Просмотр содержимого документа
«"Наш друг - светофор"»
ООД по ПДД для детей старшей группы.
Тема: «Наш друг - светофора»
Цель: знакомство детей с историей создания светофора, с процессом преобразования этого устройства.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить представления детей о светофоре и дорожных знаках;
-закрепить представление о сигналах светофора;
-систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.
Развивающие:
- развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
- обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия;
- развивать мышление и внимание, связную речь;
Воспитательные:
-воспитывать культуру поведения детей на улицах и дорогах;
-воспитывать умение применять полученные знания в реальной жизни;
-воспитывать желание прийти на помощь товарищу.
Материалы и оборудование: экран, проектор, костюм светофора, конверт с заданиями, разрезные картинки, презентация.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие;
ПДЦ.
Воспитатель:
Вы, ребята, проходите.
Друг на друга посмотрите.
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
-Ребята. Сегодня утром, когда все шли в детский сад, я встретила наших общих знакомых, Сергей Иванович, полковник полиции, провожал детей Олю и Павлика до детского сада. По дороге он рассказывал детям, что они – участники дорожного движения.
- А вы знаете, кто является участниками дорожного движения?
Дети: Пешеходы, пассажиры и водители.
Воспитатель: Совершенно верно. А для того, чтобы обычная прогулка или поездка не превратилась в неприятность, все мы должны соблюдать Правила дорожного движения. А вспомнить и закрепить их нам поможет наш гость.
Сейчас я загадаю о нем, загадку и вы узнаете, кто он:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь
Зелёный, жёлтый, красный. (Светофор)
Дети: Светофор
Воспитатель: Правильно, ребята, это наш друг – Светофор.
( появляется персонаж Светофор, одетый в костюм)
Светофор: Здравствуйте ребята. Я очень рад видеть вас.
Мчатся быстрые машины
Трут асфальт, вращаясь шины,
Надо в садик нам идти.
Как дорогу перейти?
Помогает, с давних пор,
Это делать светофор:
Загорится жёлтый глаз-
Переход закрыт для вас!
Свет зелёный загорится,
Пешеход вперёд стремится.
Там где красный свет горит,
Всем машинам путь закрыт.
Вы поняли, ребята, для чего я нужен? Ответьте!
Дети: Чтобы регулировать движение.
Светофор: Правильно, ребята! Какие вы умные! Сегодня я пришел к вам, чтобы рассказать историю о том, как я появился. Для этого хочу предложить вам отправиться в путешествие.
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете наземные виды транспорта?
Воспитатель: Замечательно! А давайте поедем на поезде! Я буду локомотивом, то есть ведущим вагоном, а вы – вагонами. Светофор, показывай дорогу!
(игра «Поезд»). Дети встают в колонну друг за другом, держась за пояс впереди стоящего и начинают двигаться за воспитателем со звуком «Чух-чух». Воспитатель, ведёт поезд сначала в одном направлении, затем в другом и, замедляя ход, останавливается и объявляет остановку).
Воспитатель: Станция «Видеозал для любознательных»!
Просьба занять места в зрительном зале.
(Дети садятся на стулья перед экраном ТВ. Начинается показ презентации «История светофора»).
Светофор: Когда-то давно, когда не было машин, люди передвигались на лошадях. Для того чтобы не заблудиться, на дорогах устанавливали указатели, которые помогали людям ориентироваться, куда надо ехать.
Росли города, многочисленным повозкам и лошадям становилось все сложнее передвигаться по улицам, не мешая друг другу. Люди поняли, что важно не только ориентироваться на дороге, но и регулировать движение. Появились первые регулировщики
Вот тогда в 1868 году в Лондоне появился на свет первый светофор – мой
Прапрадедушка, он находился у здания английского парламента. Светофор – это оптическое устройство, подающее световые сигналы, регулирующие движение автомобильного, железнодорожного, водного и другого транспорта, а также пешеходов на пешеходных переходах. Создал его железнодорожный инженер Джон Пик Найт. Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые в стороны означали сигнал «стоп», а немного опущенные — движение с осторожностью.
В тёмное время суток прапрадедушка-светофор использовал вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавал, соответственно, сигналы красного (запрещающий) и зелёного (разрешающий движение) цветов.
В 1910 году в Америке инженер Эрнст Сиррин создал моего дедушку - первый автоматический светофор без участия человека. В его устройстве использовались надписи без подсветки: STOP и PROCEED. Эта система не использовала подсветки, что затрудняло её использование в тёмное время суток.
В 1914 году в Америке появился мой папа - первый электрический светофор.
Он работал при помощи электроэнергии и подавал сигналы электрическими лампочками.
Светофор имел два круглых сигнала, красного и зелёного цвета. Командовал сигналами светофора регулировщик, который вместо желтого сигнала подавал предупреждающий звуковой сигнал свистком.
