Мероприятие с родителями на тему "Семейные традиции и семейные правила".
Мероприятие с родителями на тему "Семейные традиции и семейные правила".
Мероприятие на тему "Семейные традиции и семейные правила" разработано для родителей детей старшего дошкольного возраста с целью формирования ответственности родителей за воспитание и развитие несовершеннолетних детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Словесные (неоконченные предложения, беседа, обсуждение в группах, выступление в роли обучающего, пояснение, дискуссия, мозговой штурм, активное слушание).
Практические (игра, аппликация, упражнение, работа в малых группах, разминка).
Оборудование: стулья по количеству участников, два стола, листы для записей имен по количеству родителей (половина листов круглой формы, половина листов квадратной формы), булавки по количеству родителей для закрепления листов с именами на одежде, лист бумаги формата А4 с надписью «Семейные традиции», лист бумаги формата А4 с надписью «Семейные правила», тарелочки по количеству родителей (в каждой тарелочке: шариковая ручка, клей карандаш, полоски бумаги по 7 см в длину и 1 см в ширину желтого и голубого цветов по 10 штук каждого цвета), детские рисунки «Мой дом», мольберт, магниты, видеоролик «Особый день в моей семье», проектор, компьютер, экран, цветок-ромашка с вопросами на лепестках, маркеры, памятка «Семейные традиции», памятка «Семейные правила», анкета «Эффективность групповой работы», мяч.
Предварительная работа:
изучение литературы по данной теме;
создание видеоролика высказываний детей на тему «Особый день в моей семье»;
изготовление детьми рисунков на тему «Мой дом»;
изготовление цветка-ромашки с вопросами на лепестках;
разработка анкеты «Эффективность групповой работы»;
подготовка оборудования к проведению мероприятия.
Основные направления работы:
диагностическая работа: анкетирование с целью выявления эффективности групповой работы, самоанализ имеющихся семейных традиций, семейных правил, их влияния на развитие и воспитание детей, наблюдение за опытом воспитания с помощью семейных традиций и правил, опрос с целью выявления результатов работы;
консультирование: оказание помощи в формировании знаний о семейных традициях и семейных правилах, их значимости в развитии и воспитании детей, снятии эмоционального напряжения;
просветительская работа: ознакомление родителей с мнением детей;
коррекционно-развивающая работа: оказание помощи в преодолении трудностей в воспитании своих детей через закрепления знаний в практической деятельности, игровой ситуации, выполнении упражнений, развитие рефлексии;
приветствие (формирование позитивного настроя, установки на групповую работу и сплочение группы);
основная часть (повышение уровня активности, снятие эмоционального напряжения, формирование мотивации на сотрудничество, комплекс психологических упражнений и приёмов, направленных на решение задач занятия, продуктивная деятельность);
рефлексия занятия (оценка результатов работы, осознание участниками полученного опыта, получение обратной связи для психолога по эффективности групповой работы);
прощание (подведение итогов занятия, закрепление участниками полученных открытий, определение целей дальнейших действий по оптимизации детско-родительских отношений).
Ожидаемый результат:
повышение родительской компетентности;
формирование позитивных интересов (в сфере досуга, в том числе совместного детско-родительского взаимодействия);
формирование мотивации родителей к взаимодействию со специалистами.
Продолжительность: 1 час 20 минут
Место проведения: музыкальный зал детского сада.
Ведущий: педагог-психолог Алексеева Е.В.
Ход занятия.
1. Приветствие.
Психолог: «Здравствуйте, уважаемые родители, я рада вас приветствовать. Сегодня встреча направлена на выявление значения семейных традиций и семейных правил в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Я прошу вас написать на выбранном листочке свое имя, как можно будет к вам обращаться во время занятия, а также подумайте, что вы ожидаете от нашей встречи».
Родители на листочках пишут свое имя, как можно к ним обращаться во время занятия.
Психолог: «Каждый по очереди, называя свое имя, сообщите свои ожидания от занятия».
Каждый родитель по очереди называет свое имя и сообщает о своих ожиданиях от занятия.
