Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста в игре"»
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей дошкольного возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка.
Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Дети перестали общаться между собой с помощью речи, не вступают в диалог. А ведь развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими необходимо. И начинать эту работу надо уже в раннем возрасте.
Игра – ведущая деятельность ребёнка. Но и с ней ситуация неоднозначна. Многие дети совершенно не умеют играть, переносить действия с одного предмета на другой, использовать в игре предметы-заместители.
Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Игра – ведущий в раннем возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.
Игра отвечает естественным потребностям ребёнка, способствует нормальному развитию познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.
Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевому общению ребёнка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.
В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Поэтому считается актуальным использование различных видов игр для развития речи детей раннего возраста.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры.
Дидактические игры – широко распространённый метод работы. Дидактические игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. В дидактических играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях.
С помощью дидактических игр активизируется словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок.
Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребёнка исподволь воспитывается способность на том, что ему показывается и говорится. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, необходимо побуждать их воспроизводить показанное взрослым действие, сказанные слова.
В процессе занятий с детьми игра приобретает особое значение: она служит средством для привития детям новых положительных речевых навыков.
Так играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек», дети закрепляют знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь.
В работе педагоги могут использовать настольно-печатные игры: «Парные картинки», «Лото» и т.д. В таких играх формируется речь, закрепляются знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах.
С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные). В играх: «Больше – меньше», «Чудесный мешочек» можно учить детей видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, у детей закрепляются знания о цвете и величине, обогащается словарь прилагательными.
В работе с детьми дошкольного возраста считается эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у дошкольников желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря используются дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагаются употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Итак, дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря, развитие активной речи детей раннего возраста.
Создание эмоционально-благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
В работе по развитию речи детей в театрализованной деятельности используются следующие методы и приёмы:
- игровые:
- использование элементов подвижной игры;
- сюрпризные моменты;
- имитационные движения с элементами звукоподражания;
- обыгрывание текста.
- словесные:
- повторение речевого материала;
- вопросы;
- использование текстов с повторяющимися элементами;
- чтение произведений со звукоподражаниями;
- договаривание слов, фраз;
- похвала.
- наглядные:
- использование иллюстраций к текстам;
- использование игрушек, персонажей кукольного театра.
В театрализованных играх знакомят детей с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогащают новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе. У детей активизируется речь, они активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
Чтобы не угасал интерес детей к театрализованным играм, нужно придерживаться определённых требований:
- содержание и разнообразие тематики;
- постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса;
- максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах театрализованной деятельности.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми.
В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи.
Благоприятные предпосылки для развития отвлечённого мышления, речи создаются уже в игре детей раннего возраста в связи с обобщением и усложнением игрового действия.
Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам.
При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие.
В таких играх, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», воспитатель знакомит детей с названиями профессий, учит брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т.д.). Изначально дети подражают тому, что им показал воспитатель, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр педагог побуждает детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.
Для организации сюжетно-ролевых игр можно сшить одежду для парикмахерской, поликлиники. Приобрести наборы «Доктор», «Парикмахерская», «Инструменты».
Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребёнка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.
Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения.
Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать.
Движения с проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия.
При проведении подвижных игр с текстом можно использовать соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр). Обязательно вовлекать в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, дошкольники учатся общаться с окружающими.
В подвижных играх для принятия сюжета ребенком необходимо давать характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом, создается правдивая игровая ситуация.
Постоянное общение со взрослым доставляет детям радость и приносит большую пользу, развивает их речь и воображение. В процессе непосредственного общения с ребёнком в игре воспитатель не ставит задачу прямого обучения речи. Во время совместных действий нужно стремиться вызвать детей на речевой контакт. Это могут быть вопросы, просьбы, поручения, обучение названиям действий, происходящих в процессе игры, даже загадки. Наиболее эффективным приёмом являются вопросы, так как они активизируют мыслительную деятельность малышей. Но дети не всегда могут ответить на поставленный вопрос, в таком случае отвечает сам воспитатель.
В своей педагогической деятельности воспитатели могут использовать расширение игровой среды за счёт целенаправленных педагогических воздействий, которые оказывают эффективное влияние на развитие речи детей, и, прежде всего, с помощью игровой деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности. Она не только обеспечивает игровую деятельность, но и призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом.
Оборудование должно быть расположено так, чтобы дети могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок мог легко включиться в игровую ситуацию.
Решая задачи развития речи детей дошкольного возраста, необходимо учитывать их возрастные особенности. Поэтому организуемая деятельность должна быть: - во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
- во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должна чередоваться);
- в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).
В работе по развитию речи детей в игровой деятельности невозможно обойтись без активного участия родителей. Однако родители детей сами ещё не имеют опыта воспитания ребёнка, находятся в стадии формирования родительской компетентности.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь детей дошкольного возраста развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе игр.
Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.