Дана характеристика адаптационного периода, рекомендации,направленные на смягчение адаптационного периода и представлены описания игр, проводимых с детьми в адаптациоонный период.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов и родителей»
Консультация для воспитателей
Адаптация детей дошкольного возраста.
Адаптационный период.
Составила старший Зрелякова Е.В.
Адаптация (приспособление) — процесс активного взаимодействия организма со средой. И животные и человек приспосабливаются к той или иной среде обитания: рыбы — к воде, птицы — к воздуху. Человек — к существованию в определенных климатогеографических условиях. Это биологическая адаптация. Но, в отличие от животных, человек должен обладать способностью приспосабливаться и к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (работа, отдых, семья и т. д.), т. е., помимо биологической, человек способен к социальной адаптации (Д. Б. Эльконин).
При легкой адаптацииповедение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников — за 10-15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает. Легко адаптируются дети моложе 8-9 месяцев или старше полутора лет с благополучным анамнезом, хорошим состоянием здоровья и положенным по возрасту уровнем социализации.
При адаптации средней тяжестивсе нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой форме адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений. Такое течение адаптации бывает у детей, поставленных в условия изменившейся социальной среды: от 9 месяцев до полутора лет либо у детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или педагогически запущенных.
Тяжелая адаптацияхарактеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью ее проявлений- Число таких детей относительно невелико (8-9%), и они требуют особого внимания. Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои
признаки.
Тяжелая адаптация в силу обусловливающих ее причин неблагоприятно сказывается на развитии ребенка и состоянии его здоровья, которые нормализуются в дальнейшем очень медленно, иногда в течение ряда лет.
Легкое привыкание ребенка к новым социальным условиям во многом зависит от его эмоционального состояния. На этой основе формируется более высокий уровень его познавательной активности в новых условиях.
Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев. Бывают дети, у которых адаптация затягивается. Если состояние ребенка не стабилизировалось после 6-ти месяцев, существует угроза его здоровью. В этом случае показана другая форма помощи развитию ребенка.
Рекомендации, направленные на смягчение
адаптационного периода.
1 Раздевальную комнату следует оформить так, чтобы поддерживать у ребенка положительный эмоциональный тонус.
2 В групповой комнате необходимо разместить крупные игрушки (куклы, мишки, машины): игрушки отвлекают ребенка при расставании с родителями.
3 Процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания зависит прежде всего от условий организации предметно-развивающей среды. Они должны соответствовать возрастным особенностям детей, обеспечивать их физическое, психическое, нравственное, умственное развитие.
4 Мебель надо выбирать комбинированную, т. е. приспособленную к обслуживанию детей взрослыми и росту детей. Ее можно расставить так, чтобы была возможность организовать игры небольшими группами. Оборудование не должно занимать много места и мешать свободному передвижению детей.
5 Воздушный режим имеет большое значение для нормальной жизнедеятельности организма, влияет на активность детей, их самочувствие.
6 Одежда должна быть удобной для ребенка, не стеснять его движений, позволять детям самостоятельно раздеваться и одеваться, соответствовать времени года и климатическим условиям.
7 Воспитателям следует проводить мероприятия, направленные на смягчение адаптационного периода у детей. ( Гибкий режим, игры, экран «прогноза» настроения, оформить фото альбом «Моя семья»)
8 В раздевалке, в родительском уголке, надо поместить советы родителям по организации режимных процессов, игр и занятий с детьми в условиях семьи.
9 Участок, где играют дети, должен быть красочным, чтобы они могли посидеть на скамейке, поиграть за столом, побегать на веранде и т. д.
10 Брать на прогулку выносной игровой материал: гигиеничный, яркий, удобный, ( он способствует развитию у детей умений действовать с природным материалом -водой, песком, снегом, льдинками), помогает им ознакомиться с окружающим.
11 Воспитателю необходимо обратить внимание и на свой внешний вид. Если он аккуратно одет, это всегда производит хорошее впечатление и располагает ребенка, вызывает у него желание общаться.
12 Заранее или при первых посещениях ДОУ родителями, воспитателям желательно узнать индивидуальные особенности детей, их привычки, стремления, наклонности.