Психолог: «Я жду, что во время нашей встречи вы будете активно участвовать в предложенных заданиях и презентовать свое мнение. Если вы с чем-то не согласны, то прошу вас изложить свою позицию в доброжелательной форме».
2. Основная часть.
Упражнение «Закончи предложение».
Психолог: «Из далеких времен до нас дошли пословицы и поговорки о доме и семье. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте».
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
6. Семья – ключ к … (счастью).
Психолог: «Какие чувства и эмоции передают эти пословицы и поговорки о доме и семье?».
Психолог обобщает ответы родителей: «С давних пор о доме и семье говорили с добротой и любовью».
Упражнение «Мозговой штурм».
Группа родителей делится на две подгруппы по форме листочков, выбранных ими для записи своего имени. У каждой подгруппы лист бумаги А4 и шариковая ручка. На листе первой подгруппы написано «Семейные традиции», на листе второй подгруппы - «Семейные правила».
Психолог: «Перед вами листы бумаги, на которых у первой подгруппы написано семейные традиции, у второй подгруппы - семейные правила. Сейчас каждая подгруппа в течение 5 минут записывает определение, виды и значение на воспитание ребенка, т.е. какие положительные черты характера воспитываются у ребенка, первая подгруппа с помощью семейных традиций, вторая подгруппа – семейных правил. Приветствуются количество идей, взлеты воображения. В каждой подгруппе выберите, кто из вас будет секретарем, записывать все идеи, нельзя терять ни одной».
После окончания времени работы, идет поочередное представление результатов каждой подгруппой. Листы с записями размещаются на мольберте.
Психолог обобщает ответы родителей: «Семейные традиции – это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи, как главной основы общества.
Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Вот, примеры некоторых семейных традиций:
Секретное рукопожатие или семейные объятия – придают уверенность особенно в важные и трудные минуты жизни.
Сказка на ночь или вечерняя прогулка – успокаивают нервную систему и вселяют умиротворение.
День футбола (другого вида спорта) – организует совместный детско-родительский досуг.
Семейный фотоальбом – сохраняет приятные моменты в жизни и формирует чувство принадлежности к семье.
Совместное проведение праздников – дает возможность поделиться счастьем и радостью с родными людьми.
Совместное принятие пищи – сплачивает семью.
Добрые пожелания – создают атмосферу любви.
Семейные правила – это маленькие законы, которые показывают, что в семье позволено, а что нет, что считается хорошим и плохим.
Семейные правила помогают семье лучше ладить, делают жизнь более прогнозируемой, позитивной и мирной для всего семейства.
Формулирование правил – это возможность для всех членов семьи, в том числе и для детей, научиться обозначать свои границы, а также научиться сообщать близким о своих потребностях, тем самым заботиться и о себе, и о семейном климате.
В каждой семье свои правила. Вот, примеры некоторых семейных правил:
Выслушивать мнение или сообщение, которое говорится, и только потом отвечать.
Говорить дома спокойным голосом.
Держать свое слово.
Складывать одежду сразу.
Убирать за собой посуду.
Убирать беспорядок, если устроил его.
Попросить, а не просто взять, если хочешь, что-то одолжить.
Ложь недопустима.
Презентация видеоролика высказываний детей на тему «Особый день в моей семье».
Психолог: «Предлагаю вам посмотреть видеоролик, в котором ваши дети вспоминают и рассказывают о ситуациях, когда они всей семьей были в интересном месте или отмечали какой-нибудь праздник, или это был самый обычный день, но им вместе с вами было хорошо и уютно».
Родители смотрят видеоролик.
Психолог обобщает ответы детей: «Всем детям без исключения нравится быть дома, нравиться быть всей семьей вместе, нравиться дружно проводить время в праздник».
Упражнение «Семейные традиции и семейные правила в моей семье».
Каждому родителю раздается тарелочка с бумажными полосками желтого и голубого цветов в количестве 10 штук каждого цвета, клей карандаш, шариковая ручка.
Психолог: «Сейчас предлагаю каждому родителю записать на желтых листочках семейные традиции, на голубых листочках семейные правила, которые присутствуют в вашей семье».
