Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 116»
Тренинг для педагогов ДОО: «Мы одна команда»
Подготовила:
педагог-психолог
Зозуля Татьяна Викторовна
г. Краснодар 2025 г.
Цель: формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии.
Задача:
- Формировать и усилить общее командного духа, путем сплочения группы людей.
- Развивать ответственности и вклада каждого участника в решение общих проблем.
- Способствовать эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга.
- Способствовать самосознание коллектива психологов, как команды.
Оборудование: мягкое сердце,листы бумаги А4, карандаши, краски, фломастеры, цветные карандаши, правила работы группы, большое и маленькие сердца, клей.
Ход тренинга.
Вступительное слово:
- Предлагаю начать нашу встречу с чего-то теплого, доброго и легкого. Но теплое и светлое само по себе не появляется, его делают люди. И если вы хотите привнести это в свою жизнь, то вам нужно хоть что-нибудь для этого сделать. На этот счет существует одна притча. «Жил-был один монах. И большую часть своей жизни он пытался выяснить, чем отличается ад от рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он уснул во время своих мучительных размышлений, ему приснилось, что он попал в ад. Он оглянулся и увидел: перед котлами сидели люди с продуктами. Но какие-то истощенные и голодные. Присмотрелся он лучше - у каждого в руках ложка с длинной ручкой. Черпать из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему, черт)и кричит: – скорее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай. Приехал монах в Рай. И что же он видит! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинными ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся мужчина и видет людей с такими же ложками, но они кормят друг друга». Всем нам хочется, что бы у нас в жизни было больше светлого, теплого, доброго. Но для того, что бы это появилось, нужно что-то сделать. То есть сейчас, у вас есть прекрасная возможность поделиться чем-то теплым, светлым и радостным. Это значит, что вы имеете полное право подойти к любому, и не только одному, и сказать и сделать так, чтобы у него в душе появились эти тепло и свет. А он вам может на это ответить. И я надеюсь, что таких встреч будет как можно больше.
Упражнение «Приветствие»
Мы будем передавать по кругу мягкое сердце со словами: "Я рада Вас видеть! ", а вместе с этими словами отдавать частичку своего тепла, доброты и любви.
Упражнение «Играем по правилам».
Цель: ознакомление участников группы с правилами работы.
Группам предлагается принять некоторые правила поведения и общения во время занятия.
Правила:
- Добровольность.
- Уважать друг друга.
- Проявлять активность.
- Правило «одного микрофона»(все молчат, когда кто-то говорит).
- Я – высказывания (говорить только от своего имени).
Упражнение «Цепочки».
Цели:
- мотивировать участников к совместной работе;
- помочь снять напряжение;
- дать каждому почувствовать ответственность перед другими членами команды;
-вызывать доверие друг к другу; - работать над объединением команды. Игра проводится в несколько этапов.
Тренер просит участников объединиться в пары и встать затылками друг к другу. Затем дается следующее задание: «участник, стоящий позади, будет управлять движением переднего игрока (словесно).
Стоящий впереди закрывает глаза, стараясь соответствии с командами партнера ходить по комнате в течение 2х минут. Темп движения (медленно, быстрее, еще быстрее) меняется по команде тренера. Задача состоит том, чтобы не столкнуться с другими движущимися парами». Через 2 минуты участники в парах меняются ролями и еще 2 минуты продолжают движение в другом порядке. Участники объединяются в тройки. Им дается то же самое задание, только теперь при движении глаза закрывают двое первых, так что остаются открытыми глаза лишь у третьего участника, который и руководит движением. Время выполнения задания 6 минут (по 2 минуты на то, чтобы каждый участник побывал в роли управляющего движением). Группа выбирает трех лидеров для выполнения третьего этапа. Вся группа выстраивается в колонну один за другим. Только у первого абонента глаза открыты, все остальные закрывают их. Задачей первого участника будет провести всю колонну на определенное расстояние или, как в первых двух этапах, водить колонну сначала медленно, а потом быстрее и еще быстрее. После выполнения упражнения проводится групповое обсуждение с участниками. Время обсуждения - 10 минут.
Обсуждение:
Что при выполнении упражнения было легче всего?
Что при выполнении упражнения было труднее всего?
Как вы себя чувствовали в роли ведущего и в роли ведомого?
Какая роль была тяжелее и почему?
Что было легче всего?
Чувствовали ли вы доверие к другим членам команды?
Упражнение «Дом».
Сейчас я вам предлагаю разделитесь на 2 команды. «Каждая команда должна стать полноценным домом. Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за вами. Но не забывайте, что вы должны быть полноценным и функциональным домом. В течение нескольких минут постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Обсуждение: как проходило обсуждение в командах? Сразу вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему вы выбрали именно эту роль?
- Я думаю, вы все поняли, что каждая часть вашего «дома» важна и нуждается в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным.
Ведущий. «Точно так же как предметы в доме, каждый человек является важным звеном в команде. Давайте поговорим о том, что такое команда.
Определение понятия «команда». Команда-форма взаимодействия, в которой проявляется «синергетический эффект». За счет взаимодополненности, принятия ответственности за общий результат, открытости при обмене ресурсами становится возможным результат, не доступный при других видах взаимодействия. В этом случае 10 человек, обладающих 10-ю единицами энергии каждый, способны сделать полезной работы на 130 единиц. 10 * 10 = 130. При таком взаимодействии нет потерь на межличностные конфликты, на выяснение функциональной ответственности, дополнительное стимулирование к деятельности, при этом начинается магия командного духа и формируется настоящая корпоративная культура. Такому виду взаимодействия характерна философия «я выиграю, тогда, когда выиграешь ты» «я выиграю, когда мы все выиграем».
Упражнение «Художники»
Цель: умение договариваться и работать в паре.
- Уважаемые участники, я вас прошу поделиться по паром. Ваша задача обнять друг-друга одной рукой, а второй рукой нарисуйте общий единый рисунок.
Обсуждение: трудно или легко вам было выполнять это упражнение? Почему? Что помогало вам выполнить упражнение?
Упражнение«Сердце коллектива»
Цель: снятие напряжение в группе.
- Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. (Из ватмана вырезано большое сердце). Оно пока не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Возьмите маленькое сердечко и напишите на нем позитивные пожелания своим коллегам. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце. Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т. д.).
И это сердце нашего коллектива и оно будет биться всегда!
Рефлексия:
- Какие чувства испытывали при участии в тренинге? - Что нового узнали о себе, о коллективе? - Чему научились? - Как это пригодиться в будущем? - Что было важным? - Над чем вы задумались? - Что происходило с вами? Заключение
Наш тренинг подошел к завершению.
Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Мы – единое целое, каждый из Нас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого.
Мы одна команда!
Спасибо всем за участие!
Использованная литература:
Интернет-ресурс:https://infourok.ru/
Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006. – 80 с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2005. – 196 с.
Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
Правила работы группы:
Добровольность.
Уважать друг друга.
Проявлять активность
Правило «одного микрофона»(все молчат, когда кто-то говорит).