В 1920 ГОДУ в той же Америке Уильямсом Поттсом и Джоном Харрисом были установлены мои старшие братья - трёхцветные светофоры с использованием жёлтого цвета.
В нашей стране первый светофор установили 15 января 1930 года в Ленинграде, на пересечении Невского и Литейного проспектов. В Москве эту систему регулирования дорожного движения установили 30 декабря 1930 года. Разместили её на углу Петровки и Кузнецкого моста.
Третьим городом, оснащённым светофором, стал Ростов-на-Дону.
Конструкция московского светофора того времени была выполнена в виде часов, где стрелка указывала на цветное поле зеленого, желтого и красного цветов. Расположение цветов в этой конструкции было не обычным, а перевёрнутым: сверху шёл зеленый, потом жёлтый и красный цвета.
В 1949 г появился на свет я, современный светофор, с таким устройством: красный сигнал– вверху, желтый – в центре, зеленый – внизу.
А сейчас я познакомлю вас, ребята, со своими братьями, с которыми мы очень дружим и помогаем людям соблюдать правила дорожного движения. Это светофоры
дорожно-уличные;
железнодорожные;
речные.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете значения сигналов светофора?
Дети: Красный – стой; желтый – приготовься; зеленый – иди.
Воспитатель: Правильно, ребята. Красный цвет заметнее. Он призывает к осторожности, сдерживает нас. Поэтому красному сигналу светофора поручили останавливать транспорт и пешеходов.
Жёлтый цвет напоминает нам солнышко, которое может быть и другом, и врагом (если перегреться). Солнышко как бы предупреждает: «Внимание! Будь осторожен, не торопись!»
Зелёный цвет – зелёные поля, леса, луга. Этот цвет связан с покоем отдыхом. Это безопасность.
Воспитатель: Спасибо тебе, Светофор, за интересный рассказ.
Светофор: А нам пора отправляться в путь. Следующая станция – «Поиграй-ка».
(игра «Поезд»). Воспитатель выстраивает детей в большой круг.
Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. А поиграем мы в игру «Светофор».
- Вы будете - автомобили. У меня в руках кружки - сигналы светофора.
Красный кружок – дети – автомобили стоят.
Желтый кружок – дети – автомобили на месте топают ногами.
Зеленый кружок – дети – автомобили едут.
Воспитатель: А теперь мы с вами продолжим путешествие. Просьба занять свои места!
(игра «Поезд»)
Воспитатель: Станция «Клуб веселых Почемучек»!
Давайте выйдем из вагонов и посмотрим, что же интересного на этой станции приготовил
для нас Светофор. Ребята, присаживайтесь за столы. А у нас - конверт с заданиями. Эти задания помогут вам вспомнить правила дорожного движения. Скажите, для чего нам нужно соблюдать ПДД?
Дети: Чтобы не попасть в аварию, чтобы не случилась неприятность на дороге.
Воспитатель: Кто является пешеходом?
Дети: Пешеход – это человек, который идет пешком.
Воспитатель: Кто является пассажиром?
Дети: Пассажир – это человек, кроме водителя, находящийся в транспортном средстве
Воспитатель: Где должны ходить пешеходы?
Дети: По тротуару.
Воспитатель: Как правильно переходить дорогу?
Дети: Приготовиться. Посмотреть налево. Посмотреть направо. Дойти до середины – посмотреть направо и переходить дальше.
Воспитатель: Почему опасно играть на проезжей части?
Дети: Можно попасть под машину.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились замечательно! Вы всегда должны помнить о том, что мы должны беречь себя и быть очень внимательными на дороге и на улице!
Воспитатель: Ну, а наше путешествие продолжается, и мы отправляемся с вами на следующую станцию, которая называется «Всезнайки». Просьба занять свои места!
(игра «Поезд»)
Воспитатель: Вот мы и прибыли! Станция «Всезнайки»!
- Ребята, разделитесь на пары и соберите разрезные картинки. (Дети выполняют задание)
- Какие знаки у вас получились? (Знаки ПДД)
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу. Поезд отправляется. Давайте займем свои места! Конечная станция «Детский сад».
(игра «Поезд»)
Воспитатель: Внимание! Станция «Детский сад»! Вот мы и вернулись в детский сад.
Поблагодарим Светофор за такое познавательное и увлекательное путешествие!
Дети: Спасибо, светофор!
Светофор: Ребята, мне тоже было очень интересно с вами. Давайте вспомним, что мы узнали во время нашего путешествия?
Дети. Узнали, откуда появился светофор, какие виды светофоров бывают и что означают его цвета; вспомнили, как правильно переходить улицу и другие правила дорожного движения.
Светофор. Правильно, молодцы! Ребята, как вы думаете, а зачем нужно знать правила дорожного движения?
Дети. Чтобы не попасть в беду на дороге.
Светофор. Совершенно верно! Вы замечательно все усвоили!