kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер – класс «Словесные игры для дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

привлечь родителей к важности развития речи в дошкольном возрасте посредством практических упражнений и игр

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Словесные игры для дошкольников»»

Мастер – класс «Словесные игры для дошкольников»

Воспитатель Видинская А.Ю.

МБДОУ д/с №4 г. Ставрополь

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Е. Щукина.

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Задачи:

• Раскрыть значение использования словесных игр для развития ребенка-дошкольника;

• раскрыть содержание словесных игр и упражнений;

• провести практический показ некоторых словесных игр.

Развивающая среда: машинка, мячик, карандаш, конфета, апельсин, книга, коробка, стрелка из бумаги, цветки из бумаги разного цвета, ободок и к нему картинки на темы «Овощи», «Фрукты», «Животные».

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться:
- Односложная, состоящая из одних простых предложений речь, бедная речь;
- Недостаточный словарный запас;
- Слова – «паразиты»;
- Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых;
- Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос, составить рассказ;
- Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

- Не могут логически объяснять, речь не выразительна, плохая дикция, не выговаривают звуки. Это потом скажется на письме.

- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка? (Ответы родителей)
Речь должна быть
- Грамотной
- Понятной
- Выразительной
- Осмысленной
- Богатой
- Эмоциональной и т.д.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
Большое внимание мы уделяем развитию монологической речи детей:
- Составлению творческих рассказов
- Составлению рассказов по картине, по серии картин
- Пересказам
- Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память.

- Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
И, конечно же, главным инструментом, способствующим развитию речевой коммуникации у детей, является игра!
Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребёнок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.

Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.

Большое значение игре придавал А. С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра».

Словесные игры – огромная находка для вас, родители. В них можно играть всегда и везде: на прогулке, по дороге в детский сад и обратно, когда дома моете посуду или готовите кушать, даже во время уборки. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Словесными играми можно занять ребенка в поездке, или в длинной очереди в поликлинику.

Это универсальные и быстрые игры, не требующие подготовки. При этом игры со словами несут в себе огромный потенциал – они помогают развивать связную речь у ребенка, пополняют словарный запас, тренируют память, внимание, быстроту реакции, дети учатся быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли.

Уважаемые родители! Я предлагаю Вам игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.
Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
Первая игра называется «Назови признак предмета».

По дороге в детский сад к любому предмету, который вы видите, подбираете признак, передаем волшебную палочку и называем, например, какой снег (белый, холодный, блестящий, красивый, липкий, рассыпчатый, мягкий, тающий).

- Какая машина? (Легковая, грузовая, новая, большая, красивая, металлическая, быстрая)

Теперь давайте образуем круг, и сейчас, поймав мяч, будем называть действия предметов. (Ведущей выбирается мама ребенка, она называет любой предмет, а мальчики - что предмет делает.)

Далее другая мама называет действия предметов, а девочки – предмет, подходящий по смыслу (Н-р: что светит, висит, шелестит, тикает, ползет, кружится, греет, растет, звенит).

Следующая игра называется «Угадай предмет»

Например, вы готовите ужин и загадываете любой предмет, находящийся на кухне. (Мама загадывает предмет, дети задают вопросы:

- какого цвета?

- какой формы?

- какого размера?

- где находится?

- что делает?

- для чего нужен?

После загадывает ребенок предмет, который может находится в группе, в магазине, в больнице, на улице и т.д.

Третья игра «Угадай по описанию»

В ящик ощущений кладутся предметы: карандаш, конфета, апельсин, книга, мяч. Один ребенок выходит выбирает себе любой предмет и описывает его, не называя название. Отгадавший вытаскивает, определив на ощупь.

Каждый предмет имеет положительные и отрицательные качества.

Вот конфета-это хорошо? Почему?

А может быть, что конфета-это плохо?

Мяч хорошо? А бывает, что плохо?

Вот мы и поиграли в игру, которая называется «Хорошо, плохо»

Игра называется «Почему, потому что».

В середину круга кладется стрелка, мы идем по кругу и произносим слова:

Мы по кругу идем и вопросы задаем,

После отвечаем, речь нашу развиваем.

По окончании слов, на кого укажет стрелка, отвечает на вопрос, начиная со слов: потому что.

- почему осенью много луж?

-почему котенок подошел к блюдечку?

- почему медведь зимой спит?

- почему снег скрипит под ногами?