13 Важно установить преемственность в работе воспитателей данной группы. Для этого по окончании дежурства воспитатель должен передать коллеге сведения о состоянии здоровья и поведении детей каждой адаптационной группы, о назначениях врача и рекомендациях педагога, о проделанной работе, о наблюдаемых за смену изменениях в поведении каждого вновь поступившего ребенка, проанализировать причины изменения
14 В группе раннего возраста и ясельнойОсновной этап адаптационного периода начинается с прихода мамы с ребенком в группу детского сада.
15 .Объяснить маме её основную задачу пребывания в группе ДОУ: Она должна помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Таких совместных «диадных» посещений сада может быть несколько, их количество определяется поведением самого ребенка. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: «Как мне здесь нравится!», «Какие забавные игрушки сидят за столом!» и т.д. Каждый визит в детский сад на первой неделе длится не более 1-2 часов.
16 Воспитатель внимательно следит за самочувствием ребенка, отмечают характер его сна, аппетит. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь –сон. Поэтому маленького ребенка на первых порах в спокойной домашней обстановке кормят завтраком, после чего приводят в группу, где он вместе со всеми играет, гуляет в течение 2-3 часов, а на обед и сон возвращается домой.
Игры, проводимые на группе в адаптационный период.
«Давайте познакомимся!»
Дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.
« Улитка »
Воспитатель показывает картинки с изображением улитки и лягушки, объясняет им , почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности.
Затем воспитатель встаёт во главе строя детей, а дети пристраиваются за ним
«паровозиком» - каждый последующий обнимает за талию предыдущего. Взрослый
говорит, что теперь они вместе - большая улитка.
По команде воспитателя «Лягушка» улитка закручивается в спираль и замирает , не
двигается , не шевелится.
По команде «Лягушка ускакала» дети , не расцепляя рук , прохаживаются по
комнате и хором говорят:
«Вновь гулять улитка хочет,
Радуется и хохочет».
Игра продолжается до тех пор, пока не перестанет доставлять детям
удовольствие.
« Утреннее приветствие »
Все встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе).
Психолог говорит: «С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись».
Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки.
Педагог, поочередно глядя на каждого ребенка, должает: «Издесь ... Издесь ... И ба здесь...».
Дети вслед за ним повторяют: «И здесь...».
Затем психолог говорит: «Все здесь!»
Участники встают на носочки, не разъединяя рук, и поднимают их вверх и хором говорят: «Все здесь!» После этого медленно опуская руки, садятся на корточки.
« Добрый медвежонок »
Психолог просит детей погладить впередистоящих участниковпо голове, поплечам, по спине, порукам. Затем детям предлагается положить руки на талию (на плечи) впередистоящих и представить, что все они прекратились в одного маленького доброго медвежонка.
«Медвежонка» просят подышать, походить по комнате, присесть, встать и т.п.
«КЛУБОЧЕК»
Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т. д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
Замечание: если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
« Это я, узнай меня »
Дети сидят на ковре. Водящий поворачивается спиной к остальным участникам игры.
Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня». Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся. В роли водящего должен побывать каждый ребенок.
«Дружба начинается с улыбки...»
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
«ПОВАРЯТА»
Все встают в круг — это «кастрюля». Сейчас будут готовить «суп» («компот», «винегрет», «салат»). Каждый придумывает, чем он будет: «мясом», «картошкой», «морковкой», «луком» «капустой», «петрушкой», т.д. Ведущий выкрикивает по очереди' что он хочет положить в «кастрюлю». Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руку предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо — просто объедение.
«НАЙДИ ДРУГА»
Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине участников завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук: ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, меняются ролями.
«Только вместе »
Дети встают парами и вместе держат мяч (каждый ребенок старается держать двумя руками) По команде воспитателя дети должны одновременно присесть, стараясь не выпустить мяч из рук, пройти по группе, попрыгать.
Их главная задача- научиться действовать согласованно, не выронить мяч.
Литература:
1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - С. 49 - 53.
2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина 2007. - С. 304.
3. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009 .- С. 250.
4. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. / Под ред. Дороновой Т.Н., Соловьевой Е.В. и др. - М.: Линка-Пресс, 2001.
5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - М., 2007.- С. 310.
6. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. //Дошкольное воспитание. - 1993. - № 8.
7.Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3-4. - С. 46 - 51.