Методические рекомендации по трудовому воспитанию детей в детском саду
Методические рекомендации по трудовому воспитанию детей в детском саду
Методические рекомендации трудового воспитания помогут педагогам в перспективном и календарном планировании работы с детьми, позволят последовательно и системно организовать работу по трудовому воспитанию на основе созданной предметной развивающей среды для каждого вида труда. Воспитатели могут менять планирование работы с учетом алгоритма усвоения детьми конкретных трудовых навыков, умений, действий в каждой возрастной группе по всем четырем видам труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по трудовому воспитанию детей в детском саду»
Методические рекомендации трудового воспитания детей в детском саду
Воспитатель Саенко Т.Н.
МДОУ д/с комбинированного вида №53 «Солнышко»
Методические рекомендации трудового воспитания помогут педагогам в перспективном и календарном планировании работы с детьми, позволят последовательно и системно организовать работу по трудовому воспитанию на основе созданной предметной развивающей среды для каждого вида труда. Воспитатели могут менять планирование работы с учетом алгоритма усвоения детьми конкретных трудовых навыков, умений, действий в каждой возрастной группе по всем четырем видам труда.
В сводных таблицах задач и содержания работы по каждому виду труда шрифтом выделены те, которые являются новыми для каждой возрастной группы в сравнении с предыдущей, что поможет педагогу своевременно приступить к работе по реализации новых задач трудового воспитания и продолжать работу над уже знакомыми, до полного формирования устойчивости трудовых навыков у детей.
В таблицах алгоритмов ознакомления детей с доступными им трудовыми операциями и действиями также выделены те трудовые навыки, которыми дети должны овладеть в данной группе в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Воспитатели смогут осуществлять самоанализ своей педагогической деятельности по организации трудового воспитания детей и педагогическую диагностику усвоения детьми образовательной программы по разделу «Трудовое воспитание».
В основу диагностики детей вместо традиционно-привычного диагностирования по уровням (высокий, средний низкий) положен принцип, позволяющий определить степень активности и успешности по отношению ребенка данному виду труда {активен или неактивен) и результату овладения им (успешен) или неовладения трудовыми операциями, действиями, навыками (неуспешен).
Цель: Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.
Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.
Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.
Виды труда дошкольников
Самообслуживание.
Хозяйственно-бытовой труд.
Труд в природе.
Ручной труд.
Формы организации труда
Поручения
Дежурства.
Коллективный труд (общий, совместный).
Методический комментарий
Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд в старшей и подготовительной группах.
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам.
В силу психологических особенностей дети младших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.
Основной формой объединения детей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.
Во второй половине года в средней группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности. Наиболее широкое применение разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Широко он используется только в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возрастные возможности детей позволяют воспитателю решить более сложные задачи трудового воспитания:
• приучать детей договариваться о предстоящей работе;
• работать в нужном темпе;
• выполнять задание в определенный срок.
В старшей группе педагог использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание, а в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание).
В каждой группе необходимо создать условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей. Должен рационально храниться инвентарь и материалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться.
Содержание труда детей, система включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труд, методы и приемы, постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей должны соответствовать требованиям федеральной образовательной программы дошкольного образования.
1 младшая группа
развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
2-я младшая группа
развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.) и трудовые навыки;
воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых;
приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), развивать самостоятельность, уверенность, положительную самооценку.
Средняя группа
формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;
воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях; вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;
развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье.
Старшая группа
формировать представления о профессиях и трудовых процессах; воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;
развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;
знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.
Подготовительная группа
формировать представления о профессиях и трудовых процессах; воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;
развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;
знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.
Методический комментарий
Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.
Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей.
Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания. В старшей группе добавляется ручной труд.
В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.
Самообслуживание
Группы
Задачи и содержание работы
1-я младшая
Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
Обучать детей порядку одевания и раздевания.
Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
Учить правильно надевать одежду и обувь.
2-я младшая
Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.).
Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком..
Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.
Средняя
Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться: приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок — чистить, просушивать,
Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными.
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.
Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).
Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.
Развивать желание помогать друг другу
Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей.
Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места.
Учить опрятно убирать постель.
