kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС НА ТЕМУ " МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Всегда в Бахилове готовили особые мордовские блюда: Боза – квас на веточках дикой вишни и пережженной тыквы, квас всегда получается очень кислый. Студень–боза – холодец с квасом и луком. Салма- соленое вареное тесто шариками. Сал-видь –  (соленая вода) жидкая квашеная капуста. Шапамэ ловце – кислое  топленое молоко. Кулага- кисель из самодельного картофельного крахмала, калины и лесных яблок, Сываль ям- мясные щи, шонгарям – суп без мяса, сываль перякат- пирожки с мясом. Существенное значение в традиционном питании мордвы имели куриные яйца - ал. Чаще они употреблялись сваренными вкрутую, их клали в пищу как приправу, а также делали яичницу.

   Сохраняется и развивается народное творчество мордвы. Оно очень многообразно. Это и ювелирное искусство, и вышивка, и узорное ткачество, и шитье бисером, хореография и устное поэтическое и музыкальное искусство. Декоративная резьба по дереву — еще один вид традиционного художественного творчества мордвы. Занимались им в основном мужчины. Орнаменты наносились на фронтоны изб, свадебные сундуки, ткацкие станы, прялки. В старину в длинные, зимние вечера мордва устраивала посиделки, на которых женщины и девушки пряли, парни играли на различных музыкальных инструментах, работа и песня часто сменялись пляской.

     Мордовский народ создал поразительное по красоте и стройности искусство много голосного хорового пения. Оно признано уникальным не только среди фино-угоров, но и вообще в мировой музыкальной культуре. Основной частью женского костюма у мокши являлась рубаха-панар  без воротник, запон-фартук, под него карман для денег. Сорока – головной убор. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом — каркс с кисточками на концах — цёкт. Такая рубаха требовала множество дополнительных деталей, ко торые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде — это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная  мониста - украшения из камней, монет и бисера. Многослойность национального мордовского костюма была показателем перехода носителя в очередную возрастную категорию. Если в детстве костюм девочки включал лишь рубаху и пояс, то в пору юношества показателем зрелости, совершен нолетия для мокшанских девушек было одевание нижней набедренной детали, портков «понкст».

   Этническая специфика культуры мордвы наиболее рельефно выступает в области духовной сферы. В ней выявляются три компонента: общемордовский, комплекс самобытных черт, присущих мокше, инонациональные и городские заимствования. Влияние последних особенно влияет на традиционную культуру мордвы в современный период.

  Сватовство у мордвы проходит в несколько этапов: предварительное согласование о приеме сватов родителями невесты; само сватовство, когда договаривались о расходах на свадьбу, о количестве приданого, о составе гостей и т.п.; окончательно просватанными молодые люди считаются после третьего этапа сватовства -"ладяме", когда девушка переставала ходить на посиделки и начинала вместе с подругами готовить подарки родне жениха. Последним этапом сватовства было назначение дня свадьбы.   Оно является актом общественного утверждения брака, союзом двух родов. Сюда же входит и церковное венчание.  

   Мордовская свадьба - являлась встреча молодых в доме жениха. Большое внимание уделялось вхождению молодой в новую семью: ее нарекали новым именем (например Акше ава - белая женщина, Мазы ава - красивая женщина и т.п.), которым ее называли в семье мужа; молодушку представляли умершим предкам, покровителю двора, выводили к колодцу. Послесвадебные обряды закрепляли вступление молодой женщины в род мужа и половозрастную группу замужних женщин, а также укрепляли отношения между родами мужа и жены. К обрядам приобщения молодой к новому роду относятся ее посещение бани вместе с новыми родственницами в первую субботу после свадьбы и одаривание их. На пасху молодушку водили по домам родственников мужа, а также принимали в женское сообщество на празднике "авань боза" - женский квас. Закрепление связей между родами молодых происходило путем взаимных посещений родственников: первый визит зятя к тестю, визит молодой пары к родителям новобрачной за принадлежностями для прядения, приезд мужа и его родителей за молодой женой после ее длительного пребывания в доме своих родителей.

   О своей свадьбе в 1960 году  нам рассказала жительница села Бахилово  Малькина Вера Ивановна .На первый день родня невесты гуляет у жениха. На второй день утром собираются также у жениха. С утра свекровь варит кашупервый кундай ярцам ( первая еда для снохи), а сноха должна в это время близким родственникам жениха подарить подарки – рубашки, материал, платок, для того, чтоб ее приняли в семью жениха. Затем гуляли второй день свадьбы. После обеда родня жениха выгоняет родню невесты березовыми и дубовыми вениками, веники украшали разноцветными ленточками в честь невинности невесты и их в конце свадьбы поджигали и размахивали вениками в разные стороны, чтобы все увидели,  какую невесту взял жених. К вечеру  старшая сестра жениха расплетает косы молодой снохе,  заплетает их в две и завязывает на голове венком, повязывает платок. Снохе дают рюмку с водкой,  и она должна обойти всех родных, находящихся в доме с поклоном, за что те в свою очередь кладут ей деньги. Им положили 32 рубля. Через неделю родня жениха идет в гости к невесте, гуляли также 2 дня. Столы у невесты должны быть богатые в доказательства того, что в жёны берут не из бедной семьи. Тетя Вера была не из бедной, так как у них была корова и овцы. В последующие дни, все родственники должны по очереди приглашать молодых в гости для знакомства и породнения.

  Разнообразными обрядами сопровождалось появление ребенка и его первые недели жизни. Основной их смысл заключался в стремлении обеспечить безопасность новорожденного и роженицы, приобщить нового члена семьи к правилам соответствующего бытового уклада. Обряды детского цикла совершались обычно близкими родственниками ребенка: матерью, бабушкой, крестными родителями, а в первые дни его появления на свет - повитухой. Самыми опасными для здоровья матери и ребенка считались предродовые и первые послеродовые месяцы, поэтому этот период был насыщен множеством охранительных обрядов, а также ограничений и запретов для роженицы. Большую роль в борьбе с нечистой силой отводилось огню, воде, железным предметам, а также некоторым растениям. После рождения ребенка проводились также различные моления и обрядовые действия, которые должны были обеспечить новорожденному долгую, счастливую жизнь: выбор ребенку имени, представление его членам родового коллектива, крещение. Отмечались и другие важные моменты в жизни детей: появление первого зуба, первые шаги ребенка, первая стрижка волос.

  По рассказам Сафоновой Таисии Степановны зубок в Бахилове  устраивали сразу же по приезду из больницы. Свекровь стряпала пироги, угощения, собиралась все родня, приносили подарки ( материал, компот, пряники, подарки для новорожденного), гуляли.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС НА ТЕМУ " МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"»

Ь




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС НА ТЕМУ " МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"

Автор: Тюрбеева Динара Бекбауевна

Дата: 11.12.2015

Номер свидетельства: 264887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Воспитательский час на тему" Моя малая родина" "
    ["seo_title"] => string(49) "vospitatiel-skii-chas-na-tiemu-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "239832"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444863907"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "воспитательский час "Моя Малая Родина""
    ["seo_title"] => string(40) "vospitatiel-skii-chas-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "278700"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453124494"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Воспитательский час " Мисс Кис-Кис и мистер Мяу" "
    ["seo_title"] => string(49) "vospitatiel-skii-chas-miss-kis-kis-i-mistier-miau"
    ["file_id"] => string(6) "238195"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444498190"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства