Цель: повышение экологического сознания детей 5-7 лет.
Задачи: воспитание бережного отношения к природе;
-систематизировать знания об окружающей природе Северного края (животные, растения);
-закрепить знания о приспособлении животных к изменениям окружающей среды;
-закрепить знания о человеке как части природы, его роли в изменении природной среды;
-формировать знания об опасной деятельности человека в отношении природы;
-развивать мышление, внимание, речь;
-закрепить умение работать в паре, командой.
Материал: д/и «Про животных», «Про растения», мультимедийные презентации «Звери в природе»; «Опасная деятельность человека», фото материалы «Природа Севера»; фото книга «Природа Севера»; запись голосов птиц, животных; тестовые рисунки, карточки.
Участники: дети 5-7 лет, воспитатели, родители.
начало: звучат голоса птиц, животных, музыка. На экране высвечиваются фото «Природа Севера» (4-5 снимков).
Ведущий читает стихотворение «Природа Севера»
Природа Севера строга, Таинственна и величава. Далёкий горизонт качает Волной безбрежная река. И морем нас не удивить. Мы большего хотим от моря. На пляжах заскучаем вскоре, И вновь о Севере грустить: Не будят пальмы чувств у нас. Средь ночи вдруг сосна приснится, Её зелёные ресницы Дрожат - смола слезой из глаз... И незабудок нежный куст, Он, может, не сродни пионам, Но всё ж, по северным законам - Цветок поменьше будет пусть... Чтоб сердце сладко замирало От затаённой красоты, От этой чудной простоты; Всё смотришь, и всё мало, мало...»
Добрый день, дети и взрослые! У нас сегодня необычная встреча, у нас сегодня КВН «Знатоки природы».
Ведущий приветствует команды, представляет их друг другу. Предлагает командам поприветствовать друг друга, представить эмблему команды.
Приветствие команд.
Ведущий: На нашей планете Земля живет много разных организмов, растет много разных растений. И самое главное - все они нужны планете Земля!
На экране слайд «Планета земля». Давайте вспомним и заселим нашу планету. Называйте, кто обитает (растения, звери, рыбы, …). А где же место человеку? Где его дом? Жизнь есть не только на суше, но интересная жизнь идет в воде. Посмотрите, сколько много места занимает на планете вода. Вода нужна всем, кто где бы не жил. Но вот правда ли что растениям и животным пустынь тоже нужна вода? Правда, никто еще не научился жить без воды. Без воды все живое гибнет, просто у всех разных организмов разное потребление воды.
Ведущий: Разминка: «Что является водой, назовите?»
1- дождь, облака, снег.
2- роса, рисунок на стекле от мороза, радуга.
3- иней, туман, снежные постройки.
Ведущий: Правильно, это все вода. Просто у нее есть удивительные свойства: она легко может превращаться в пар, лед, снег; она растворяет в себе много веществ.
Оценка до 3 баллов.
Ведущий: Природой надо любоваться, природу надо беречь – это ведь наш общий дом. Главное природу надо знать, чтобы не навредить ей!
Чтобы проверить ваши знания, предлагаем следующее задание:
«Разложи по группам» (выбирают из предложенных карточек : а). диких животных и птиц; б). домашних животных и насекомых в). ягоды и деревья.
Проверяют выполнение задания капитаны команд.
Оценка до 3 баллов.
Ведущий:Наш Северный край очень большой. Наша область больше даже таких стран как Франция, Австрия и т.д. А знаете, сколько животных обитает в нашей Архангельской области на севере и юге?
Задание «Засели Архангельскую область» (на макете раскладывают изображения животных). Назвать кого заселили. Оценка до 5 баллов.
А сейчас ребята расскажут нам немного про животных Севера. М/м «Звери Севера» + пояснения детей.
Ведущий: Все животные, живущие на Севере, приспособились к разным изменениям климата, по -разному могут себя защитить.
Задание с тестовым рисунком «Что у зверей, птиц и насекомых есть для защиты»- работают в парах.
Оценка жюри до 3 баллов.
А сейчас внимание на экран м/м «Кого на белом снегу, а кого на зеленом лугу не видать» (1 слайд «Лето» + пояснение педагога о том, как незаметны животные, птицы в листве, траве и т.д. Но, вот пришла зима...
Вам предлагается ответить на следующие вопросы:
Что произошло с животными зимой ? Почему их не заметно на белом снегу? А происходит ли такое превращение с бурым медведем, лягушкой, лисой? Почему?
Как называется процесс смены одного меха на другой? Как называется такая окраска?
Команды отвечают поочередно. Засчитываются правильные ответы.
Ведущий: Как вы считаете, человек друг или враг природы? Почему? Кем бы вы хотели быть?
Внимание на экран ( слайд «Что губит природу»)
Ведущий: - «Посмотрите на снимки и скажите, что и кто губит природу?».
Выслушиваются ответы детей из разных команд. Оценивается полнота ответа.
Ведущий : Лес- это деревья, кусты, травы, мхи, грибы, ягоды, звери, птицы, насекомые … Лес – это сложное сообщество живых организмов, живущих в тесном взаимодействии, где все зависят друг от друга. В лесу животные находят корм, укрытие.
Вопрос: А если нет дома, нет корма, что происходит с его жителями?
В Красную книгу Архангельской области занесены многие птицы, животные и растения (слайд «Красная книга Архангельской области»). Ребята, кого вы узнаете?
-Это значит, что нашему северному дому угрожает исчезновение многих его «жителей», братьев наших меньших.
Сейчас мы расскажем вам про одного детеныша и его маму.
Презентации + звук «Про белька».
Ведущий : У всех животных как и у людей есть свои семьи, свои родители и дети. И часто человек забывает об этом и губит природу необдуманно.
Стихи (читает ребенок):
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Презентация книги «Природа Севера»
Ведущий:
Давайте , люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она.
Нас ждет еще много интересных дел по охране природы, по охране своего дома: не сорить и убирать мусор; не жечь леса и не вырубать, ….