Просмотр содержимого документа
«"Королева русского стола"»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8.
Г. Володарск, Нижегородская обл.
«Королева русского стола.»
Конспект по экологии в старшей группе.
Воспитатель:
Курепова Елена Вячеславовна
Интеграция образовательных областей:
познание,
коммуникация,
социализация,
физическая культура,
музыка.
Виды детской деятельности:
игровая,
речевая,
музыкальная,
продуктивная,
познавательная,
коммуникативная,
двигательная.
Цель: Формирование познавательного интереса детей к миру живой природы посредством изучения овощных растений.
Задачи:
Уточнить представление о многообразие овощей.
Познакомить с историческими сведениями о картофеле.
Закрепить знания о способе его выращивания.
Уточнить и пополнить знания об использовании картофеля в жизни людей.
Развивать способность к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента.
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания.
Воспитывать любознательность, интерес и уважение к народным традициям, развивать речь, память.
Методические приёмы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ.
Словесные: рассказ педагога, рассказы детей, беседа, словесные игры, чтение стихов.
Практические: игры, опыты.
Оборудование:
Овощи, корзина, тёрки, сырой картофель, марля, тарелки, чашка с крахмалом, чашка с мукой, два полотенца, влажные салфетки, две тканевые салфетки (одна из них накрахмалена), баночки с водой, клейстер, кисель, мармелад, йод, схема выращивания картофеля, схема «Условия роста растений», наборное полотно, два ведерка с картошкой, две ложки, два обруча, сваренный картофель в глиняном горшке, блюда из картофеля, мультимедийная установка.
Литература:
О.А. Воронкевич, «Добро пожаловать в экологию»; перспективный план работы.
О.А. Воронкевич, «Добро пожаловать в экологию»; детские экологические проекты из опыта работы, С.-Петербург: Детство-Пресс, 2014г.
Т.М. Бондаренко, «Экологическое воспитание детей 5-6 лет»; практическое пособие, Воронеж, 2012 г.
«От осени до лета», (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах); Составитель Л.А. Владимирская; Учитель, Волгоград, 2011 г.
Предварительная работа:
Рассматривание овощей, выставка-конкурс «Вырастили своими руками», чтение книги Ю. Тувима «Овощи», разучивание стихов, пословиц и загадок об овощах, песни о картошке, игра «Огородная - хороводная».
Словарная работа:
Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, картофельная мука, крахмал, рассыпчатая, окучивать, крестьяне).
Планируемые результаты:
Дети имеют представление о различных овощах, познакомились с историческими сведениями о картофеле, дети знают способы выращивания картофеля и ухода за ним. Познакомились со способом приготовления крахмала и его применением. Знают различные блюда из картошки.
Содержание организованной деятельности детей:
Тётя Даша: Здравствуйте, гости дорогие! Я вновь рада встречи с вами, и приготовила для вас много интересного. Проходите, присаживайтесь.
- А я только с базара вернулась, много всего купила. Посмотрите в корзину. Что это?
Дети: овощи.
Тётя Даша: Помните, мы с вами читали книгу Ю. Тувима «Овощи». О чём она? Почему суп у хозяйке получился не плох?
Дети: Он приготовлен из овощей, а овощи вкусны и полезны.
Тётя Даша: Ведь не зря говорят: «Обед без овощей, что праздник без музыки».
А знаете ли вы загадки про овощи?
(Дети загадывают загадки и достают из корзины соответствующие овощи.)
Дети:
1. Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки –
Заставил Егорушка
Плакать всех без горюшка. (Лук)
2. Уродилась я на славу.
Голова бела, кудрява.
А кто люби щи,
В них меня и отыщи. (Капуста)
3. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус такая сладкая. (Морковь)
4. Вверху зелено.
Внизу красно.
А в борще вкусно. (Свекла)
Тётя Даша: Молодцы. Все загадки отгадали. А теперь отгадайте мою загадку:
Кругла, рассыпчата, бела.
Она на стол с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда вкусная… (Картошка)
- Правильно. Сегодня мы поговорим о картошке.
«В некотором царстве,
В некотором государстве,
Не на Марсе и не на Луне –
Жила картошка на Земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О крахмале, вкусной пище…
Многое должны узнать.
И пора уже начать.»
- А начнём мы наш рассказ с истории. Откуда же пришла на наши столы картошка.
Раньше, картошку в России не выращивали. Она росла только в Америке (показ карты на мультимедийной установке). Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «Золотые яблоки». Впервые картофель был завезен в Россию при царе Петре I (портрет на мультимедийной установке). Люди не хотели выращивать картофель так как не знали какую часть растения можно употреблять в пищу. Они считали это растение ядовитым. (На экране изображение куста картофеля). Вспомните для чего в старину использовали это растение?
Дети: цветки картофеля использовали в качестве украшения (нашивали на шляпы, платья; делали бусы, браслеты).
Тётя Даша: однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили их в костёр, чтобы сгорели. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная. С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом.
- Как вы думаете, картофель относится к живой или не живой природе?
- А что необходимо для роста и развития всего живого?
Тётя Даша: А сейчас мы поговорим, как же выращивают картофель. Я начну, а вы продолжите.
- Весной, когда природа ещё не полностью проснулась, в маленькой семенной картофелине зарождается жизнь (показ проросшей картофелины). Хрупкий росток уже готов к тому, чтобы начать развиваться в согретой майским солнцем земле.
- Кто из вас помогал родителям сажать картошку?
- Как же растёт картофель? (Рассказ ребёнка с использованием схемы «Части растения»).
- А может ли хороший урожай вырасти сам по себе без ухода? (Рассказ ребёнка).
Дети:
Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду…
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!
Тётя Даша: А сейчас я вам предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игры.
