Просмотр содержимого документа
«Мы за здоровый образ жизни»
Проектная часть
"Мы за здоровый образ жизни"
Паспорт проекта
База реализации проекта
МБДОУ "Солнечный круг" д/с№80
Цель проекта
Приобщение детей к здоровому образу жизни через современные образовательные технологии.
Задачи проекта
- Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
- Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
- Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Адресная направленность проекта (участники проекта)
Дети средней группы МБДОУ №80
Родители
Педагоги и специалисты детского сада
Продолжительность проекта (Сроки, этапы реализации проекта)
Долгосрочный
Форма педагогического проектирования
Перспективный план работы по формированию представлений и навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста
Пояснительная записка
Используя рекомендации ученых: И.В. Никитиной, Т.Н.Дороновой, Ю.Ф.Змановского, работающих в области здоровьесбережения, а также технологию развивающего обучения, нужно создать в каждой возрастной группе такую развивающую среду, которая будет содействовать реализации программы. В ДОУ рекомендуется создать дополнительные площади, которые педагоги будут использовать для обогащения двигательной сферы своих воспитанников. Это музыкальный, физкультурный залы, где дети могут расслабиться, снять психомоторное напряжение.
В группах создать условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей.
Физкультурные уголки, обогатить нетрадиционным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным руками воспитателей и родителей (кольца с лентами, нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, “набивные мешочки” и т.д.) пользуются большим спросом у воспитанников, так как они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать игры различной подвижности.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: своевременное проветривание помещений, ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе.
Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку позволяет разработать перспективный план для оздоровления детей в ДОУ, представляющий фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.
Работу по оздоровлению детей следует проводить по нескольким направлениям:
Профилактическое:
1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (под контролем медицинского работника, воспитателя);
2. Выполнение санитарно-гигиенического режима (создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду);
3. Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики (самомассаж, использование дорожек с различным покрытием для укрепления свода стопы, и т.д.).
4. Консультирование родителей по вопросам оздоровления детей
Организационное:
1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики;
3. Организация двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника
4. Обеспечение психологического комфорта.
Кроме этого, разработать алгоритм проведения бодрящей гимнастики после дневного сна, который включает в себя:
- Общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;
- Элементы оздоровительного самомассажа;
- Закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем);
Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, нездоровый досуг, растущие факторы риска).
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу жизни через современные образовательные технологии.
Задачи:
- Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
- Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
- Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Пути реализации проекта:
- тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
- мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты для воспитателей);
- экскурсии;
- спортивные соревнования;
- беседы;
- игры, эстафеты, викторины, конкурсы;
- консультации для родителей;
- выставки детского творчества;
Ожидаемый результат:
- повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту; - повышение интереса родителей к здоровому образу жизни
- повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении
- создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями - оформление выставки детских работ “Мы здоровью скажем “Да”
- создание картотеки “Подвижные игры для детей дошкольников”
-Создание лэпбука "
Вид проекта:
По продолжительности: долгосрочный
По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный;
По содержанию: социально-педагогический
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
По количеству участников: фронтальный.
Цель
Приобщение детей к здоровому образу жизни через современные образовательные технологии.
00
Принципы реализации проекта
Принцип личностной ориентации и преемственности – учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья
Принцип природосообразности – формирование у дошкольников стремление к здоровому образу жизни
0
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, неправленых на укрепление здоровья.
0
Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов по оздоровлению детей.
000
Принцип дифференциации - педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе воспитательного процесса.