Родители работают индивидуально в течение 5 минут.
Психолог: «Кто из вас хочет рассказать о своих семейных традициях и семейных правилах?».
По желанию родители зачитывают семейные традиции и семейные правила.
Психолог обобщает ответы родителей: «Можно приводить много примеров разных семейных традиций и семейных правил. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание детей, когда вырастут, перенести их в свою семью».
Аппликация «Солнце и забор».
Каждому родителю раздается рисунок его ребенка на тему «Мой дом».
Психолог: «Перед вами рисунки ваших детей на тему «Мой дом». Приклейте желтые полоски, на которых написаны семейные традиции, в верхней части рисунка в форме солнышка, голубые полоски, на которых написаны семейные правила, в нижней части рисунка в форме забора». Родители выполняют предложенное задание.
По окончании работы психолог: «Обратите внимание на количество лучиков солнца и палочек забора, чего больше солнечных лучиков – семейных традиций, согревающих семью, или палочек забора – семейных правил, защищающих семью? Если вы считаете, что недостаточно семейных традиций или семейных правил в вашей семье, то приклейте пустые желтые или голубые полоски. Придя домой, вы можете с участием всех членов семьи создать новые семейные традиции и семейные правила».
Игра «Ромашка».
Психолог: «У меня в руках цветок – ромашка, на каждом лепестке которого вопрос на тему «Как создать семейную традицию и семейные правила?».
Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и вместе обсуждают ответ, который размещается в виде схематичного изображения на мольберте.
Вопросы на лепестках ромашки
Кто из членов семьи участвуют в установлении семейных традиций и семейных правил?
Психолог обобщает ответы родителей: «Во время установления семейных правил и традиций полезно участвовать всей семье, чтобы не создать впечатление выдвинутых требований. Не участвуют только малыши младше 3-х лет».
Чьи правила и традиции должен включать итоговый список?
Психолог обобщает ответы родителей: «Итоговый список обязательно должен включать правила и традиции, предложенные детьми. Это позволит им ответственно относиться к их выполнению».
Должны ли соответствовать семейные традиции и правила возрастным особенностям и возможностям членов семьи?
Психолог обобщает ответы родителей: «Список предложенных правил и традиций должен соответствовать возрастным особенностям и возможностям членов семьи».
Когда лучше добавлять новые пункты в семейные традиции и правила?
Психолог обобщает ответы родителей: «Для успешного внедрения лучше добавлять новые пункты, согласовывая их с семьёй, когда старые будут исправно использоваться».
Должны ли распространяться принятые семейные традиции и правила на всех членов семьи?
Психолог обобщает ответы родителей: «Чтобы какое-то действие стало традицией или правилом, нужно чтобы распространялось на всех членов семьи».
Должны ли регулярно исполняться принятые семейные традиции и правила?
Психолог обобщает ответы родителей: «Чтобы какое-то действие стало традицией или правилом, его нужно повторять регулярно».
Психолог: «Итак, для создания семейной традиции и правила, необходимо, чтобы в обсуждении участвовали все члены семьи, включая детей старше 3 лет, присоединяя их предложения, которые соответствуют особенностям и возможностям, распространяются на всех членов семьи, исполняются регулярно, добавляются новые пункты, когда старые исправно используются»,
3. Рефлексия.
Упражнение «Для меня сегодня было …».
Психолог: «У меня в руках мяч. Мы будем передавать его друг другу. Тот, у кого в руках мяч, заканчивает фразу «Для меня сегодня было новым или удивительным, или полезным, или интересным, или запоминающимся …».
По окончании упражнения психолог: «В наших с вами руках - вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную. Семейные традиции и семейные правила помогут развить в детях положительные качества, найти взаимопонимание в семье, сделают вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче. Я предлагаем вам памятки, которые помогут вам увеличить или создать семейные традиции и семейные правила».
Анкетирование «Эффективность групповой работы».
Психолог: «Для оценки эффективности групповой работы прошу вас заполнить анкету».