Подготовительная
Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию.
Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном. К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.
Алгоритмы навыков самообслуживания
Группы
Навыки и умения
Условия для формирования самообслуживания
1-я младшая
1. Самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого).
2. При небольшой помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках.
3. Самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать их в правой руке.
• Формирование навыков самообслуживания тесно взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков и влияет на их совершенствование.
• Алгоритм поможет воспитателю в работе над перспективным планом, в выборе конкретных форм и методов работы для более полного и своевременного формирования всех навыков самообслуживания у детей каждой возрастной группы
Хозяйственно-бытовой труд
Группы
Задачи и содержание работы
1-я младшая
1. Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
2. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы.
2-я младшая
1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал,
2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. 4. Во второй половине года начинать формировать умение выполнять поручение в помощи помочь накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т п.).
Средняя
1. Приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки.
2. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Старшая
1. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки.
2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.
3. Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, убирать посуду после еды.
4. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Подготовительная
1. Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.
2. Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.
3. Учить самостоятельно убирать постель после сна.
4. Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол.
5. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы.
К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.
Методические рекомендации
Работа по формированию у детей навыков хозяйственно-бытового труда взаимосвязана с формированием общей культуры ребенка: правильно сервировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в комнате, на участке.
Овладение трудовыми хозяйственно-бытовыми операциями делает ребенка самостоятельным, готовым к взрослой жизни.
Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом
Группы
Трудовые операции и действия
Условия для хозяйственно-бытового труда
1-я младшая
1. Поднять игрушку поставить ее в шкафчик или другое определенное место.
2. Поставить на стол пустую хлебницу. 3. Поставить на стол салфетницу с салфетками.
1. Игрушки имеют постоянное место в групповой комнате.
2. В группе небьющиеся хлебницы и салфетницы.
2-я младшая
1. Подготовить материалы к занятию: разложить на столе кисточки, дощечки для лепки и пр.
2. Убирать игрушки и предметы на свое место после игр и действий с ними.
3. Раскладывать ложки, вилки, тарелки, чашки, ставить сапфетницы, хлебницы (со 2-й половины года).
1. Все игрушки, предметы имеют постоянное место.
2. Материалы для занятий имеют определенное место, размещены удобно и доступно для детей.
3. Фартуки дежурных.
4. Ложки и вилки расположены ручкой вверх в емкостях для хранения.
5. Чашки с ручкой, блюдца.
Средняя
1. Убирать игрушки и строительный материал в отведенное им в группе место.
2. Подклеивать книги, коробки.
3. Самостоятельно выполнять обязанности дежурных (полная сервировка стола).
1. Постоянное место в группе для игрушек и строительного материала.
2. Уголок дежурных (число дежурных по количеству сервируемых столов).
3. Материал и оборудование для подклеивания книг, коробок (кисточки для клея, ножницы, салфетки, клей).
Старшая
1. Протирать игрушки и учебные пособия.
2. Мыть игрушки, строительный материал.
3. Уметь наводить порядок на участке: подметать и убирать от мусора дорожки, очищать их от снега.
4. Поливать песок в песочнице.
5. Самостоятельно и добросовестно осуществлять полную сервировку стола.
6. убирать посуду после еды.
7. Самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий.
8. убирать после занятий, мыть кисточки, розетки для красок, палитру. 9. Протирать столы.
1. Детские метлы, совки.
2. Деревянные лопатки для снега.
3. Ведра, лейки для полива песка в песочнице.
4. Тазики, тряпки (губки).
5. Уголок дежурных по столовой (по занятиям).
6. Фартуки дежурных.
7. Щетки-сметки, совок.
8. Губки (тряпки) для протирания столов.
9. Постоянное место для хранения каждой игрушки, игрового и строительного материала.
10. Бумага, ножницы, клеевые кисти, картон (для подклеивания книг, коробок).
Подготовительная
1. Поддерживать порядок в группе и на участке (постоянно и своевременно).
2. Мыть игрушки, строительный материал.
3. Подметать дорожки и очищать их от снега.
4. Поливать песок в песочнице.
5. Самостоятельно убирать постель после сна.
6. Полностью сервировать стол.
