Просмотр содержимого документа
«Лекарственные растения»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 61 комбинированного вида»
Конспект непосредственной образовательной деятельности:«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС С ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ТРАВАМИ»
составитель:
Чирикова Ольга Вячеславовна
воспитатель 1 категории
МБДОУ № 61.
Ленинск-Кузнецкий 2018.
Цель:
-Знакомство с некоторыми с лекарственными травами нашего края.
Программные задачи:
-Обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях.
-Развивать познавательный интерес и речь детей.
-Воспитывать экологическую культуру.
-Формировать уважительное отношение к лекарственным растениям.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций и презентаций с лекарственными растениями.
-Беседы о целебных свойствах растений и их многообразии.
-Заучивание стихотворений и отгадывание загадок о лекарственных растениях.
-Знакомство с правилами сбора лекарственных растений.
-Самостоятельная подготовка(дома с родителями) сообщений о лекарственных растениях.
Материалы к НОД:
Презентация: «Лекарственные растения».
Музыка Чайковского.
Разрезные картинки для игры.
Карточка с правилами сбора лекарственных растений.
Телеграмма от лесных зверей.
Ожидаемый результат:
Дети после изучения темы: «Лекарственные растения» будут знать их разнообразие и свойства и рассказывать об этом сверстникам и взрослым.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
В: Здравствуйте ребята.
Д:Здравствуйте.
В:Ребята а вы знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»
Д: Будьте здоровы, когда мы здороваемся с кем то это значит мы желаем этим людям здоровья .
В: Ребята а давайте мы сейчас с вами поиграем в игру которая так и называется «Здравствуйте» (Дети выполняют движения по ходу слов вместе с воспитателем).
Игра: «Здравствуйте»
В: Здравствуйте ножки!
Д: Здрав-ствуй-те!(Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог).
В: Здравствуйте ладошки!
Д: Здрав-ствуй-те!(Хлопки в ладоши на каждый слог одновременно со слогами)
В: Здравствуйте щечки!
Д: Здрав-ствуй-те!(Повороты головы в право влево).
В: Здравствуйте губки!
Д: Здрав-ствуй-те!(Воздушные поцелуи друг другу.)
В: Молодцы ребята хорошо поприветствовали друг друга.
В:-Ребята сегодня нам в детский сад пришла срочная телеграмма из леса:
« ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ ЗАБОЛЕЛИ И ПРОСЯТ НАС О ПОМОЩИ!!!!
В: Очень жаль бедных зверюшек надо немедленно им помочь. А как же нам уберечься и защитится от болезней? Что мы с вами для этого делаем?
Д: Мы кушаем лук, чеснок, пьем кислородные коктейли, проветриваем группу, ходим на прогулку, едим витамины и пьем чай из лекарственных растений.
В: Ребята, а что такое лекарственные растения? Почему они так называются? Д: Это растения которые используют для лечения разных болезней.
В:А как вы думаете сможем ли мы с вами вылечить больных зверюшек с помощью лекарственных растений?
-Я предлагаю вам сейчас отправится в лес, собрать лекарственные травы и помочь больным зверюшкам.
-Закройте глаза и представте какой красивый лес. Вам поможет в этом музыка композитора Чайковского.(Звучит музыка, дети открывают глаза на экране появляется изображение леса и появляется Старичок-Лесовичок).
В: Ну вот мы и в лесу. Ребята посмотрите кто же это нас встречает.
Старичок-Лесовичок: Здравствуйте ребята. Меня зовут Старичок-Лесовичок.
Что же вас привело в лес?
Д: Мы получили телеграмму о том что все лесные звери заболели и решили им помочь.
С-Л: -А чем вы хотите помочь зверятам?
Д:- Мы хотим найти лекарственные растения и вылечить зверят.
С-Л :-Ой какие молодцы, я вам помогу найти лекарственные растения в этом лесу. Ведь эти растения непростые, они обладают волшебной силой. Они могут вылечить от кашля, простуды от головной и зубной боли, а если пить настои из этих растенй то не будет болеть голова и сон станет крепче.
-Хотите узнать ,что это за растения?
Д: -Конечно хотим.
С-Л: Но для начала давайте разомнемся и выполним физминутку.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
С-Л.:-А сейчас ребята послушайте загадки:
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
На экране появляется изображение крапивы.
С-Л:- Правильно, ребята. Это крапива. Она растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них – они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи. В медицине листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство.
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
На экране появляется изображение подорожника.
С-Л: Правильно это подорожник! А почему он так называется кто-нибудь знает?
Д: Он растет около дороги.
С-Л: У него крупные, блестящие листья. Они прижаты к земле. Сколько ни ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор. Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.
Стоят в поле сестрички –
желтый глазок, белые реснички.
(Ромашки)
На экране появляется изображение ромашки.
С-Л: -Как вы догадались? Растет ромашка на лесных опушках, полянках, и полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка.
В жвачке, в пасте и в конфетах
Вы найдёте травку эту.
Холодит приятно рот,
Запах чаю придаёт.
(мята)
На экране появляется изображение мяты.
Растет мята на лугах. Из ее листьев готовят витаминный чай, а также отвары и настойки. Они укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость болезням. Повышают аппетит. Оказывают болеутоляющее и успокаивающее действие. Маслом мяты лечат насморк, а при ангине с ним делают ингаляции. Бывает мятная зубная паста, она укрепляет зубы и освежает дыхание.
С-Л: -Ребята а какие лекарственные растения знаете вы?
(Рассказ 2-3 детей о лекарственных растениях и их свойствах. На экране изображения растений о которых рассказывают дети).
(Одуванчик, зверобой и иван-чай сообщения подготавливаются дома детьми с родителями).
С-Л: - Молодцы ребята, очень интересно рассказали о лекарственных растениях.
А сейчас давайте немного отдохнем и выполним дыхательную гимнастику.
Представим, что у нас в руках белые шапочки-одуванчиков, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят.
С-Л: Ребята а вы знаете правила сбора лекарственных растений?
Дети называют правила:
Правила сбора лекарственных растений.
1.Нужно хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.
2. Нельзя собирать травы, которые повреждены, поломаны человеком, животными.
3. Собирать растения надо каждый вид отдельно.
4. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
5. Нельзя рвать много лекарственных растений.
6. Нельзя пробовать лекарственные растения на вкус.
7. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.
8. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
С-Л: -Какие же вы молодцы ребята много знаете о лекарственных растения
которые могут помочь нам справиться с болезнями. Растения о которых мы сегодня поговорили, это лишь малая часть всех богатств нашей Матушки Природы! Вы молодцы – знаете все растения.
-Пришло время самим собрать лекарственные растения для больных зверей. Вот наша лесная полянка, на ней выросли «зеленые доктора». Нужно из частей собрать целое растение и назвать его.
Игра «Узнай и собери растение»
Каждому ребенку нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.
С-Л: Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения зверей растения. Я обязательно их им передам и думаю они помогут больным зверям вылечится. Спасибо вам большое ребята за помощь .А сейчас вам пора возвращаться с вашим воспитателем в детский сад. До свиданья ребята.
Закрываем глаза и повторяем слова:
«Покружились покружились в детском саде очутились»
(Пока у детей закрыты глаза Лесовичок уходит)
В:-Ребята, давайте вспомним с какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились?
Ответы детей.
В: Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! А сейчас мы с вами отправляемся пить полезный чай на травах, чтоб никогда не болеть.
Приложение №1.
«Сообщения детей о лекарственных растениях»
«Одуванчик»
Лекарственное растение одуванчик, сегодня я вам расскажу об этом растении. Растет одуванчик на полях, в садах, на лугах, около дорог, около жилья. Одуванчик многолетнее травянистое растение, которое имеет безлиственный цилиндрический стебель, на верхушке стебля всего одна корзиночка. Цветки одуванчика золотисто-желтого цвета, язычковые. Цветет одуванчик в апреле-мае. Листья в прикорневой розетке длинные. Растение во всех частях имеет млечный сок. Плод одуванчика серовато-бурая семянка с хохолком, состоит из белых волосков.
Лекарственное растение одуванчик применяют в народной медицине. С лечебной целью используют саму траву, листья, сок, корни растения. Используют при заболеваниях почек, мочевого пузыря, желудка, кишечника, запорах. Водный раствор из корней вместе с листьями улучшает пищеварение, возбуждает аппетит, улучшает обмен веществ, тонизирует организм, усиливает выделение молока у кормящих женщин.
«Зверобой»
Зверобой является одним из самых популярных растений в народной медицине. Зверобоем это лекарственное растение назвали потому, что его употребление приводит к отравлению среди домашнего скота. На людей же он оказывает благотворное влияние, излечивая огромный спектр болезней. Народные средства из зверобоя применяют против таких заболеваний: Загноившиеся раны, острые инфекции дыхательных путей ,язвенная болезнь, глубокие ожоги, угревая сыпь. Кроме того, содержащиеся в траве зверобоя летучие масла и витамины оказывают успокоительное действие. Это с успехом применяется в лечении депрессий, при хронических стрессах и других нервных расстройствах.
«Мать и мачеха»
Мать-и-мачеха - многолетнее растение, образует красивые золотисто-желтые цветы. Уже ранней весной, когда только сойдет снег, у берегов, возле дорог, вокруг рек, возле колодцев, появляются нежные цветочки на стеблях растения. Когда она отцветет, массово отрастают пушисто-белые листья, они занимают все пространство вокруг растения. Именно в этот сезон март-май в солнечные дни до обеда, рекомендуют проводить заготовку цветов растения, а в июне-июле - листьев. Растение имеет листья округлой формы, которое снизу опушенные белыми ворсинками, эта сторона достаточно теплая, а верхняя часть листа гладкая. В медицине используют высушенные листья и цветы растения. Сырье растения используют для лечения почек, дыхательной и пищеварительной системы, при коклюше, как отхаркивающее, противовоспалительное средство. Из листьев готовят отвар, который используют для лечения зрения и усиление иммунной системы.
«ТЕЛЕГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА №61»
« ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ ЗАБОЛЕЛИ И ПРОСЯТ ВАС О ПОМОЩИ!!!!
«Картинки к игре»
Литература:
Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст]: методическое пособие для воспитателей /В. А. Дрязгунова. - М.: Просвещение, 1981. – 8о с.
Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок [Текст]: учебное пособие для
ВУЗОв/ Л.А. Маневцова - М, 2003.- 123с.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду[Текст] :методическое пособие для педагогов/ С.Н.Николаева- М, 2001.-150с.
Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой[Текст]:Пособие для воспитателей детского сада/ П.Г Саморукова- М, 1983.-210с.