Просмотр содержимого документа
«Моделирование как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №44»
Моделирование как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста
Подготовила и провела:
Воспитатель: Ванина Е.А.
г.о. Саранск 2016
Моделирование как метод развития
связной речи у детей дошкольного возраста
Опыт работы воспитателя «МДОУ Детский сад №44»
Ваниной Елены Александровны
Формирование связной речи у детей относится к одной из важнейших задач работы с дошкольниками.
Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Сегодня мы хотим поделиться опытом, как развивать связную речь дошкольника, используя модельные схемы.
Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. В деятельности взрослых людей наглядно- пространственные модели выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков.
В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование?
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
В своей работе мы используем наглядные модели и приходим к выбору, что они наиболее применимы, и продуктивны, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношение между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.
Работа с модельными схемами начиналась со средней группы. Вначале это было разыгрывание литературных произведений с помощью наглядных моделей и предметов – заместителей, их внимание на строение произведения. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогали детям установить смысловые связи между ними.
В старшей и подготовительной к школе группе началась работа по построению и использованию наглядных схем, моделей.
в) Разыгрывание сюжета в настольном театре или по ролям.
г) Рассматривание иллюстраций к произведению.
д) Далее при рассказывании сказки, ее обыгрыванием воспитатель может заменить какой – ни будь сюжет, или героя сказки на предмет – заместитель. Например, если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на геометрическую форму- квадрат, и т.д.
2.Второй этап работы:
а) Отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, т.е. мы предлагаем ребенку прослушать рассказ.
б) Беседа по тексту.
в) Рассматривание иллюстраций.
г) Предлагаем в помощь готовую модельную схему и показываем, как можно последовательно составить рассказ.
д) Далее идет цикл совместной работы педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством взрослого дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь. При этом взрослый ни коем случае не предлагает что-то конкретное, а только советует, направляет, предлагает, и дает возможность ребенку самому проявить инициативу.
3.Третий этап работы:
a) Дети самостоятельно выбирают модели, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
На занятиях мы используем комплекты моделей, придуманных вместе с детьми. Это комплекты моделей: «Животные и птицы», «Растения», « Природные явления». Можно сделать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать образ предмета;
- рассказывать существенное об объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она им понятна.
4. Четвертый этап работы.
Работа педагога и ребенка является самостоятельным изображением модели на бумаге данного произведения. Например, воспитатель читает литературный текст, а ребенок создает (рисует) элементы модельной схемы к произведению.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка со взрослым к его собственному творчеству.
5. Пятый этап работы.
Использование наглядных моделей при сочинении сказки.
Прежде чем создать готовое произведение, например сказку, писатель придумывает сюжет, главных героев, концовку и пишет план своего произведения. Поскольку дети не умеют еще писать, они могут нарисовать план своей сказки. Здесь важно научить ребенка использовать не детальные рисунки, а условные обозначения персонажей и атрибутов сказки, помочь в создании условного произведения.
После подобных развивающих занятий дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражаются собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Мы создали книгу « Экологические сказки» совместно с детьми и родителями.
6. Шестой этап работы.
Использование модельных схем при заучивании стихотворений.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это привело к тому, что дети стали более отчетливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Так например Жора М (7 лет) сказал: « Я сначала думал, какие слова названы были, вспомнил их, но не все. Затем посмотрел на модель. Вспомнил и слова».
Ведь одно из правил укрепления памяти гласит:
« Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти модели».
Использование метода моделирования по развитию речи позволило детям добиться 80%уровня развития, а это высокий показатель по подготовке ребенка к школе.
Моделирование при пересказе, рассказывание сказок, придумывание окончаний сказок и моделирование при разучивании стихотворений способствует развитию речи детей, причем нет отрицательных оценок, все фантазии при рассказывании поощряются, что дает стимул рассуждать, думать, не комплексовать, креативно мыслить. « А креативность- это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» ( П.Торренс). И мы готовим детей к будущему с большой буквы.
Литература
Воскобойникова С.А. Как определить и развить способности детей // СПб., 1996
Компанцева Л.В., Подашуль Н.В. Развитие художественно-творческих способностей у детей // Москва 1996
Мурашковская И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки, 1995
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}