Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей " Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность"»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
«Развитие мелкой моторики
у детей дошкольного возраста
через изобразительную деятельность»
«Чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребёнок». (В.А.Сухомлинский)
Издавна существуют такие высказывания как «рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца». Случайно ли внимание человека к своим рукам? Несомненно, нет. С самых первых минут жизни малыша и до последних минут жизни человека его руки постоянно находятся в движении, постоянно работают. Всю жизнь человек идет к самопознанию и саморазвитию. И руки играют в этом процессе немаловажную роль.
Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Еще в Древнем Китае люди отметили, что развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием умственных способностей. Они полагали, что, делая особые упражнения для пальцев и массируя на руках определенные точки, можно привести тело и разум в гармонию.
Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма – как на отдельных органах, так и на их системах. Но, не только восточные мудрецы знали о чудесных свойствах мелкой моторики. Еще наши предки из поколения в поколение передавали забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры.
Наши отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга человека. Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки – видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем возрасте ребёнка большое значение имеет сенсорное развитие.
Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов – ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире.
Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации, т.е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкальных, конструктивных и трудовых умений, а также развитию первоначальных навыков письма.
Для развития мелкой моторики
у ребёнка используются следующие приёмы:
1.Самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей.
2.Пальчиковые игры. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5—7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе — это зависит от направленности упражнения.
Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные — разнотипные движения.
3. Продуктивная деятельность. Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики способствуют также различные виды продуктивной деятельности – это рисование, лепка из солёного теста, пластилина, глины, а также рукоделие. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.
Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. Этот вид деятельности доступен даже маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и делает активность ребёнка более увлекательной и интересной.
Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Достаточный уровень развития моторики является одной из важнейших предпосылок формирования специальных навыков – таких, как письмо, речь, навыки самообслуживания. Без развития мелкой моторики ребенок будет ощущать дискомфорт в современном мире, это скажется как в школе, (проблемы с речью и письмом, так и в быту (застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами и т. д.).
Такие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.
По мнению Е.П. Пименовой, И.Я. Гинцбург, А.Г. Ковалева изобразительная деятельность является одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики кисти руки. С помощью изобразительной деятельности ребенок овладевает следующими действиями:
• захватывающими (пинцетный захват – большим и указательным пальцами руки; щепотью - большим, указательным, средним пальцами кисти руки; горстью – всеми пальцами кисти руки) – что говорит о умении держать ручку, пользоваться ей, а значит избежать проблем с письмом в начальной школе;
• соотносящими (удержание в одной руке предмета, манипуляции другой рукой, раскладывание деталей на определенную поверхность, соотнесение частей при шнуровке деталей, застегивании пуговиц, крючков, кнопок, молний и т. п.) – поможет ребенку в самообслуживании;
• интегративными (объединяющими разные движения двух рук при вырезании деталей, наматывании ниток на основу, и т. п.) – обеспечит безопасное пользование ножницами и другими опасными предметами;
• закручивающими (захват двумя пальцами – большим и указательным с проворачивающими движениями относительно друг друга; захват тремя пальцами – большим, указательным, средним с поворотом кисти руки; захват всеми пальцами кисти с поворотом кисти) – умение манипулировать предметами, изучать окружающий мир.
Систематическая работа по развитию мелкой моторики руки средствами изобразительной деятельности позволит достичь следующих положительных результатов: кисть руки у детей приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. У детей возрастет интерес к собственной изобразительной деятельности, будут совершенствоваться изобразительные навыки, будут накапливаться впечатления, личный опыт, обогащается эмоциональная сфера. Повышается уровень развития речи детей.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ!!! Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.
Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Рисование помогает малышам познать окружающий мир. С помощью рисунков дети выражают свои переживания и впечатления.
Занятия изобразительной деятельностью пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают у детей чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают восприятие, мышление, внимание, память, воображение.