7. Раздавать второе и третье блюда.
8. Убирать посуду после еды
9. Подметать пол в группе.
10. Самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий.
11. Убирать материалы после занятия.
12. Мыть кисточки, розетки, палитру
13. Протирать столы.
1. Постоянное место для игрушек, игрового и строительного материала.
2. Тазики, тряпки (губки).
3. Детские метлы, совки.
4. Деревянные лопатки для снега.
5. Ведра, лейки для полива песка в песочнице.
6. Рисуночный алгоритм уборки постели
7. Раздаточный стол (для вторых и третьих блюд и пустой посуды).
8. Фартуки дежурных
9. Веник.
10. Определенное место для хранения материалов для занятий.
Труд в природе
Группы
Задачи и содержание работы
1-я младшая
1. Приучать в помещении и на участке помогать взрослым ухаживать за растениями и животными.
2-я младшая
Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.
Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи.
3. Расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеечек
Средняя
Продолжать учить детей кормить рыб, поливать растения, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).
Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время.
Привлекать детей к подкормке зимующих птиц.
4. Приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).
5. Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).
Старшая
Учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы.
Приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.
Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.
Зимой учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарников.
Вместе со взрослыми выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды.
Помогать взрослым делать фигуры и постройки из снега.
Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады.
8. Летом привлекать детей к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
Подготовительная
Воспитывать любовь к растениям и животным.
Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы, поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм.
Приучать самостоятельно заботиться о животных и растениях в уголке природы. !
Осенью привлекать детей к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, к перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.;
Зимой сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, с помощью воспитателя выращивать цветы, к праздникам.
Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады. ,
7. Летом привлекать детей к рыхлению почвы, к прополке и окучиванию, поливу грядок и клумб. К концу года дети могут: осуществлять простые виды трудовой деятельности в природе, по уходу за: животными, растениями на участке в соответствии с сезонными и погодными условиями
Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями
Группы
Трудовые операции и действия
Условия в группе для труда в природе
1-я младшая
1. Помогать взрослым ухаживать за растениями и животными на участке.
1. Природный уголок: растения, животные, оборудование для ухода за ними.
2. Календарь погоды.
3. Картинки: времена года, растения, животные.
2-я младшая
1. Кормить птиц, рыб {с помощью взрослых).
2. Поливать комнатные растения, растения на грядках.
3. Сажать лук, фасоль, горох, подсолнухи, огурцы.
4. Собирать урожай овощей на грядке.
5. Расчищать дорожки, скамейки от снега.
1. Природный уголок: комнатные растения и животные. (зимний сад)
2. Календарь погоды.
3. Детский огород. Этикетки для грядок.
4. Мини-огород на окне (зимой).
5. Оборудование для ухода за растениями и животными в группе и на участке.
6. Картинки: времена года, растения, животные.
Средняя
1. Поливать и опрыскивать растения; рыхлить почву.
2. Кормить рыб, птиц (при участии воспитателя).
3. Мыть поилки
4. Выращивать зеленый корм для птиц в зимнее время (с помощью воспитателя).
5. Подкармливать зимующих птиц (с помощью воспитателя). 6. Сеять семена, поливать рассаду, прореживать, пропалывать, собирать урожай.
7. Приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очистка, просушивание).
1. Природный уголок
( зимний сад): растения, животные, оборудование для ухода за ними.
2. Паспорта растений.
3. Календарь погоды.
4. Детский огород. Этикетки для грядок.
5. Детские лопатки, грабли, ведра, лейки.
6. Мини-огород на окне (зимой).
7. Кормушки для птиц на участке.
Старшая
1. Выполнять поручения по уходу за растениями и животными в уголке природы.
2. Выполнять обязанности дежурного в уголке природы (полив, рыхление, опрыскивание и т д.).
3. Собирать урожай на грядке.
4. Пересаживать цветущие растения из грунта в уголок природы.
5. Сгребать снег к стволам деревьев и кустарников.
6. Выращивать корм для птиц, животных.
7. Сажать корнеплоды.
8. Делать фигурки, постройки из снега.
9, Сеять семена овощей (укропа, моркови и т. д.) и цветов.
10. Высаживать рассаду в грунт.
