Насилие в школе и его профилактика
Явление жестокого обращения людей друг с другом, насилие над детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира. Проведенные обследования показали, что ежегодно пять детей из каждой тысячи становятся жертвами жестокого обращения.
Школьное насилие — это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам, и в нашей культуре - крайне редко учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.
Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижая его и снижая его самооценку.
Виды эмоционального насилия:
- насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;
- отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).
Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате которого возможно нанесение физической травмы.
К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.
Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:
- физические недостатки. Детей с физическими недостатками — носящих очки, имеющих сниженный слух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя — обижают гораздо чаще;
- особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети или дети с импульсивным поведением. В какой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно;
- особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;
- страх перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых самих были проблемы в школьном возрасте.
- отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
- болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, энурез (недержание мочи);
- низкий интеллект и трудности в обучении. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т. д. Низкая самооценка в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом — насильственному поведению как варианту компенсации.
Больший риск подвергнуться насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей:
- неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к другим детям. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.
- семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие и отрицательно настроенные к миру и школе ребенка, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи этим насильственность ребенка матерью не осуждается и не корректируется.
- властные и авторитарные семьи. Дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.
- семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией.
- семьи с генетической предрасположенностью к насилию. Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них более важно быть успешным в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.
Одной из трудно разрешимых проблем для педагогического коллектива является проблема воспитания у детей миролюбия, гуманного отношения к людям, стремление регулировать конфликтные ситуации или умение их избегать. Разрабатываются разные способы её решения. Безусловно, лучший способ – профилактика.
Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации человека путём применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения.
Применительно к несовершеннолетним профилактическая деятельность может иметь место в двух случаях: когда негативные явления находятся ещё в зародышевом состоянии; когда ещё не проявляются, но высока вероятность их возникновения.
Профилактическая работа заключается в раннем выявлении неблагополучных, агрессивных несовершеннолетних, проблемных семей, в оказании им своевременной педагогической, психологической, социальной и юридической помощи. Целью социальной профилактики является создание предпосылок и условий для формирования нормального адекватного человека. Поскольку социальные отклонения обусловлены многими причинами и проявляются в различных формах, следовательно, профилактические мероприятия должны быть также разнообразны.
В школе внедряются как отдельные элементы профилактики (индивидуальная работа с неблагополучными школьниками), так и система профилактики, предназначенная для всех участников образовательного процесса (уроки социального воспитания, тренинги по конфликтологии, круглые столы, деловые и интерактивные игры, игротерапия, сказкотерапия). В школу привлекаются узкие специалисты для работы с кризисными ситуациями, способными изменить отношение к насилию, сформировать психолого-педагогическую компетентность у детей, учителей и родителей.
В рамках профилактической работы проводятся дискуссии, игры-размышления, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи (секс, наркотики, насилие), санитарно-просветительская работа.
Детям создаются условия, способствующие выплеску агрессивной энергии через социально одобряемые виды деятельности (игры, спорт, досуг).