00
Расширять и закреплять знания детей о здоровом образе жизни
Задачи
000
Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
000
Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений педагогов с родителями.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети
Бережное отношение к своему здоровью
Повышение интереса к физкультуре и спорту
Представления о здоровом образе жизни
Повышение профессионального мастерства педагогов в здоровьесбережении
Воспитатели
Пополнение спортивного оборудования в группах
Компетентность в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни
Повышение интереса к здоровому образу жизни
Родители
Взаимодействие с педагогами и инструктором по физической культуре по вопросам физического воспитания детей
Активное участие в жизни ДОУ и реализации проекта
Пути
Организация и обеспечение физкультурно – оздоровительной работы
Внедрение в оздоровительные мероприятия “Гимнастику маленьких волшебников”
Приобщение детей к здоровому образу жизни
Создание здоровой среды в детском саду, в которой не только дети и педагогический коллектив, но и родители станут приверженцами и активными субъектами ЗОЖ
Ресурсное обеспечение проекта
Нестандартное оборудование
Конспекты оздоровительных мероприятий, спортивных досугов
Подбор методической литературы
Физкультурный зал, спортивная площадка.
Программа оздоровительных мероприятий и досугов.
Формирование представлений и навыков ЗОЖ
Медсестра
Родительские собрания
Семья
Педагоги
Педагогика сотрудничества
Оздоровительная работа.
Изучение программ, инноваций
Анкетирование
Планирование работы с детьми
00
Инструктор по физкультуре
00
Консультативные пункты
Воспитанники ДОУ
Оборудование предметно – развивающей среды
000
Совместная работа
Участники проекта
Воспитатели
000
000000
Дети
Музыкальный руководитель
Инструктор по физкультуре
Родители
Медсестра
Перечень здоровьесберегающих технологий, применяемых в педагогическом процессе
Виды
Место в режиме дня
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Минутки шалости
Не раньше, чем через 30 мин после приема пищи ежедневно для средней группы
Дорожка здоровья.
Ежедневно после сна
Динамические паузы
В перерывах между непосредственно образовательной деятельностью
5 – 7 мин для средней группы
Релаксация
В зависимости от состояния детей и целей для средней группы
Пальчиковая гимнастика
Индивидуально, либо с подгруппой ежедневно
Гимнастика для глаз
Ежедневно 3 – 5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки
Дыхательная гимнастика
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Бодрящая гимнастика
Ежедневно после дневного сна 5 – 7 мин
Корригирующая гимнастика
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
“Гимнастика маленьких волшебников”
На физкультурных занятиях, после дневного сна
Технологии обучения здоровому образу жизни
Игротерапия
В свободное время во второй половине дня. Время проведения зависит от задач, поставленных педагогом
Самомассаж
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Точечный массаж
Проводится в любое удобное для педагога время со средней группы
Игровой массаж
Со средней группы на физкультурных занятиях и во время динамических пауз
Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю 25 – 30 мин со среднего возраста
Этапы реализации проекта
Задачи
Мероприятия
Ожидаемый результат
I этап Аналитический
Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к ЗОЖ.
Изучение литературы, диагностика, беседа, анкетирование.
Получение информации о состоянии здоровья, физическом развитии детей, сформированности представлений о ЗОЖ.
II этап Организационный
Планирование и прогнозирование работы
Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами по приобщению к ЗОЖ.
Наличие планов:
- спортивных досугов и развлечений.
- консультаций для родителей и педагогов.
Разработка содержания развлечений и досугов
Конспекты спортивных развлечений и досугов
Подбор дидактического материала, литературы.
Наличие разнообразных средств, необходимых для приобщения детей к здоровому образу жизни.
Обогащение предметной развивающей среды.
Подбор и изготовление нестандартного оборудования.
Наличие нестандартного оборудования физкультурном зале и группах.
III этап Практический
Просвещение родителей и педагогов о ЗОЖ и привлечение к совместным мероприятиям.
Проведение мероприятий с детьми, родителями и педагогами.
Картотека подвижных игр. Выставка детских работ: “Мы здоровью скажем “Да!”
Буклеты: “Дыхательная гимнастика”
Нетрадиционное физкультурное оборудование.
Подведение итогов
Распространить опыт в сфере здоровьесбере-
жения
Оформление выставки “Мы здоровью скажем “Да”
Презентация проекта “Мы за здоровый образ жизни”
День здоровья в детском саду “Здоровым будь!”
