Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Детям о театре» для детей среднего дошкольного возраста.
Цель моего занятия: ознакомление с городом Саранском – культурный блок. Тема очень актуальна в наши дни. Дети дошкольного возраста недостаточно имеют знаний о своей родине. Для решения данной проблемы в ДОУ составлен перспективный план, подобран наглядный и методический материал.
Я ставлю следующие задачи: закреплять знания детей о родном городе, его улицах, достопримечательностях; развивать творческие способности, умение сравнивать, обобщать и делать выводы; воспитывать культуру поведения. Для этого применяю разнообразные методы: словесные (беседа, вопросы, поэтическое слово); наглядные (фото-материал, клоун); практические (работа с план-картой, д/игра, театрализация).
Использую средства обучения: ширмы, кукол, декорации, элементы театральных костюмов, фото, технические средства (магнитофон).
На протяжении занятия виды деятельности детей сменяются одна за другой, поэтому дети не успевают устать, а театрализация помогает приобщить дошкольников к творчеству, раскрепощению и, конечно же, закреплению знаний.
В первой части занятия я планирую выявить знания о микрорайоне, то есть названия улиц, месторасположение значимых объектов (достопримечательностей); развивать интерес, речь, мышление, используя сюрпризный момент – письмо, создание проблемной ситуации и решение ее путем дидактической игры «Разбитая картина» и работой с план - картой.
В следующей части занятия я с детьми отправляюсь на экскурсию, суть которой выявить знания детей непосредственно о театре кукол «Крошка» и правилах поведения в нем. Здесь мною применяется наглядный материал (фото), доступный пониманию детей дошкольного возраста, что побуждает детей самих вести рассказ - экскурсию и способствует развитию интереса, речи. Демонстрационный клоун с зашифрованными значками создает веселый настрой детей на поисковую деятельность правил этикета в театре.
Последюю часть занятия отвожу для практической деятельности - театрализации. Задачи буду решать следующие: развивать творческие способности, речь, интерес к национальной культуре, а именно фольклору.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект мастер-класса на тему "Детям о театре" »
Музей изобразительных искусств
Муниципального образовательного учреждения
Дополнительного образования детей
«Центр эстетического воспитания детей»
г. о. Саранск Республика Мордовия
педагог дополнительного образования
руководитель музея
Триханова Людмила Георгиевна
Конспект мастер-класса на тему: «Детям о театре» (для дошкольного и младшего школьного возраста)
Программное содержание:
1.Образовательные задачи.
Закрепить знания детей названий и месторасположения улиц, достопримеча-тельностей, о кукольном театре «Крошка», истории его развития, пользе, о людях, которые там работают.
Попробовать себя в роли актера.
2.Развивающие задачи.
Побуждать детей отвечать на вопросы, опираясь на свой собственный опыт. Развивать мышление, воображение, память, кругозор, артистические способности, речь.
Активизировать и обогащать словарный запас детей театральными терминами: декорации, репертуар, афиша, фойе, гардероб.
3.Воспитательные задачи.
Прививать интерес к культуре родного города.
Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Методические приемы:
1.Чтение пригласительного билета 2. Дидактическая игра «Разбитая картина» 3. Работа с план - картой
4. Экскурсия на автобусе
5. Вопросы 6. Показ фото
7. Использование музыкального фона
8. Работа у магнитной доски с фото (рассказ из личного опыта) 9.Сюрпризный момент кукла – Настуша, клоун. 10.Инсценировка
11.Чтение авторского стихотворения (о театре)
Материал:
Письмо: пригласительный билет, план-карта Разрезная картинка: кукольный театр «Крошка», рамка Клоун с жетонами (правила этикета в театре) Руль Куклы театральные на подставке(5 шт.)
Кукла - мордовочка Настуша
Аудиозапись песен о Мордовии, Саранске
Подставка для фото
Доска магнитная, указка
Фото: площадь на ул. Коваленко, ул. Победы, лес, Автовокзал, театр
Шапочки для героев сказки: собака, заяц, волк, медведь, мышь, лягушка, сова, кепка - человеку.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о театрах, родном городе, транспорте, поведении в общественных местах.
Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала» и ее инсценировка.
Заучивание слов на мордовском языке.
Работа с план - картой.
Занятия детей по дидактическим играм.
Уважаемые коллеги!
Предлагаем вашему вниманию мастер-класс «Детям о театре» для детей среднего дошкольного возраста.
Цель моего занятия: ознакомление с городом Саранском – культурный блок. Тема очень актуальна в наши дни. Дети дошкольного возраста недостаточно имеют знаний о своей родине. Для решения данной проблемы в ДОУ составлен перспективный план, подобран наглядный и методический материал.
Я ставлю следующие задачи: закреплять знания детей о родном городе, его улицах, достопримечательностях; развивать творческие способности, умение сравнивать, обобщать и делать выводы; воспитывать культуру поведения. Для этого применяю разнообразные методы: словесные (беседа, вопросы, поэтическое слово); наглядные (фото-материал, клоун); практические (работа с план-картой, д/игра, театрализация).
Использую средства обучения: ширмы, кукол, декорации, элементы театральных костюмов, фото, технические средства (магнитофон).
На протяжении занятия виды деятельности детей сменяются одна за другой, поэтому дети не успевают устать, а театрализация помогает приобщить дошкольников к творчеству, раскрепощению и, конечно же, закреплению знаний.
В первой части занятия я планирую выявить знания о микрорайоне, то есть названия улиц, месторасположение значимых объектов (достопримечательностей); развивать интерес, речь, мышление, используя сюрпризный момент – письмо, создание проблемной ситуации и решение ее путем дидактической игры «Разбитая картина» и работой с план - картой.
Воспитатель: Дети, сегодня почтальон нам принес письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (воспитатель вместе с детьми раскрывает конверт, в котором находятся пригласительный билет, дидактическая/игра «Разбитая картина» - разрезная картинка театра для детей «Крошка» и план-карта). Смотрите, пригласительный билет. «Дорогие друзья, я приглашаю вас в гости, сложив картинку, узнаете куда. Маршрут указан на план - карте». Что за чудеса! Итак, складываем разбитую картину. (Дети выкладывают из частей в рамку картину и вывешивают на доску). Что же у нас получилось?
Дети: Кукольный театр «Крошка». Театр для детей « Крошка».
Воспитатель: Конечно же. Это театр «Крошка». Давайте вспомним, кто там живет?
Дети: В театре живут театральные куклы и Настуша. Это кукла Настуша, наверное, нас пригласила в гости.
Воспитатель: Есть в Саранске теремок:
Он ни низок, ни высок.
Куклы там живут живые,
Да проказники такие -
Сказки разные покажут,
И истории расскажут.
Очень дети любят их,
Туда мам зовут своих.
На чем можно добраться до театра, где живет Настуша?
Дети: До театра «Крошка» можно доехать на автобусе № 6 с остановки Войнова.
Еще можно ехать на газели № 45, садиться надо на улице Миронова.
Воспитатель: Давайте решим: на чем мы поедем.
Дети: Быстрее доехать можно на газели, но мы все не поместимся; поедем на автобусе.
Воспитатель: Итак, транспорт мы выбрали. А где находится волшебный теремок, как добраться нам поможет карта. (Дети с воспитателем рассматривают карту и определяют маршрут следования).
Воспитатель: Найдем наш детский сад. На какой улице он находится?
Дети: Наш детский сад № 20 находится на улице Миронова. Вот он (показывает на карте).
Воспитатель: Из детского сада мы направляемся куда?
Дети: Мы едем на автобусе, значит идем на остановку Войнова.
Сначала проходим по улице Миронова: справа - Центр Эстетического воспитания.
А вот слева - рынок «Данко».
Вот и остановка Войнова- здесь мы сядем на автобус.
Смотрите, площадь на улице Коваленко. Там проходят праздники, елка, приезжает цирк, карусели, бывает салют.
Дальше мы поедем мимо улицы Победы, здесь лесная зона – мы часто гуляем по лесу.
А это автовокзал.
Вот и улица Полежаева. На остановке Мордовия нам надо выходить: потому что там театр «Крошка».
Воспитатель: Молодцы. Теперь я уверена, что мы не заблудимся. Садимся в ав-
тобус.( Дети проходят на имитированный автобус и садятся, один из детей исполняет роль водителя).
Воспитатель гостям:
В следующей части занятия я с детьми отправляюсь на экскурсию, суть которой выявить знания детей непосредственно о театре кукол «Крошка» и правилах поведения в нем. Здесь мною применяется наглядный материал (фото), доступный пониманию детей дошкольного возраста, что побуждает детей самих вести рассказ - экскурсию и способствует развитию интереса, речи. Демонстрационный клоун с зашифрованными значками создает веселый настрой детей на поисковую деятельность правил этикета в театре.
Воспитатель детям: Будьте внимательными, сидите спокойно. Мы отправляемся (звучит мелодия песни о Мордовии или Саранске). Улица Коваленко. Улица Победы. Автовокзал. Остановка Мордовия. ( Дети выходят из автобуса). Вот и театр «Крошка». Что это у входа (воспитатель указывает на фото)?
Дети: Это кот в сапогах, он держит афишу. На ней репертуар спектаклей, которые показывают в театре.
Воспитатель: Что же нужно сделать, чтобы пройти в зал?
Дети: В кассе билет купить надо.
Воспитатель: Я совсем забыла: у нас есть пригласительный билет. Давайте зайдем в фойе. Смотрите, какой красивый домик (воспитатель обращает внимание на фото).
Дети: Это гардероб, он похож на теремок с башенками. А золотая рыбка и Петрушка приглашает нас снять верхнюю одежду и сдать гардеробщице.
Для детей, которые ждут начала спектакля, здесь есть качалки, горки и сухой бассейн.
У входа в зал сидит клоун - воспитатель (фото),оннапоминает о правилах поведения в театре.
Воспитатель: Мы сейчас проверим: знаете ли вы, как себя ведут на спектакле. Посмотрите внимательно: в предметах одежды вы найдете правила поведения в театре (воспитатель предлагает детям рассказать о правилах поведения в театре на жетончиках, которые дети находят у клоуна).
Дети: Нельзя шуметь, разговаривать.
Есть конфеты, сорить.
Нельзя кричать.
Нельзя бегать, ходить.
Нужно сидеть тихо.
Можно радоваться и хлопать в ладоши.
Воспитатель: Правильно. В зале нельзя шуметь, потому что здесь происходит таинство, волшебство - актеры заставляют своим талантом оживать кукол. Посмотрите на сцену (воспитатель показывает на имитированную сцену с декорациями). Там стоят декорации знакомой вам мордовской народной сказки. Вы уже догадались? Кто скажет, как она называется?
Дети: Сказка называется « Как собака друга искала».
Воспитатель: Конечно же. А вот и наша знакомая кукла Настуша (воспитатель обращает внимание детей на куклу-мордовку). Шумбрат, Настуша!
Дети: Шумбрат, Настуша!
Настуша: Шумбратада, шабат!
Воспитатель: Она нас приглашает пройти за занавес, надеть волшебные актерские шапочки и превратиться в артистов (звучит сказочная музыка, дети занимают свои места).
Воспитатель гостям: Последюю часть занятия отвожу для практической деятельности - театрализации. Задачи буду решать следующие: развивать творческие способности, речь, интерес к национальной культуре, а именно фольклору.
Воспитатель детям: Готовы? Вы - герои сказки, я буду рассказчицей, и зрители - вот они, уже заждались нас (воспитатель показывает на гостей,убирает доску и столик, садится на стул).
Рассказчица: Жила в лесу собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось ей найти себе друга. Такого, который никого бы не боялся. Встретила она в лесу Зайца.
Собака: Шумбрат, нумоло! Заяц: Шумбрат, пине!
Собака: Давай зайка с тобой дружить, вместе жить. Заяц: Давай.
Рассказчица: Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью пробежала мимо них мышка.
Мышка: Пи-пи-пи-пи (останавливается около зайца с собакой и поет). Тю-тю, баю, бай. Алянци ни сай. Ванды, канды. Тантцы палня, Палняд антанза. (забегает в домик).
Рассказчица: Собака услышала шорох, вскочила и громко залаяла.
Рассказчица: Волк испугался и давай ругать собаку.
Волк: Зачем ты лаешь? Вот услышит медведь твой лай и разорвет нас (убегает в лес).
Собака: И волк боится. Уж лучше мне подружиться с медведем.
Рассказчица: И пошла собака к медведю.
Собака: Шумбрат, офто!
Медведь: Шумбрат, пине!
Собака: Медведь-богатырь, давай с тобой дружить - вместе жить.
Медведь: Давай. Пойдем ко мне в берлогу.
Рассказчица: Ночью легли они спать, а мимо сова пролетела.
Сова: Угу-угу-угу. (останавливается и поет).
Тю-тю, баю, бай,
Алянци ни сай
Ванды, канды
Тантци палня,
Палняд антанза. (улетает в лес).
Рассказчица: Собака проснулась и громко залаяла.
Собака: Ав - ав - ав.
Рассказчица: Медведь испугался и ну бранить собаку.
Медведь: Что ты лаешь? Вот услышит человек твой лай, придет сюда и с нас шкуры снимет (убегает в лес).
Собака: Ну и дела. И этот оказался трусливым. Пойду-ка я к человеку. Рассказчица: И пошла собака искать человека.
Собака: Шумбрат, ломань.
Человек: Шумбрат, пине.
Собака: Человек, человек давай с тобой дружить, вместе жить.
Человек: Ладно.
Рассказчик: Человек построил собаке теплую конуру возле своей избы, накормил собаку. Собака дом охраняет, ночью лает (пробегает мышка, прыгает лягушка, пролетает сова), ачеловек её за это не ругает, спасибо говорит.
Человек:(гладит собаку) Спасибо собака. Хорошо дом охраняешь. Рассказчица: С той поры человек и собака вместе живут. Все дети выходят и кланяются.
Воспитатель: Молодцы. Совсем как настоящие артисты. Снимите волшебные шапочки, положите их на место (детиубирают шапочки за занавес). Теперь вы просто девочки и мальчики. Вам понравилось быть артистами?
Дети: Да, понравилось.
Настуша: Приходите к нам в театр ещё. До свидания.
Дети: До свидания.
Воспитатель: Едем в детский сад (звучит мелодия песни о Мордовии или о Саранске, дети садятся в имитированный автобус). Автовокзал. Улица Победа. Площадь на улице Коваленко. Остановка Войнова.
Вот мы снова в детском саду. Спасибо. Я вами очень довольна. Можете поиграть.