- почему рыбы живут в воде?

- почему мороженое холодное?

- почему у зайца короткий хвост?

- почему корова дает молоко?

В этой игре можно задавать любые вопросы,

- почему наклеены обои? почему кран металлический? И т.д. Сидите дома перед телевизором и спрашиваете, а потом ребенок вас.


Продолжим знакомиться со словесными играми.

Игра называется «Ищем цветок»

Искать можно любой предмет, игрушку. А сегодня мы будем искать цветы. Вот для наших мам соберем букет цветов. Эта игра закрепляет понятия: на, под, в, за, дети учатся отвечать предложением. (Дети и взрослые закрывают глаза, воспитатель прячет

- первый цветок желтого цвета на модулях

- второй, красного цвета в стаканчике с карандашами

- третий, голубого цвета под стульчиком какого-нибудь ребенка

- четвертый, розового цвета наверху на прищепке

- пятый, фиолетового цвета за книжкой

Дети находят глазами и отвечают предложением, где находится цветок. После один из детей прикрепляет его на магнитную доску, после образуется букет цветов.

Играем в игру «Я умею».

Ребенок называет, кто он по профессии и говорит, что умеет делать, после все изображают это действие. Н-р: «Я летчик, я умею управлять самолетом. Я художник, я умею рисовать картины»

Можно представлять себя и животным, и посудой, и игрушкой, развивается воображение, ассоциативное мышление и связная речь.

Игра называется «Шаги» («Только зелёные слова»)
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
«Волшебная цепочка» или «Ассоциации»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?
Мёд - пчела - цветок - лето - море - кит и т. д.
А сейчас давайте составим новую словесную цепочку. Повар
«Сказочные антонимы».
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить какое-либо название , а дети должны будут угадать истинное название - антоним, истинное название Сказки.
Примеры заданий:
• "Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
• "Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
• "Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
• "Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
• "Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
• "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
• "Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");
• "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");
• "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");
И последняя игра называется Угадаю, кто я»

Мы только начали учиться в нее играть, это пока для детей сложно, поэтому пока роль ведущего принимает взрослый. Берем картинки по теме животные, овощи, фрукты. Ведущий закрывает глаза, ребенок берет любую картинку и вставляет в ободок, после одевает его на голову ведущему, который начинает задавать вопросы:

- Я животное?

- Я фрукт?

- Я сладкий?

- Я круглый? И т.д.

После угадывания ведущим становится мама, потом и ребенок.

Здорово поиграли? Что развивали? Если играть с детьми в такие игры каждый день, мы воспитаем у детей желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке их к школьному обучению.

В заключении хочу дать вам несколько простых, но очень важных рекомендаций :
В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку такие фразы:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали?!
Садись с нами!
Я помогу тебе.
Я очень рада твоим успехам
Расскажи мне, что сегодня с тобой происходило

Любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!

Рефлексия: Давайте мы вернёмся в наше с вами детство. Вы помните своё детство? Во что вы верили в детстве?

Но мы знаем, что волшебниками не рождаются, а волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым. Слышать волшебные звуки, понятные только ему. Но все же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый, – который не потерял в себе волшебника!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер – класс «Словесные игры для дошкольников»

Автор: Видинская Анна Юрьевна

Дата: 24.05.2025

Номер свидетельства: 670440

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Мастер-класс для родителей. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_dlia_roditelei_tema_razvitie_rechi_posredstvom_ispolzovaniia_netrad"
    ["file_id"] => string(6) "491707"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1545241522"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Мастер-класс "Значение словесной игры в развитии дошкольника""
    ["seo_title"] => string(66) "mastier-klass-znachieniie-sloviesnoi-ighry-v-razvitii-doshkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "180965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425285824"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Мастер класс для воспитателей. Опыты и эксперименты с природным материалом"
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_dlia_vospitatieliei_opyty_i_ekspierimienty_s_prirodnym_matierialom"
    ["file_id"] => string(6) "458720"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1519146432"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "конспект мастер-класса на тему "Детям о театре" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-mastier-klassa-na-tiemu-dietiam-o-tieatrie"
    ["file_id"] => string(6) "199479"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428585362"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников ДИПЛОМНАЯ РАБОТА"
    ["seo_title"] => string(102) "narodnyie-traditsii-kak-sriedstvo-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-doshkol-nikov-diplomnaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "248472"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446731527"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства