Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный проект "Воздух вокруг нас"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Звёздочка» города Зернограда
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПОЧЕМУЧКИ»
«Воздух вокруг нас»
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Почемучки» «Воздух вокруг нас»
Вид проекта: краткосрочный, групповой.
Тип проекта: информационно-исследовательский, познавательный.
Сроки реализации проекта: 1 месяц
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 6 - 7 лет.
Актуальность
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов.
Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Актуальность выбранной темы проекта еще и в том, что человек не бережет то, что имеет, ведь ежегодно в воздух выбрасывается более миллиона тонн вредных веществ, которые губительно сказываются на жизнь всего живого мира.
Проблема
У детей недостаточно знаний о воздухе. Люди, животные и растения дышат воздухом. Воздух находится везде. А как его можно увидеть? Как доказать, что он существует? Что такое воздух? Зачем он нужен людям и другим живым организмам? Какое значение воздуха? Как воздух загрязняется? Как охранять воздух? Такие вопросы возникли у детей во время беседы о воздухе.
Поиск форм ответа на поставленные вопросы
1.Работа с методической и художественной литературой.
2.Разработка содержания деятельности и подготовка ресурсного обеспечения для проведения исследований, опытов, экспериментов с воздухом, дидактических игр, занятий.
Цель проекта: Создать условия для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе проекта; сформировать у детей знания о значении воздуха в жизни всего живого на земле.
Задачи проекта для детей
Познакомить детей с понятием «воздух».
Формировать знания детей о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый, может двигаться, необходим всем живым для жизни.
Развивать познавательный интерес к экспериментированию через вовлечение их в проведение опытов.
Пополнить словарь детей словами: двигается, надутый, спущенный, невидимый, передает запах.
Формировать желание находить способы решения проблемы.
Воспитывать наблюдательность, любознательность.
Задачи для педагога
1. Подобрать и изучить методическую литературу и интернет – ресурсы по теме проекта.
2. Подобрать дидактические игры, опыты, конспекты НОД видеоматериалы о свойствах и применении воздуха.
3. Способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контакта между работниками дошкольного учреждения и родителями.
4. Мотивировать родителей для участия в реализации проекта «Познакомьтесь – это воздух!»
Задачи для родителей:
1.Улучшить взаимопонимание со своим малышом. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, уверенность в собственных педагогических возможностях.
2.Стимулировать желание детей узнать новое о неживой природе.
3.Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении ребёнок-родитель.
Ожидаемые результаты:
Повыситься уровень развития любознательности детей.
Дети должны получить элементарные представления о воздухе, его свойствах.
Дети должны получить простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом.
Развитие у детей коммуникативных навыков, умения работать в команде.
Повышение педагогической грамотности родителей. Привлечение родителей к сотрудничеству, приобретение знаний по организации познавательно – исследовательской деятельности по теме «Воздух».
Предполагаемый результат
Представление опыта работы в виде презентации.
Организация фотовыставки «Воздух и мы».
Создание альбома «Воздух вокруг нас»
Организация группового музея «Воздух-невидимка»
Ролик «Воздух – нужен всем»
В результате реализации проекта дети будут знать
Где находится воздух.
Роль воздуха в жизни человека.
Роль воздуха в жизни животных.
Роль воздуха в жизни растений.
Для чего нужен воздух.
Свойства воздуха.
Способы очищения воздуха.
Правила юного исследователя.
В результате реализации проекта дети будут уметь
Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.
Задавать вопросы, искать ответы.
Видеть проблему по определенной теме.
Формулировать цель, планировать задачи.
Выдвигать гипотезы и проверять их.
Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
Оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков.
Основные направления в работе
Работа с детьми.
Работа с родителями.
Работа с сотрудниками.
Работа по усовершенствованию предметно-развивающей среды.
Механизм реализации проекта
Работа с детьми планируется и проводится в течение всего дня, через все виды деятельности.
Занятия непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Экспериментальная деятельность дошкольников.
Поисково-исследовательская деятельность.
Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, творческих, сюжетно-ролевых.
Организация трудовой деятельности.
Организация художественно-речевой деятельности.
Организация изобразительной деятельности.
Рассматривание картин, иллюстраций.
Организация прогулок и наблюдений.
Чтение художественных произведений.
Беседы.
Выставка детских рисунков.
План реализации проекта
этап.Подготовительный
Составление проекта.
Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей,
умений и навыков исследовательской деятельности и творческого
проектирования.
Подбор методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников,
Создание эффективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного пространства для родителей.
Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта.
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин.
Разучивание игр.
Разучивание музыкального репертуара.
Использование информационно-коммуникативных технологий
Основной этап
Планирование работы с детьми
№ п/п
Содержание работы
Ресурсное обеспечение
1
Беседы, дидактические игры
Беседы: «Как услышать воздух», «Носы нужны не только для красы», «Летающие семена».
Д/И: «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена», «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?».
Труд, привлечь ребят к мытью листьев комнатных растений.
2
Чтение художественной литературы
С.Маршак «Мыльные пузыри», И.Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», С.Михалков «Три ветра», С.Жупанин «Нарисую ветер», Сказка «Южный ветерок» В.М. Гаршин; Сказка «Лягушка – путешественница» В. Катаев; русская народная сказка «Пузырь, лапоть и соломинка»
Стихи о воздухе и ветре (Приложение 1)
Загадки, пословицы и поговорки о воздухе. (Приложение 1)
Беседы «Что такое воздух», «Значение воздуха для жизни и роста живых организмов», «Носы нужны не только для красы», «Какую пользу приносит ветер?» (Приложение 4)
3
Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдение за ветром.
Исследования воздуха в разных местах: в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге и т.д.
НОД «Воздух и его роль в жизни человека»
Игровые упражнения «Почувствуй воздух»,
«Отгадай запах» Наблюдение «Загадочные пузырьки».
Опыты: «Воздух», «Ветер – это движение воздуха», «Волшебная воронка», «Дырявая баночка», «Надувание воздушного шарика»,
Организация совместной деятельности: изготовление атрибутов, игр, домашние задания.
Составление кроссвордов.
Подбор художественного слова, загадок.
Выставка рисунков.
Выставка иллюстраций, фотографий.
Индивидуальные беседы.
Работа с сотрудниками:
Разработка методических материалов в рамках
Итоги проекта:
Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.
Осуществление поставленных задач, наработка диагностического, методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, педагогами детского сада по организации естественно - научных наблюдений и экспериментов с детьми.
Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом
Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».