вам нужно объяснить «Что такое хорошо, что такое плохо?» (картинки-слайды, на которых изображены плохие и хорошие поступки).
Ответы детей.
Следующее препятствие: «Герои сказок»
Психолог: Сейчас вам нужно вспомнить сказочных героев?
На столе лежат картинки героев сказок.
Психолог: Про каких героев вы можете сказать, что они добрые?
Психолог: Разложите героев по поступкам, а помогут смайлики.
Дети раскладывают в коробки, на которых изображены смайлы с добрым и злым выражением.
Психолог: Добро побеждает зло, люди не зря говорят: Доброта спасёт мир. Вместе с детьми повторяем пословицы: Добро побеждает зло, Доброта спасёт мир.
Психолог: Вот мы и добрались до дерева Доброты. (на магнитной доске висит ватман – на нём нарисовано сухое печальное дерево). Дерево печальное, грустное, обиженное, некрасивое, сухое. Оживить его могут ваши добрые поступки, добрые дела. Какие добрые дела можете вы совершать? Ответы детей: помогать маме, не капризничать, не драться, не обзываться, кормить птиц, ухаживать за малышами и т. п.
Психолог: Давайте расскажем о своих добрых делах. Если вы совершаете добрые дела, значит у вас доброе сердце. Расскажите о своём добром деле, и прикрепите на дерево сердечко.
Раздать детям сердца, вырезанные из бумаги.
Дети высказываются, прикрепляют на дерево Доброты сердце на магнит или двусторонний скотч.
Психолог: Вы согрели дерево Доброты теплотой своих сердец. Ведь это доброе дело! А сейчас присядьте на корточки, закройте глаза.
Включить песню Кота Леопольда «Если добрый ты».
Вывод: Хорошо ли творить добро?
Ответы детей
Психолог: Добрый человек добро сеет.
Вместе с детьми повторяем все пословицы о добре.
Мы сегодня с вами говорили, что нужно совершать только хорошие и добрые поступки. Давайте построим пирамиду Доброты. Я вытяну свою ладонь, а вы все кладите свои ладони на мои. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида Доброты. Давайте вспомним добрые дела, которые мы совершили сегодня и подбросим высоко-высоко, чтобы они разлетелись далеко и мир стал добрее.
Дети становятся в круг, психолог стоит в середине круга и зачитывает различные высказывания, те к кому относится это высказывание, выполняет действия, которые просит психолог, остальные ничего не выполняют, просто слушают.
«Ребята, сейчас я буду читать высказывания, вы должны внимательно меня послушать и тот, кому, данное высказывание подходит, должен выполнить то, что я скажу. А тому, кому это высказывание не подходит, ничего не выполняют. Готовы. Начнем.
-присядьте те, кто сегодня чистил зубы;
-встаньте те, кто сегодня делал зарядку;
-хлопните в ладоши те, кто сегодня не опоздал в школу;
-поднимите левую руку те, кто сделал домашнее задание;
-топните ногой те, кто, сегодня кому – нибудь сказал «спасибо»;
-улыбнитесь те, кто сегодня кому-нибудь помог;
-наклонитесь вперед те, кто любит улыбаться;
-покачайте головой те, у кого много друзей.
Упражнение «Пиктограммы»
Материалы: карточки с пиктограммами эмоций.
Детям раздаются карточки с пиктограммами эмоций.
«Ребята, сейчас я буду читать разные ситуации, а вы должны поднять ту карточку, которая показывает это эмоциональное состояние. Готовы. Начали».
Девочка сильно упала и ушибла себе коленку.
Баба Яга злится, потому что гуси-лебеди не догнали Алёнушку.
Из ящика фокусника появился голубь.
Мальчику купили новую машинку.
Из-за угла выскочила большая злая собака.
Психолог: Молодцы, у вас очень хорошо получается отгадывать эмоции. А сейчас давайте немного усложним задание, вы сами придумаете по одной ситуации, а мы буду отгадывать, и показывать соответствующие карточки.
Дети по очереди называют придуманные истории, психолог показывает карточки с изображениями эмоций, дети оценивают правильность его ответов.
Консультация для родителей
"Влияние современных мультфильмов на психическое состояние ребёнка"
Содержание:
Важные этапы формирования личности детей происходят до 7 лет. От того, что заложено в ребенка в эти годы, зависит гармоничное развитие его психики в последующем. Игры, чтение, совместные занятия со взрослыми важны для формирования внутреннего мира детей.
Одним из эффективных инструментов развития и воспитания ребенка является также анимация. Специалисты исследовали влияние мультфильмов на психику детей и подтвердили их развивающую, познавательную и воспитательную роль. Образные, красочные и зрелищные мультфильмы близки по своим развивающим возможностям, к сказкам, играм и живому общению. Согласно мнению детских психологов, «правильные» мультфильмы могут стать хорошими помощниками родителей в воспитании. Они способны:
- Развивать речь. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, малыши пополняют свой словарный запас, учатся говорить грамотно, и красиво формулировать свои мысли и могут в хорошем смысле удивить родителей некоторыми высказываниями и афоризмами.
- Развивать воображение, мышление и память. Ребенок учится анализировать содержание мультика, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Обучать. Мультфильмы рассказывают об окружающем мире, с их помощью ребенок может научиться считать, читать, говорить на иностранном языке, изучать геометрические фигуры, цвета и получать различные энциклопедические знания.
- Развивать творческие способности, воображение. Мультфильм питает фантазию ребенка, оставляет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества.
- Воспитывать. Персонажи мультфильмов учат доброте, искренности, покладистости и сопереживанию. Показывают детям разные возможности взаимодействия с миром, эталоны поведения (хорошего и плохого).