I. «Испечём картофель».
Дети строятся в две команды. Перед ними ведро с картофелем. По одной носят в обруч.
II. «Перенеси ложкой картошку в чашку».
Тётя Даша: Наш народ так любит картошку, что посвящает ей много стихов, песен, частушек. Давайте и мы с вами скажем добрые слова картошке.
Дети:
1. Знают о картошке все на свете:
Богачи, и те, кто не богат.
Всяк её по-своему готовит:
Варит кто, кто жарит, кто печёт.
Но едят её по всюду,
И по всюду ей за это слава и почёт!
2. Хоть хвалиться не привычно,
Но должна я вам сказать,
Без картошке на отлично,
Не поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец
Лишь с картошкой молодец.
Хоть сердит зелёный лук,
А картошке – лучший друг.
Из картошки там и тут,
Нужный делают продукт.
И не даром ведь картошку
Вторым хлебом все зовут.
Тётя Даша: Много блюд можно приготовить из картофеля. Назовите какие блюда вы приготовили с родителями? А какие блюда ещё можно приготовить? (Ответы детей.)
- Посмотрите, у меня на подносе лежат картошины. Одни из них розовые, другие – светло- или темно-коричневые. Они отличаются и по форме. Если разрезать картофелины, то внутри одни белые, а другие желтые. Почему?
Дети: Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и форму. А также отличается по вкусу.
Тётя Даша: А теперь посмотрите зеленую картошину. Может это тоже особый сорт?
Дети: нет. Он ядовит и опасен! Зелёный картофель нельзя использовать в пишу.
Тётя Даша: Картофель – чудесный овощ. Из него не только можно приготовить много вкусных и полезных блюд, но ещё с давних пор в народе его используют как лекарство.
- Что и как можно лечить картофелем?
Дети: Если простудился – надо подышать над паром сваренной картошке – и станет легче. Сырой картошкой лечат ожоги.
Тётя Даша: Сырым натёртым картофелем лечат трещины на пятках. Чтобы вылечить больной желудок, пьют картофельный сок.
- А знаете ли вы, почему сваренный картофель рассыпчатый?
- Что содержится в картофеле.
Дети: Крахмал.
Тётя Даша: Крахмал очень важен для людей. Из него варят кисель, клейстер. Мама может накрахмалить одежду, салфеточки, скатерти. Посмотрите, как красиво выглядит накрахмаленная салфетка. Она долго не сомнётся и не испачкается. (Сравнение двух салфеток). А ещё крахмал применяют на кондитерских фабриках. Конфеты и мармелад тоже делают с использованием крахмала.
- А хотите мы с вами сами научимся получать крахмал из картофеля?
(На столе лежит очищенный картофель. Воспитатель предлагает двум мальчикам натереть картофель на тёрке. Напоминает правила безопасной работы с тёркой.)
- А пока мальчики работают, мы прочтём шуточное стихотворение «Картошка».
Посадили мы картошку:
Мама – в поле,
Я – в саду.
Мама – много, я – немножко,
Я всего одну гряду.
Чтоб моя росла скорей,
Я весь день тружусь над ней.
Я минуты неподвижно
У картошки не сижу.
То подальше, то поближе
Я её пересажу.
- Будет чудо-огород –
Говорит сосед Серёжа, -
Если вырастит картошка
Не смотря на твой уход.
Тётя Даша: А знаете ли вы пословицы о картошке?
Дети:
- Картошка да каша – еда наша.
- Картошку копать, не руками махать.
- Без труда, картошка не родится никогда.
- Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
- Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
Тётя Даша: Вот мальчики натерли картофель. Теперь мы его сложим в марлю и опустим в банку с водой. Отожмём марлю с содержимым. Какая стала в банке вода?
Дети: Мутная.
Тётя Даша: Когда вода отстоится, на дне банки мы увидим белый осадок. (Показывает. Воспитатель сливает из банки воду и ложечкой выкладывает на блюдце белое вещество).
- Когда оно высохнет, то станет белым, сыпучим, как мука. Это крахмал или картофельная мука.
- В одной баночке у меня находится крахмал, а в другой обычная мука. Чем они похожи и чем отличаются? (Дети исследуют их на ощупь.)
Дети: Крахмал белее чем мука. Наощупь мука мягкая, пушистая, не скрипит, а крахмал – скрипит, хрустит, скользкий, липкий.
Тётя Даша: Где используется мука? (Пекут пироги, блины, делают макароны, обжаривают рыбу и т.д.)
- А для чего нужен крахмал? (Кисель, клейстер, мармелад.)
- А как вы думаете, крахмал содержится в любом овоще? Давайте проверим. (Работаем с дольками кабачка, моркови, картофеля)
- Берём обыкновенный йод, которым мамы вам обрабатывают царапины и ссадины. Попадая на крахмал, йод становится… Вот сейчас мы это и выясним. Давайте капнем на каждую дольку по капельке йода. Что произошло? (Ответы детей.) Значит можно сделать вывод, что йод содержится только … (в картофеле).
- А кто из вас догадается, что общего между киселём и накрахмаленной салфеткой? (В них содержится крахмал.)
- Ребята, сегодня мы много нового узнали о таком обычном и привычном для нас овоще как картошка: о том, как надо его выращивать и заботиться о нём, что картошку не только употребляют в пищу, но из неё также получается крахмал. Теперь своими знаниями вы можете поделится с родителями и друзьями.
Дети: А мы хоти м исполнить весёлую песню про картошку.
Тётя Даша: Однако, не только картофель, но и другие овощи обладают полезными качествами. В них очень много витаминов, необходимых для того, чтобы вы росли большими, умными и здоровыми. Об этом поговорим в следующий раз.
А пока мы с вами беседовали, в моей русской печке, в глиняном горшочке картошечка сварилась вам к обеду и киселёк уже готов.