kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Моделирование как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование связной речи у детей относится к одной из важнейших задач работы с дошкольниками.

    Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

   Сегодня мы хотим поделиться опытом, как развивать связную речь дошкольника, используя модельные схемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №44»









Моделирование как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста











Подготовила и провела:

Воспитатель: Ванина Е.А.











г.о. Саранск 2016



Моделирование как метод развития

связной речи у детей дошкольного возраста

Опыт работы воспитателя «МДОУ Детский сад №44»

Ваниной Елены Александровны

Формирование связной речи у детей относится к одной из важнейших задач работы с дошкольниками.

Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Сегодня мы хотим поделиться опытом, как развивать связную речь дошкольника, используя модельные схемы.

Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. В деятельности взрослых людей наглядно- пространственные модели выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков.

В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование?

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

В своей работе мы используем наглядные модели и приходим к выбору, что они наиболее применимы, и продуктивны, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношение между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

Работа с модельными схемами начиналась со средней группы. Вначале это было разыгрывание литературных произведений с помощью наглядных моделей и предметов – заместителей, их внимание на строение произведения. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогали детям установить смысловые связи между ними.

В старшей и подготовительной к школе группе началась работа по построению и использованию наглядных схем, моделей.

1. Первый этап работы:

а) Прослушивание выразительного чтения произведения.

б) Ответы на вопросы.

в) Разыгрывание сюжета в настольном театре или по ролям.

г) Рассматривание иллюстраций к произведению.

д) Далее при рассказывании сказки, ее обыгрыванием воспитатель может заменить какой – ни будь сюжет, или героя сказки на предмет – заместитель. Например, если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на геометрическую форму- квадрат, и т.д.

2.Второй этап работы:

а) Отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, т.е. мы предлагаем ребенку прослушать рассказ.

б) Беседа по тексту.

в) Рассматривание иллюстраций.

г) Предлагаем в помощь готовую модельную схему и показываем, как можно последовательно составить рассказ.

д) Далее идет цикл совместной работы педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством взрослого дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь. При этом взрослый ни коем случае не предлагает что-то конкретное, а только советует, направляет, предлагает, и дает возможность ребенку самому проявить инициативу.

3.Третий этап работы:

a) Дети самостоятельно выбирают модели, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

На занятиях мы используем комплекты моделей, придуманных вместе с детьми. Это комплекты моделей: «Животные и птицы», «Растения», « Природные явления». Можно сделать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

- модель должна отображать образ предмета;

- рассказывать существенное об объекте;

- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она им понятна.

4. Четвертый этап работы.

Работа педагога и ребенка является самостоятельным изображением модели на бумаге данного произведения. Например, воспитатель читает литературный текст, а ребенок создает (рисует) элементы модельной схемы к произведению.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка со взрослым к его собственному творчеству.

5. Пятый этап работы.

Использование наглядных моделей при сочинении сказки.

Прежде чем создать готовое произведение, например сказку, писатель придумывает сюжет, главных героев, концовку и пишет план своего произведения. Поскольку дети не умеют еще писать, они могут нарисовать план своей сказки. Здесь важно научить ребенка использовать не детальные рисунки, а условные обозначения персонажей и атрибутов сказки, помочь в создании условного произведения.

После подобных развивающих занятий дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражаются собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Мы создали книгу « Экологические сказки» совместно с детьми и родителями.

6. Шестой этап работы.

Использование модельных схем при заучивании стихотворений.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это привело к тому, что дети стали более отчетливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Так например Жора М (7 лет) сказал: « Я сначала думал, какие слова названы были, вспомнил их, но не все. Затем посмотрел на модель. Вспомнил и слова».

Ведь одно из правил укрепления памяти гласит:

« Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти модели».

Использование метода моделирования по развитию речи позволило детям добиться 80%уровня развития, а это высокий показатель по подготовке ребенка к школе.

Моделирование при пересказе, рассказывание сказок, придумывание окончаний сказок и моделирование при разучивании стихотворений способствует развитию речи детей, причем нет отрицательных оценок, все фантазии при рассказывании поощряются, что дает стимул рассуждать, думать, не комплексовать, креативно мыслить. « А креативность- это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» ( П.Торренс). И мы готовим детей к будущему с большой буквы.



Литература

  1. Воскобойникова С.А. Как определить и развить способности детей // СПб., 1996

  2. Компанцева Л.В., Подашуль Н.В. Развитие художественно-творческих способностей у детей // Москва 1996

  3. Мурашковская И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки, 1995

  4. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества, 2006


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Моделирование как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста

Автор: Ванина Елена Александровна

Дата: 28.05.2017

Номер свидетельства: 419061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта работы по теме «Интеллектуальные – карты» - как метод развития связной речи у детей 4 – 5 лет»."
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchenie_opyta_raboty_po_teme_intellektualnye_karty_kak_metod_razvitiia_svia"
    ["file_id"] => string(6) "562834"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1604857283"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Использование новых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "197766"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428310392"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) ""Использование интерграции НОД. как средство развития творческих способностей детей." "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-intierghratsii-nod-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "210073"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431361169"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование интеграции НОД,  как средство развития творческих способностей детей. "
    ["seo_title"] => string(92) "ispol-zovaniie-intieghratsii-nod-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "210075"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431361433"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства