Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»»
Консультация для родителей
«Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»
В воспитании детей очень важно использование элементов устного народного творчества. Основная цель – показать детям красоту русского языка – языка, за которым стоит высокая культура великого народа. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности народного слова. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, пестушек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про репку, курочку Рябу, козу-дерезу.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Потешки - песенки, приговорки, потешки, первые художественные произведения, загадки, пословицы которые слышит ребенок. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение.
Колыбельные песни:
Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной -не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
Потешка – это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки.
Пестушки – это маленькие стихотворения, которые сопровождались движениями маленького ребёнка ручками, ножками.
Слово пестушкипроисходит от слова пестовать – холить, лелеять, нянчить.
Пословицы и поговорки – это краткие изречения. Они могут открыть детям правила поведения, моральные нормы. В них оценивают жизненные позиции, где высмеивают недостатки и восхваляют положительные качества.
Загадки – форма словесного народного творчества. При их разгадывании ум ребёнка сопоставляет, сравнивает и ищет ответ.
Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания. В сказках показаны образы разной природы, люди, быт. Они вводят ребёнка в мир животных, которые могут говорить, думать и поступать по-человечески. Знакомясь со сказками, дети начинают сравнивать, рассуждать, анализировать, обогащать речь новыми словами.
Такие малые формы фольклора позволяют развить речь ребёнка, воспитывают любовь к родному краю и дают представление о культуре русского народа.
Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.