Просмотр содержимого документа
«Мордовские посиделки»
Представленное мероприятие разработано для детей дошкольного возраста 6-7 лет по изучению мордовского фольклора.
Цель мероприятия - воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам национальной культуры и духовности на основе изучения мордовского фольклора.
В процессе работы над сценарием, при проведении представленного мероприятия решали следующие задачи:
1. Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями мордовского фольклора.
2. Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.
3. Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров мордовского фольклора.
Для успешной реализации задач определили направления, по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:
- изучение музыкального фольклора (песни, танцы, частушки, праздники);
- изучение игрового фольклора.
Новизна мероприятия заложена в изучении именно регионального фольклора с детьми дошкольного возраста, так как работа по использованию мордовского фольклора довольно широко ведется многими педагогами, музыкальными руководителями. Ценность же регионального фольклора состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции мордвы, национальную культуру, что способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма.
В процессе подготовки мероприятия проведена большая предшествующая работа с педагогами, детьми, родителями.
Педагогами была изучена история мордовской национальной культуры, история мордовского костюма, кухни, быта, обрядов. Собран фольклорный материал: песни, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры.
Использовался в работе с детьми мордовский музыкальный фольклор: разучена песня "Луганяса келунясь", частушки, игра "Еленькайсезня", мордовский танец "Кштема".
Результат работы заключен в обогащении знаний детей и педагогов по краеведению, приобщении детей к истокам народной культуры, воспитании любви к народному краю.
Литература:
1. Программа "Валдоня" (Светлячок);
2. Исайкина А.И. "Мордовские народные игры";
3. Сураева-Королева Н.В. "Маленькие бубенчики";
4. Тихонов А.Ю. "Мордовские народные игры".
"Мордовские посиделки".
В центре зала изба: бревенчатые стены, в углу печь. На стене зеркало, на нем - полотенце, расшитое мордовскими узорами. В середине избы стол, на нем глиняная и деревянная посуда, самовар. Возле печи за прялкой сидит одетая в мордовский костюм хозяйка. Около нее стоит деревянный сундук.
Хозяйка:
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Вечер темный очень долог,
Насчитаю сорок елок,
То за прялкой посижу,
То в окошко погляжу...
Сорока стрекочет - гостей пророчит...
Входят дети с шумовыми инструментами и садятся на стульчики вокруг хозяйки.
Хозяйка: Шумбратада, ялгат!
Дети: Шумбратодо!
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуйте!
Хозяйка: Чьи вы гости будете, из каких краев?
1-ый ребенок:
Земля наша - Мордовия родная,
Здесь родились мы, здесь живем.
Ее богатства прославляем,
О красоте мордовской сказ ведем.
2-ой ребенок:
Здесь, в Мордовии, поля без края,
До небес богатые леса.
Здесь растем и прославляем
Мы тебя, мордовская земля!
Песня "Весенняя хороводная".
Хозяйка:
Ну и удаль, ну и стать!
Вот молодой бы снова стать!
Как певали мы частушки -
А вы же знаете, подружки?
1-ая девочка:
Как частушки нам не знать?
Любим петь их и плясать!
2-ая девочка:
А ну, вставайте-ка, подружки,
Пропоем сейчас частушки!
Частушки:
1. Начинаем петь частушки, просим не смеяться.
Тут народу очень много, можем растеряться!
2. Варьга лии яроплан, конясонза чайник,
А кому какое дело, алязе начальник.
3. Варьга лии яроплан, конясонза шовар,
А кому какое дело, авазе шеф-повар!
4. Мой дружочек уж хороший, да росточком очень мал,
Проводил меня до дома, я чихнула - он упал!
5. Я нашел себе невесту. Говорят, богатая.
Две подружки у нее, да коза рогатая!
6. Я девчонка боевая, я нигде не пропаду!
С самолета упаду, отряхнуся и пойду!
7. Здесь, в родном мордовском крае
Дети как грибы растут.
Без частушек прожить можно,
Да чего-то не живут!
Хозяйка: А сейчас я вам, ребятки, загадаю-ка загадки. Тяни солдасть монь содамаефкснень.
Загадки:
1. Кизода бралги шелясь
А тялонда ваймей.
(Летом ходит-бродит, а зимой спит).
2. Аф зверь, а суви.
(Не зверь, а воет).
3. Утеса пондокс, а кудоса ведекс.
(На улице - горой, а в избе - водой).
Хозяйка: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки! Давно я вас поджидала, посиделок без вас не начинала. Припасла я для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни да пляски.
Хозяйка запевает песню "Луганяса келунясь", гости подхватывают.
Хозяйка:
Уж в Мордовии так идет,
Что талантливый народ.
Сам себе и швец, и жнец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет.
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
Хозяйка: А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь если с детства не научишься - всю жизнь намучишься.
Проводится игра среди девочек "Кто быстрее смотает клубочек".
Хозяйка: Каждая мордовская красавица долгими зимними вечерами готовила себе приданное - мордовский свадебный костюм (Хозяйка показывает куклу Алдуню в национальном костюме). На куклу одета рубаха - панар. Рубаха подвязана поясом с колокольчиками - сект. На рубаху одет фартук - ингольгя. Фартук опоясан еще одним поясом - кушаком, по-мордовски тоже называется кушак. На голове у мордовочки большой цветной платок - шамурвай, под которым повязан налобник - кярьксафкя. На груди у девушки красивые бусы - кырганят. А на ногах сапожки - сбору кямот. Мордовские девушки хорошо умели не только шить и вышивать, но еще и петь и плясать.
1-ый мальчик:
Ручейки кругом поют,
Спать ребятам не дают.
На веселье деревенское
Мальчишечек зовут.
2-ой мальчик:
А мордовочки уж тут,
Пряжу тонкую прядут.
Чтобы было веселее,
Топотушки заведут
Танец "КШТЕМА".
Хозяйка: Хватить петь да плясать, пора и отдыхать.
Ну что, проверим, кто из вас самый сообразительный? Я начну стихи читать, а вы дополняйте.
1. Плохо видят старички, надо им купить... (очки)
2. Притаилась мышка-крошка, значит, рядом ходит... (кошка)
3. Гриб сидит среди дорожки, голова на тонкой... (ножке)
4. Волк охотился в лесу, встретил рыжую... (лису)
5. Дрозд на дереве дремал, быстро кот его... (поймал)
6. Коньки конечно хороши, их любят даже... (малыши)
7. Шенек-венек молихть, вастстост аф тувихть.
День и ночь идут, а с места не сходят. (Часы).
Хозяйка: Вижу я, что вам поиграть захотелось. Есть у меня для вас мордовская игра "Еленькайсезня" - "У кого колечко". (Один из участников отворачивается, выбирается ведущий, остальные участники рассаживаются на стульчики. Хозяйка вкладывает колечко в руки одного из участников так, чтобы не видел водящий. Когда на вопрос ведущего "У кого колечко?" водящий отвечает правильно, участника заставляют спеть или сплясать). Хозяйка: Играми да плясками сыт не будешь. Славится мордовский народ гостеприимством, да угощеньем знатным. Всегда в почете у мордвы - пшенные блины.
Хозяйка выносит на подносе мордовские блины.
Мальчик: Посидели, повеселились, пора и честь знать.
Девочка: Спасибо, Хозяйка, за веселье и угощение!
Под мордовскую музыку "Луганяса келунясь" гости кланяются и уходят.