11. Рыхлить почву, поливать грядки и клумбы (с помощью взрослых).
12. Собирать растения для гербария.
13. Собирать природные материалы для коллекции.
14. Наблюдать за погодными и атмосферными явлениями.
1. Природный уголок
( зимний сад): растения, животные, оборудование для ухода за ними. 2. Паспорта растений и животных. 3. Календарь погоды. 4. Фенологический календарь. 5. Детский огород. Этикетки для грядок. 6. Детское оборудование для работы на огороде и на участке: лопатки, грабли, ведра, лейки, метлы, скрепки, носилки. 7. Мини-огород на окне (зимой). 8. Кормушки для птиц на участке. 9. Коллекции: • «летающих» семян, семян-«пассажиров», других семян и плодов; • соцветий (корзинка, зонтик и т.д.); • камней, песка, глины, почвы; • листьев, коры деревьев, лишайников и мхов. 10. Лаборатория
Подготовительная
1. Ухаживать за питомцами уголка природы.
2. Ухаживать за комнатными растениями с учетом их потребностей.
3. Собирать природный материал на участке.
4. Собирать семена дикорастущих растений для подкормки птиц зимой.
5. Собирать листья и растения для гербария.
6. Пересаживать цветущие растения с участка в уголок природы (ноготки, астры).
Самостоятельно выполнять обязанности дежурного в уголке природы (полив растений, рыхление почвы, мытье кормушек, подготовка корма).
Собирать урожай на детском огороде.
Помогать устраивать в группе выставки овощей, выращенных на детском огороде.
Перекапывать грядки.
Выкапывать луковицы, клубни цветов.
Сгребать снег к стволам деревьев и кустарников.
Выращивать цветы к праздникам (с помощью воспитателя).
Высаживать рассаду, корнеплоды, ухаживать за ними.
Окучивать растения, пропалывать.
Наблюдать за погодными и атмосферными явлениями.
Опыты, эксперименты, наблюдения.
Работа на фитоогороде
1. Природный уголок
( зимний сад): растения, паспорта на них; животные, оборудование для ухода за ними.
2. Календарь погоды. Фенологический календарь.
3. Детский огород. Этикетки
4. Хозяйственный детский инвентарь.
5. Мини-огород на окне (зимой). 6. Кормушки для птиц на участке.
7. Коллекции:
семян;
соцветий;
камней, песка, глины, почвы;
листьев, коры деревьев, лишайников и мхов.
Лаборатория.
Метеоплощадка: флюгер, дождемер (из пластиковой бутылки). .
10. Фитоогород
Ручной труд
Группы
Задачи и содержание работы
Старшая
Развивать у детей желание заниматься ручным трудом.
Приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях.
Учить детей делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т. д.), сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей, украшения на елку.
4. Привлекать к участию в ремонте книг, настольно-печатных игр и других пособий и приучать рационально расходовать материал
Подготови-тельная
Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом. Приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях.
Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т. д.), сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей, украшения на елку.
Привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробочки, счетный материал и пр.), в ремонте книг, настольно-печатных игр.
Учить экономно и рационально расходовать материал
Учить детей пользоваться иглой, выполнять швы «вперед иголку» и «через край», пришивать пуговицы.
К концу года дети могут: изготовлять игрушки, пособия для игр и занятий из разных материалов.
Алгоритмы навыков ручного труда
Группы
Умения и навыки
Условия для ручного труда в группе
Старшая
1. Знать виды бумаги (плотная, тонкая, картон) и ее конструктивные свойства (бумагу можно складывать, сгибать, разрезать, склеивать, сминать). 2. Знать виды природных материалов (листья, ветки, желуди, орехи, шишки, солома, лоза и др.) и их конструктивные свойства для изготовления поделок, игрушек. 3. Использовать бросовый материал для изготовления игрушек, сувениров. 4. Делать выкройки изготавливаемого предмета, используя готовые лекала. 5. Сгибать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для елочных гирлянд). 6. Делать игрушки из бумаги, согнутой пополам, приклеивая к основной форме детали (домик, автобус).
Делать из природного материала простые поделки, используя для скрепления частей клей, пластилин, медную проволоку (еж, лодочка и др.).