Каждый участник индивидуально заполняет анкету «Эффективность групповой работы».
4. Прощание.
Упражнение «Я желаю себе…».
Участники мероприятия встают в круг.
Психолог: «Наша встреча заканчивается. Предлагаю вам упражнение, которое поможет закрепить ваши открытия. У меня в руках мяч. Мы будем передавать его друг другу. Тот, у кого в руках мяч, громко говорит: «Я желаю себе в отношениях с ребенком…» и произносит, то, что он желает себе. Это довольно важный момент в нашей встрече, и я прошу поддержать стремление наших участников аплодисментами».
По окончании упражнения психолог: «Спасибо всем за активное участие в данном мероприятии».
Самоанализ проделанной работы:
После проведенного наблюдения педагога-психолога в области детско-родительских отношений в семьях воспитанников и консультирования педагогов, было выявлено, что многие родители испытывают трудности в воспитании своих детей.
В результате возникла идея проведения группового занятия с элементами тренинга для родителей.
Психологическое занятие с элементами тренинга необходимо родителям, так как является активной формой психологического сопровождения.
Для эффективности участия родителей в занятии с элементами тренинга была сформирована установка на групповую работу, проведена подготовка к восприятию различных мнений и позиций.
В начале работы было уделено внимание созданию доверительной и доброжелательной атмосферы, чтобы все родители с желанием принимали участие в совместной деятельности, решали проблемные ситуации сообща.
С целью активного включения каждого родителя в процесс занятия, развития умения успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.), актуализации знаний родителей была проведена работа в малых группах.
Презентация видеоролика высказываний детей «Особый день в моей семье» была осуществлена с целью, обратить внимание родителей на значимость семейных традиций и семейных правил для детей, активизировать родителей и сформировать мотивацию на сотрудничество со специалистами детского сада.
Индивидуальная работа по написанию семейных традиций и семейных правил с последующим изготовлением аппликации «Солнце и забор» была осуществлена с целью самодиагностики родителей характера и наличия, недостаточности или отсутствия традиций и правил в своей семье, взаимоотношений в семье, отношений с ребенком, родительской позиции. Презентация родителями семейных традиций и правил осуществлялась с целью обмена опытом воспитания с помощью семейных традиций и правил, повышения педагогической компетентности родителей.
Для активного участия и восприятия информации по созданию семейных традиций и правил была проведена игра, с целью соблюдения имеющихся семейных традиций и правил, а также появлению новых.
В групповом занятии с элементами тренинга был проведен опрос родителей по выявлению результатов: оправдались ли ожидания родителей от мероприятия, что особенно было значимым, полезным, удивительным, какие выводы для себя сделали родители, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Также проведено анкетирование по оценке эффективности мероприятия, в котором выявляются интерес, практичность и полезность темы для родителей, особенности профессиональной деятельности психолога.
Мероприятие завершено закреплением полученных открытий родителями и определением целей дальнейших действий по оптимизации детско-родительских отношений.
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом проведенная работа обладает значительными возможностями позитивного влияния на личностное развитие родителей и оптимизацию детско-родительских отношений.
Важно, чтобы в результате такой работы у родителей появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы.
Вовлечение родителей в деятельность детского сада помогает создать атмосферу взаимной заинтересованности в воспитании и общения с детьми, создавать доверительное отношение к педагогу–психологу.
В перспективе планирую создать проект психологического сопровождения родителей с целью оптимизации детско-родительских отношений. Такие занятия дают возможность участникам обсудить широкий круг проблем, касающихся жизни семьи, внутрисемейных отношений, способов решения различных семейных вопросов.
Список литературы:
Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок …Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб: Речь, 2008.
Веракса Н. Е. Понимаете ли вы своего ребенка?– М.: «Дрофа», 2008.
Кулганов В. А., Верещагина Н. В. Консультирование в работе детского практического психолога.– СПб.: «Детство-Пресс», 2008.
Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему.- М.: Генезис, 2006.- 232с.
Петрановская Л.В. Большая книга про вас и вашего ребенка.- М.: Издательство АСТ, 2017.- 432с.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.