Материал для индивидуальной работы с детьми при проявлении агрессии
Материал для индивидуальной работы с детьми при проявлении агрессии
Игры и упражнения для работы с детьми 5-7 лет, которые проявляют агрессию по отношению к сверстникам. Данные упражнения хорошо использовать при индивидуальной рабое с детьми. они помогают сня агрессивные реакции, снять эмоциональное напряжение и успокоиться. Упражнения помогут развивать у детей рефлексию, т.е. способность анализировать причины и следствия своего поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материал для индивидуальной работы с детьми при проявлении агрессии»
Приложение 7
Материал для индивидуальной работы с детьми 5-7 лет.
«Почему подрались мальчики»
Цель: Развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего поведения.
Педагог показывает рисунок и предлагает придумать, почему подрались мальчики, чем закончилась драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было бы поступить по-другому. Предложить раскрасить рисунок и нарисовать возможный предмет примирения. (Рис. 1.)
«Конкурс художников»
Цель: Разрушить стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.
Педагог готовит черно-белые рисунки агрессивного персонажа. Ребенку предлагается поиграть в художника, который может сделать этот рисунок добрым. Ребенку необходимо пририсовать 2добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпу, красивые игрушки. (Рис. 2)
«Маленькие человечки»
Цель: Способствовать снижению у детей сверхконтроля за проявлением гнева.
Для проведения упражнения взрослый заранее готовит вырезанных из плотной бумаги маленьких человечков: мужчину и женщину. Ребенку предлагается раскрасить их, придумать им имя, а затем разыграть какую-нибудь историю, в которой бы присутствовали злые люди.
«Рисование кусочками»
Цель: Предоставить ребенку возможность проявления реальных чувств.
Это упражнение полезно детям с деструктивной, берущей свое начало в раннем возрасте (от1 до 3 лет) агрессивностью. Такие дети любят любые процессы разрушения – рвать, ломать, резать и т. п. В то же время они могут испытывать трудности в рисовании из-за страха сделать ошибку. Им будет полезно это упражнение.
Ребенку предлагается сначала разрезать листы цветной бумаги на мелкие кусочки, а затем сделать из них любую аппликацию на чистом листе. После этого можно составить рассказ по выполненной аппликации.
«Разговор с руками»
Цель: установление контакта с агрессивным ребенком, снятие негативных состояний, обучение контролю за своими действиями.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите оживить ему свои ладошки: нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что ручки хорошие, они многое умеют делать (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить поделки, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Примечание: если ребенок согласился на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
«Игра с песком»
Цель: снятие напряжения и расслабление мышц рук.
Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.
Повторить игру с песком 2-3 раза.
«Коврик злости»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
В наличии у психолога или в группе детского сада в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью или нашитыми пуговицами). Если ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.
Техника «Разрывание бумаги»
Данная техника позволяет получить хороший терапевтический эффект, т. к. доставляет детям много положительных эмоций, дает выход энергии и агрессивным импульсам, раскрепощает излишне скованных детей, учит выполнять свои обещания, держать слово.
Необходимо иметь старые газеты и журналы либо другую ненужную бумагу.
Перед началом игры у ребенка спрашивают готов ли он убрать после окончания занятия, и объясняется. Что это упражнение позволит ему освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Обсуждаются разные чувства и взывающие их ситуации (3-4 мин.).
После этого ребенок вместе с педагогом начинает разрывать подготовленную бумагу на кусочки и бросать в кучку в центре комнаты. Когда кучка станет большой, ребенок энергично подбрасывает кусочки бумаги в воздух.
Детям нравится делать кусочки из бумаги и прыгать на них, обсыпаться или бросать их горстками в воздух.
Есть дети, проявляющие вербальную агрессию (часто обзывают других детей). Предложить такому ребенку отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.
«Упрямая подушка»
Цель: снятие общей агрессии, негативизма, упрямства.
Подготовить «волшебную, упрямую подушку» (мягкий пуфик) и ввести ребенка в игру – сказку: «Волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют тебя капризничать и упрямиться. Давай, прогоним упрямки!»
Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимается стереотип и эмоциональный зажим).
Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально – от нескольких секунд до 2-3 минут). Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. «Упрямки испугались и молчат в подушке», - отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).