8. Уметь, рассматривая природный материал, видеть в нем какой-либо образ
1. Лекала, линейки, выкройки.
2. Ножницы.
3. Кисти с жестким ворсом.
4. Клей.
5. Проволока в цветной оболочке.
6. Шило (хранится у воспитателя).
7. Бумага плотная, тонкая, картон.
8. Природный материал.
9. Бросовый материал.
10. Подставки для кистей, клееночки, салфетки.
11. Пластилин (для скрепления природного материала).
Делать аккуратные сгибы, сгибать лист пополам по горизонтали, вертикали, диагонали.
Делить лист бумаги на 16 равных частей при изготовлении корзинки, гаража, коробки.
Преобразовывать квадрат в куб.
Складывать полоску бумаги гармошкой и вырезать из нее несколько одинаковых фигур.
Складывать круг по диаметру, склеивать конус
Закручивать круг и полукруг в конус.
Вырезать круг по контуру (парашют, вьетнамская шапочка, матрешка).
Переплетать бумажные полоски.
Скреплять детали клеем, медной проволокой.
Складывать квадратные формы по диагонали (елочные гирлянды).
Закручивать прямоугольник в цилиндр.
13. Изготовлять различные фигурки из бумажных цилиндров, объединять их в маленькие композиции (лиса и заяц, мальчик и собака и др.).
Конструировать из готовых форм (спичечных коробков) автобус, мебель (стол, стул, диван).
Использовать основные базовые формы техники «оригами»: «простой треугольник», «двойной треугольник», «воздушный змей».
Делать простые, но выразительные фигурки из природного материала (рыбка, поросенок, петушок).
Изготавливать различные поделки из природного материала по замыслу, подбирая материал с учетом его форм, цвета, фактуры в соответствии с замыслом.
Изготавливать сюжетные поделки: гномик в лесу, ежиха с ежатами, колобок на пеньке.
Делать из поролона несложные игрушки (снеговик, цыпленок, зайчик, неваляшка).
Рассматривая природный материал, строить образы поделки способом «опредмечивания» и приемом «надстраивания».
Изготавливать игрушки-самоделки из различных материалов (катушка, проволока в цветной оболочке, паралон, пенопласт и др.)
Укреплять фигурки на подставке.
Выполнять швы «вперед иголку» и «через край».
Пришивать пуговицы.
Бумага плотная, тонкая, картон.
Подставки для кистей, клееночки, салфетки.
Ножницы.
Кисти с жестким ворсом.
Клей.
Проволока в цветной оболочке.
Шило, иголки (хранятся у воспитателя).
Лекала, линейки, выкройки.
Природный материал.
Бросовый материал.
Пластилин.
Нитки разных цветов.
Пуговицы.
Ткани, резинки, тесьма.
Детские швейные машинки.
Коробка для хранения предметов для шитья.
Рисунки для вышивания.
Пяльцы.
Альбом с образцами тканей.
Схемы, рисунки, модели и образцы поделок.
Методические рекомендации
Педагогу следует обратить внимание на то, что основные навыки ручного труда активно формируются в старшей группе. В подготовительной группе формируется умение использовать приобретенные навыки самостоятельно, применяя полученный в старшей группе опыт ручного труда для изготовления по собственной инициативе игрушек для сюжетно-ролевых игр и сувениров.
В подготовительной группе обучают детей навыкам работы с иглой, первоначальным, элементарным приемам шитья.
Все умения и навыки ручного труда основаны на приобретении детьми опыта познания конструктивных свойств различных материалов (бумаги, картона, проволоки, бросового и природного материалов) и их использования для изготовления поделок, игрушек, сувениров.
Основные приемы работы с бумагой: сгибание, складывание, разрезание, вырезывание, склеивание, сминание.
Все навыки и умения у детей формируются в процессе изготовления поделок, и чем разнообразнее их тематика, используемый для этого материал, тем больший уровень навыков и умений ручного труда будет сформирован у детей. Все это должно быть учтено воспитателем при составлении перспективного плана работы по ручному труду
Целевые ориентиры
К концу 4 года
развивается интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, формируются представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.) и трудовые навыки;
Концу 5 года жизни
Проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; отражает эти представления в играх; способен использовать обследовательские действия для выделения качеств и свойств предметов и материалов, рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан; самостоятелен в самообслуживании; стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками.