Мамы и папы, бабушки и дедушки всегда заботятся о том, чтобы малыш развивался правильно, читал хорошие книжки и смотрел добрые мультфильмы. Однако, несмотря на очевидные плюсы, просмотр мультфильмов может оказаться опасным, дети не всегда могут проигнорировать поступающую информацию сомнительного характера. Современные мультипликаторы не всегда заботятся о детской психике, а стараются сделать свое произведение как можно более кассовым. Поэтому, влияние мультфильмов на психику детей бесспорно, и зачастую оно достаточно негативное. Ученые подтверждают факты деструктивного влияния на психику детей некоторых продуктов анимационной индустрии. Родители не подозревают, что мультики «изводят» детскую психику.
Признаки опасных мультфильмов:
- Слишком яркие цвета. Психика детей еще не сформирована полностью. Кричащие цвета с яркими вспышками света и громкими звуками очень давят на психику детей. Если смотреть такие мультики вечером, то ребенок перевозбудится, и родителям будет сложно уложить его спать. Кроме того, яркие мультфильмы могут негативно отразиться на зрении ребенка и даже спровоцировать у больных детей приступ эпилепсии.
- Громкое звуковое сопровождение. Резкие звуки, напряженная музыка оказывают угнетающее влияние на детскую психику, вызывают головную боль и повышенную тревожность. Отсюда возможно проявление страхов.
Здесь же говорим о голосах героев. Важно, чтобы мультфильм озвучивали несколько актеров живыми голосами, меняя интонацию в зависимости от ситуации. Также будет полезно, если главный герой озвучивает свои переживания, идеи, мысли, оценку своих поступков.
Монотонные мультфильмы способны «убить» в ребенке эмоции, снизить заинтересованность окружающим миром.
- Присутствие сцен агрессии и насилия. Следует избегать мультфильмов, где герои проявляют повышенную агрессию по отношению друг к другу, постоянно дерутся, наносят вред окружающим, а также демонстрации атрибутов смерти (орудия убийств, кладбища, кровь, черепа). Ребенок после просмотра, подражая главным героям, может проявить агрессию и жестокость в реальной жизни. Ему еще трудно разобраться, кто на хороший, а кто плохой. И он выбирает ту стратегию поведения, которая кажется ему более логичной.
- Плохое (девиантное) поведение героев. В мультике персонажи могут обижать, грабить, убивать и при этом не подвергаться осуждению и наказанию. У маленьких детей складывается представление о вседозволенности, разрушаются эталоны хорошего поведения, снимаются социальные запреты (можно делать все что угодно и ничего за это не будет).
Если вдруг вы увидите, что ваш ребенок смотрит подобные сцены, не выключайте ежесекундно телевизор, а, наоборот, присоединитесь к просмотру. Только теперь важны ваши комментарии. Отмечайте каждый проступок героя: «Как он ужасно поступил, правда?», «Ох, я бы за такое в угол оставила» и так далее.
- На экране демонстрируется опасное для жизни поведение. Мультики, где персонажи «лихачат», прыгают с крыш, бегают по проезжей части, подвергают опасности свою жизнь, оказывают негативное влияние на инстинкт самосохранения у детей. Дошкольники склонны подражать любимым героям, и такие примеры могут обернуться травмами и страшной бедой для семьи. Тут важно объяснить маленькому непоседе, что только в мультфильмах герои остаются целыми и невредимыми, а в жизни подобные трюки могут закончиться серьезными травмами.
- Присутствуют сцены неуважения к людям, растениям и животным. Во многих современных мультиках есть насмешки, глумление над слабыми, беспомощными героями, безобразное отношение к старости, материнству. Если любимый герой не воспитан, задирист и груб, то циничное непристойное поведение ребенка не заставит себя ждать.
- Уродливые, несимпатичные персонажи. Для детей внешность героев очень важна, ведь они идентифицирует себя с ними. Если ребенок видит на экранах чудовищ, монстров, уродливых героев, то страдает его внутренний мир, самоощущение. Резкие угловатые супергерои могут восприниматься девочками как образец будущего мужчины, а большеглазые таинственные и загадочные героини – как идеал для мальчиков.
- Трансляция нестандартных примеров полоролевого поведения. Многие современные мультики показывают мужественных женщин, которые носят мужскую одежду, проявляют волевые черты характера и демонстрируют силу, и наоборот. В дошкольном возрасте происходит половая идентификация детей. Просмотр таких сцен может оказывать негативное влияние на поведение ребенка, согласно которому девочка думает, что это она должна «добывать пищу, и ходить на войну». Глядя на стереотипы мульт-героинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько - поведение героинь мультфильмов. Поведение большинства мульт-героинь сконструировано таким образом, что при систематическом просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранее традиционные для российских женщин качества, какие прославляют советские старые добрые сказки - такие как целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность, и материнство как таковое.
- Жаргонные, нецензурные выражения. Даже, на первый взгляд, в самых безобидных мультиках порой проскакивают такие выражения. Дети сразу запоминают «интересные» слова. Родители говорят одно, а мультики показывают, что ругаться можно, в результате ребенок находится в недоумении, авторитет родителей может пошатнуться.
Если просмотр мультфильмов занимает у детей длительное время, то это грозит нарушением внимания, возможны проявления импульсивного поведения, неусидчивости, частые переключения с одного рода занятий на другие, забывчивость, гиперактивность. Со временем совокупность всех этих факторов может спровоцировать синдром дефицита внимания.
Следует учитывать, что регулярный просмотр даже хороших зарубежных мультфильмов отстраняет ребёнка от истории и культуры своей страны, своего народа. Во многих иностранных мультипликационных картинах пропагандируются существенно иные ценности, культура, жизненные позиции, нравственные принципы.