2. Перспективный план по реализации проекта
Месяц
Мероприятие
Воспитатели ДОУ
Ответственный
Сентябрь
Тест для воспитателей на тему “Физическое воспитание дошкольников”
Воспитатели
Октябрь
Консультации для воспитателей
«Физкультминутки и их место в режиме дня»
Комплексы физкультминуток.
Воспитатели, специалисты ДОУ
Ноябрь
Педагогический совет на тему «Быть здоровым – мое право»
Воспитатели, специалисты ДОУ
Декабрь
Презентация пособий нетрадиционного оборудования
Воспитатели, специалисты ДОУ
Январь
Семинар-практикум на тему "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми”
Воспитатели, специалисты ДОУ
Февраль
Знакомство с программой «Гимнастика маленьких волшебников»
Воспитатели, специалисты ДОУ
Март
Мастер-класс на тему «Закаливающие мероприятия в ДОУ»
Воспитатели, специалисты ДОУ
Апрель
Консультации для воспитателей на тему
«Витаминотерапия»
Воспитатели, специалисты ДОУ
Май
"Семинар-практикум" на тему
«Использование нестандартного оборудования в ДОУ»
Воспитатели, специалисты ДОУ
Родители
Сентябрь
Анкетирование: «Путь к здоровью ребенка лежит через семью»
Воспитатели,
Консультации: «Иммунитет»,
«Играем пальчиками — развиваем речь»
Воспитатели,
Конкурс рисунков: «Мы здоровью скажем «Да»
Воспитатели,
Октябрь
Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников"
Воспитатели
Анкетирование:"Физическое воспитание в семье"
Воспитатели
Конкурс рисунков:"Спорт и я"
Воспитатели
Ноябрь
Родительское собрание «Путешествие в страну здоровья»
Воспитатели
Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
Воспитатели
Буклеты: «Дыхательная гимнастика»
Воспитатели
Декабрь
Семинар-практикум «Игры-эксперименты для формирования здорового образа жизни»
Воспитатели
Буклеты «Упражнения для профилактики заболеваний глаз»
Воспитатели
Буклеты ""Как сохранить зрение".
Воспитатели
Консультации: "Еда, которая влияет на поведение ребенка"
Воспитатели
Январь
Консультации:
«Как научить ребёнка аккуратно и спокойно кушать».
Воспитатели
Консультации:
«Профилактика гриппа».
Воспитатели
Консультации:
«Проведение физкультминутки дома».
Воспитатели
Февраль
Дать рекомендации в уголках для родителей:
«Организация питания вечером и в выходные дни».
Воспитатели
Семинар-практикум «Планета здоровых малышей»
Воспитатели
Март
Консультации:
«Упражнения для развития мелкой моторики рук».
Воспитатели
«Упражнения для профилактики плоскостопия».
Воспитатели
«Как предупредить развитие хронического тонзиллита».
Воспитатели
Апрель
Консультации:
«Упражнения для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей».
«Что делать, чтобы у ребёнка были здоровые зубы?»
Май
Консультации:
«Как правильно учить ребёнка чистить зубы».
«Что такое активный отдых»
«Просмотр детьми телевизионных передач».
Средняя группа
Сентябрь
«Минутки шалости»«Минутки тишины»,
Воспитатели,
Утренняя зарядка "Раз, два, три – ну-ка повтори!"
Воспитатели
Гимнастика для глаз по мотивам Корнея Чуковского»
Воспитатели
Беседа "Летние виды спорта"
Воспитатели
Заучивание пословиц и поговорок о здоровье;
Воспитатели
Лепка (художественно - эстетическое) "Спортсмены"
Воспитатели
Октябрь
«Минутки шалости»«Минутки тишины»,
Воспитатели
Подвижные игры в спортивном зале.