концу 6 года жизни
Активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, применению техники, современных машин и механизмов в труде; бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых; самостоятелен, инициативен в самообслуживании; с готовностью участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда.
к концу 7 года жизни
Проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру, созданному человеком; отражает представления о труде взрослых в играх, рисунках, конструировании; проявляет самостоятельность и инициативу в труде; самостоятелен и ответственен в самообслуживании; добросовестно выполняет трудовые поручения в детском саду и в семье.
Критерии оценки реализации задач по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста:
Создание предметно- развивающей среды:
Наличие оборудования для каждого вида труда и целесообразность его размещения.
Соответствие оборудования требованиям СанПиНа.
Знания, умения, навыки детей.
Владение детьми трудовыми умениями и навыками в соответствии с задачами трудового воспитания .
Наличие интереса, самостоятельности и активности детей.
Использование детьми умений и навыков в самостоятельной трудовой деятельности.
Знания детей о трудовой деятельности взрослых
Работа с родителями.
Организация совместной деятельности (досуг, занятия, совместные акции и т д.).
Педагогическое просвещение родителей по трудовому воспитанию детей. Создание единого образовательного пространства семьи и детского сада.
Семинары-практикумы по обучению родителей навыкам совместной деятельности с детьми.
Педагогическая диагностика усвоения детьми задач по трудовому воспитанию
Диагностика, как количественная оценка и качественный анализ всех педагогических процессов, позволит в осуществлении трудового воспитания детей соблюдать принцип индивидуальности в подборе форм и методов конкретных трудовых поручений для каждого ребенка.
С целью выявления уровня сформирования трудовых навыков и умений детей может быть осуществлена педагогическая диагностика по каждому виду трудовой деятельности детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой ручной труд и труд в природе.
В основу методики этой педагогической диагностики может быть положено два основных критерия:
1. Отношение ребенка к данному виду труда (активен или неактивен).
2. Результат усвоения ребенком способов выполнения трудового действия, навыка (успешен или неуспешен).
Результаты
Активен — неуспешен — говорит о том, что у ребенка есть интерес к трудовой деятельности, но он не освоил способы выполнения определенного трудового действия.
Неактивен — неуспешен — у ребенка не только не сформированы навыки определенного трудового действия, но и отсутствует интерес к определенному виду трудовой деятельности.
Неактивен — успешен — ребенок не проявляет интереса и желания участвовать в доступной ему трудовой деятельности, но при побуждении его к ней со стороны взрослого справляется с трудовым поручением, так как освоил определенные трудовые действия, владеет навыками данного вида труда.
Активен — успешен — это самый высокий результат и говорит с полном усвоении ребенком Программы трудового воспитания, так как у него сформированы интерес и навыки, не обходимые для определенной трудовой деятельности.
Литература
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
Толщина Н. С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ — М.: Скрипторий, 2004.
Толщина Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. — М.: Скрипторий, 2008.
Козлова С. А., Куликова Т. А, Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2002.
5 Приходько Е. Г., Малышевич Т. В. Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. — Краснодар: Мир Кубани, 2006
6Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле. — М.: Просвещение, 1987.
7Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
8Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду — М.: Просвещение, 1987.
9Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2002.
10Комарова Т. С. Дошкольное художественное творчество. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.
11Комарова Т. С, Савенков А. И.Коллективное творчество дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
12Комарова Т. С, Филлипс О. Ю,Эстетическая развивающая среда. — М.:Педагогическое общество России, 2005.
13Комарова Т. С, Куцакова А. В.,Павлова А. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.
14 Куцакова А. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. — М.: ТЦ «Сфера», 2002.
15Макарова Н. Р. Секреты бумажного листа: Рабочая тетрадь по художественному труду. — М.: Мозаика — Синтез, 2004.
16Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.
17Парамонова А. А. Детское творческое конструирование. — М.: Карапуз, 1999.
18Тарловская Н. В., Топоркова А. А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. — М.: ВЛАДОС, 2004.