Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области Речевое развитие в подготовительной к школе группе Тема: Город мастеров. Цель: составление описательного рассказа. Задачи: - учить употреблять в речи существительные в форме Т.п - развивать умение образовывать слова, обозначающие женские профессии с суффиксам –иц-, -ниц-. - развивать наблюдательность и любознательность. - познакомить с образованием сложных слов, обозначающие профессии. Оборудование: презентация. Ход непосредственно организованной образовательной деятельности: Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я вам хочу сегодня предложить отправиться в «Город мастеров» . Это такое место, где живут веселые и трудолюбивые люди. А что это за люди вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Вы готовы? Дети: Да. Воспитатель читает загадки: Мастер он весьма хороший, Кто делает гвозди, подковы Сделал шкаф нам для прихожей. И другие вещи из металла? Он не плотник, не маляр. (Кузнец (2 слайд) Мебель делает… (Столяр (1 слайд) Знает без сомненья. Темной ночью, ясным днем В миг заводит он мотор, Он сражается с огнем. На машине мчит… В каске, будто воин славный, (Шофер (3слайд) На пожар спешит… (Пожарный (4 слайд) Гвозди, топоры, пила, Стружек целая гора. Это трудится работник- Делает нам стулья… (Плотник (5 слайд) Воспитатель: Молодцы! Ребята, жители Города мастеров рады приветствовать вас и хотят узнать, хорошо ли вы разобрались профессиях. Я буду называть профессию, а вы что он умеет делать. - повар что умеет? (готовить, варить, жарить) - учитель что умеет? (учить, читать, писать) - врач что умеет? (лечить, делать уколы) - пожарный что умеет? (тушить пожар) - продавец что умеет? (продавать товары) - водитель что умеет? (управлять машиной) - мотоциклист что умеет? (управлять мотоциклом) - летчик что умеет? (управлять самолетом) - пианист что умеет? (играет на гитаре) Воспитатель: Молодцы! Посмотрите внимательно на картину и составьте полный рассказ (спрашивает 5-6 детей). Воспитатель: У вас получились очень хорошие рассказы. Физкультминутка «Ну-ка летчики, пилоты» Воспитатель: Ребята, жители города просят нас помочь им. Они говорят, что для всех жителей хватило профессии, а как назвать их профессии никто не знает. Мы поможем им? Дети: Да! Воспитатель: - этот человек рыбу ловит, кто он? (Рыболов) - а этот лес рубит, кто он? (Лесоруб) - а этот трубы чистит, он кто? (Трубочист) - а этот землю копает, он кто? (Землекоп) - а этот пчел разводит, кто он? (Пчеловод) Воспитатель: Мы помогли жителям Города мастеров. Но еще в Городе мастеров много мастериц. Как же нам назвать эти профессии? - он певец, а она… певица. - он летчик, а она… летчица. - он художник, а она… художница. - он учитель, а она… учительница. - он писатель, а она… писательница. - он воспитатель, а она… воспитательница. - он переводчик, а она… переводчица. - он фокусник, а она… фокусница. Воспитатель: Молодцы! У меня для вас есть еще одно задание. - кто учит детей читать, писать, чтобы умными стать? - кто шьет из ткани сарафан для Тани? - кто границы охраняет и наш сон оберегает? - кто работает с холодным металлом? - кто билеты проверяет? Воспитатель: Молодцы! Вы со всеми заданиями справились. Но к сожалению на этом наше путешествие заканчивается. Вам понравилось? Что больше всего вам понравилось? Чем мы сегодня занимались? Кому мы помогали?