Воспитатели
Праздник "День здоровья"
Воспитатели,
Чтение К. Чуковский «Айболит», Е. Григорьева «Бабушка больна», Г. Сенченко «Все мы скажем, нет простуде»,
Воспитатели
Беседа: «Полезные продукты»
Воспитатели
Сюжетно-ролевая игра "Больница"
Воспитатели
Самомассаж "Неболейка"
Воспитатели
Рисование "Витамины и полезные продукты - укрепляют организм"
Воспитатели
Ноябрь
Утренняя зарядка "Раз, два, три – ну-ка повтори!"
Воспитатели
Беседа "Что такое хорошо, что такое плохо"?
Воспитатели
Чтение худ.лит В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Воспитатели
Целевая прогулка по участку " В здоровом теле здоровый дух"
Воспитатели
Игры – эстафеты: "Кто быстрей", "Попади в обруч"
Воспитатели
Пальчиковая гимнастика "Помощники"
Воспитатели
Декабрь
«Минутки шалости»«Минутки тишины»
Воспитатели
Утренняя зарядка "Раз, два, три – ну-ка
повтори!
Воспитатели
Беседа «Что такое личная гигиена?».
Воспитатели
Игры – эстафеты с мячом: "Забрось мяч в корзину", "Передай мяч",
Воспитатели
НОД«Овощи и фрукты – полезные продукты»
Воспитатели
Развлечение «Путешествие в страну Неболейка».
Воспитатели
Чтение худ.лит Г.Ладонщиков «Я под краном руки мыла».
Воспитатели
Лепка "Витамины"
Воспитатели
Самомассаж "Ладошки"
Воспитатели
Январь
Утренняя зарядка "Раз, два, три – ну-ка повтори!"
Воспитатели
Игры-инсценировки:«Спор овощей».«Про девочку, которая плохо ела».«В здоровом теле — здоровый дух».
Воспитатели
Изучить с детьми пословицы и поговорки о здоровье.
Воспитатели
Чтение худ.лит Пр .Пермяк «Про нос и язык»
Воспитатели
Беседа -Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Воспитатели
Игры – эстафеты: "Передай дальше" игры со спортивным инвентарём (скакалки)
Воспитатели
Февраль
Утренняя зарядка "Раз, два, три – ну-ка повтори!"
Воспитатели
Развлечение«К друзьям в Простоквашино»
Воспитатели
Чтение худ.лит И. Змай «Яблоко», С. Михалков «Овощи».
Воспитатели
Подвижные игры на улице
Спортивный праздник «Слава Армии Российской»
Воспитатели
Раскрашивание картинок с овощами и фруктами.
Воспитатели
Беседа "Полезные и вредные привычки"
Воспитатели
Развлечение «Зимнее путешествие колобка»
Воспитатели
Март
Утренняя зарядка "Раз, два, три – ну-ка повтори!"
Воспитатели
Беседа "Зимние виды спорта"
Воспитатели
Чтение худ.лит В. Радченко «Олимпийский учебник»
Воспитатели
Сказка – беседа «Кто такие микробы?»
Воспитатели
Подвижные игры на улице«Спорт для мальчиков и девочек»
Воспитатели
Лепка "Олимпийские кольца"
Воспитатели
Апрель
Утренняя зарядка "Раз, два, три – ну-ка повтори!"
Воспитатели
Чтение худ.лит П. Образцов «Лечу куклу», А. Барто «Я лежу болею», И.Драч «Врач».
Воспитатели
Беседа «Почему мы моем руки?».
Воспитатели
Дидактические игры: «Умею - не умею», «Правила гигиены»
Воспитатели
Игры - эстафеты: "Не урони", "Меткий стрелок"
Воспитатели
Лепка овощей и фруктов
Воспитатели
Май
Утренняя зарядка "Раз, два, три – ну-ка повтори!"
Воспитатели
Игры-эстафеты: "Бег с препятствиями", игры со спортивным инвентарём (мячи, кегли, городки)
Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным - бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша задача - научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.