kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов и родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дана характеристика адаптационного периода, рекомендации,направленные на смягчение адаптационного периода и представлены  описания игр, проводимых с детьми в адаптациоонный период.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов и родителей»

Консультация для воспитателей

Адаптация детей дошкольного возраста.

Адаптационный период.

Составила старший Зрелякова Е.В.

Адаптация (приспособление) — процесс активного взаимодей­ствия организма со средой. И животные и человек приспосаб­ливаются к той или иной среде обитания: рыбы — к воде, птицы — к воздуху. Человек — к существованию в опреде­ленных климатогеографических условиях. Это биологическая адаптация. Но, в отличие от животных, человек должен обла­дать способностью приспосабливаться и к социальным услови­ям, поскольку любая социальная среда требует от него адекват­ных форм поведения (работа, отдых, семья и т. д.), т. е., помимо биологической, человек способен к социальной адаптации (Д. Б. Эльконин).

При легкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников — за 10-15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функци­ональные изменения едва выражены и нормализуются в тече­ние 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает. Легко адаптируются дети моложе 8-9 месяцев или старше полутора лет с благополучным анамнезом, хорошим состоянием здоровья и положенным по возрасту уровнем социализации.

При адаптации средней тяжести все нарушения в по­ведении ребенка выражены более ярко и являются длитель­ными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается значительное сни­жение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особен­но в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой фор­ме адаптации возникает в виде острой респираторной инфек­ции, протекающей без осложнений. Такое течение адаптации бывает у детей, поставленных в условия изменившейся соци­альной среды: от 9 месяцев до полутора лет либо у детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или педагогически запущенных.


Тяжелая адаптация характеризуется значительной дли­тельностью (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью ее прояв­лений- Число таких детей относительно невелико (8-9%), и они требуют особого внимания. Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои

признаки.

Тяжелая адаптация в силу обусловливающих ее причин неблагоприятно сказывается на развитии ребенка и состоя­нии его здоровья, которые нормализуются в дальнейшем очень медленно, иногда в течение ряда лет.

Легкое привыкание ребенка к новым социальным усло­виям во многом зависит от его эмоционального состояния. На этой основе формируется более высокий уровень его познава­тельной активности в новых условиях.

Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев. Бывают дети, у которых адаптация затягивается. Если состояние ребенка не стабилизировалось после 6-ти месяцев, существует угроза его здоровью. В этом случае показана дру­гая форма помощи развитию ребенка.

Рекомендации, направленные на смягчение

адаптационного периода.


1 Раздевальную комнату следует оформить так, чтобы поддерживать у ребенка положительный эмоциональный тонус.

2 В групповой комнате необходимо разместить крупные игрушки (куклы, мишки, ма­шины): иг­рушки отвлекают ребенка при расставании с родителями.

3 Процесс привыкания детей к условиям обществен­ного воспитания зависит прежде всего от условий организации предметно-развивающей среды. Они должны соответствовать возрастным особенностям детей, обеспечивать их физическое, психическое, нравственное, умственное развитие.

4 Мебель надо выбирать комбинированную, т. е. приспособ­ленную к обслуживанию детей взрослыми и росту детей. Ее можно расставить так, чтобы была возможность организовать игры небольшими группами. Оборудование не должно зани­мать много места и мешать свободному передвижению детей.

5 Воздушный режим имеет большое значение для нормальной жизнедеятельности организма, влияет на ак­тивность детей, их самочувствие.

6 Одежда должна быть удобной для ребенка, не стеснять его движений, позволять детям самостоятельно раздеваться и одеваться, соответствовать времени года и климатическим условиям.

7 Воспитателям следует проводить мероприятия, направленные на смягчение адаптационного периода у детей. ( Гибкий режим, игры, экран «прогноза» настроения, оформить фото альбом «Моя семья»)

8 В раздевалке, в родительском уголке, надо поме­стить советы родителям по организации режимных процессов, игр и занятий с детьми в условиях семьи.

9 Участок, где играют дети, должен быть красочным, чтобы они могли посидеть на скамейке, поиграть за столом, побегать на веранде и т. д.

10 Брать на прогулку выносной игровой материал: гигиеничный, яркий, удобный, ( он способствует развитию у детей умений действо­вать с природным материалом -водой, песком, снегом, льдинка­ми), помогает им ознакомиться с окружающим.

11 Воспитателю необходимо обратить внимание и на свой внешний вид. Если он аккуратно одет, это всегда производит хорошее впечатление и располагает ребен­ка, вызывает у него желание общаться.

12 Заранее или при первых посещениях ДОУ родителями, воспитателям желательно узнать индивидуальные особенности детей, их привычки, стрем­ления, наклонности.

13 Важно установить преемственность в работе воспитате­лей данной группы. Для этого по окончании дежурства воспи­татель должен передать коллеге сведения о состоянии здоро­вья и поведении детей каждой адаптационной группы, о на­значениях врача и рекомендациях педагога, о проделанной работе, о наблюдаемых за смену изменениях в поведении каж­дого вновь поступившего ребенка, проанализировать причины изменения

14 В группе раннего возраста и ясельной Основной этап адаптационного периода начинается с при­хода мамы с ребенком в группу детского сада.

15 .Объяснить маме её основную задачу пребывания в группе ДОУ: Она должна помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Таких совместных «диадных» посещений сада может быть несколько, их количе­ство определяется поведением самого ребенка. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его инте­рес к окружающему: «Как мне здесь нравится!», «Какие за­бавные игрушки сидят за столом!» и т.д. Каждый визит в детский сад на первой неделе длится не более 1-2 часов.

16 Воспитатель внимательно следит за самочувствием ребенка, отмечают характер его сна, аппетит. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь –сон. Поэтому маленького ребенка на первых порах в спокойной домашней обстановке кормят завтраком, после чего приводят в группу, где он вместе со всеми играет, гуляет в течение 2-3 часов, а на обед и сон возвращается домой.


Игры, проводимые на группе в адаптационный период.

«Давайте познакомимся!»

Дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок дол­жен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.

« Улитка »

Воспитатель показывает картинки с изображением улитки и лягушки, объясняет им , почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности.

Затем воспитатель встаёт во главе строя детей, а дети пристраиваются за ним

«паровозиком» - каждый последующий обнимает за талию предыдущего. Взрослый

говорит, что теперь они вместе - большая улитка.

По команде воспитателя «Лягушка» улитка закручивается в спираль и замирает , не

двигается , не шевелится.

По команде «Лягушка ускакала» дети , не расцепляя рук , прохаживаются по

комнате и хором говорят:

«Вновь гулять улитка хочет,

Радуется и хохочет».

Игра продолжается до тех пор, пока не перестанет доставлять детям

удовольствие.

« Утреннее приветствие »

Все встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе).

Психолог говорит: «С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись».

Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки.

Педагог, поочередно глядя на каждого ребенка, должает: «Издесь ... Издесь ... И ба здесь...».

Дети вслед за ним повторяют: «И здесь...».

Затем психолог говорит: «Все здесь!»

Участники встают на носочки, не разъединяя рук, и поднимают их вверх и хором говорят: «Все здесь!» После этого медленно опуская руки, садятся на кор­точки.

« Добрый медвежонок »

Психолог просит детей погладить впередистоящих участников по голове, по плечам, по спине, порукам. Затем детям предлагается положить руки на та­лию (на плечи) впередистоящих и представить, что все они прекратились в одного маленького доброго мед­вежонка.

«Медвежонка» просят подышать, походить по комнате, присесть, встать и т.п.

«КЛУБОЧЕК»

Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос уча­стнику игры (например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т. д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Замечание: если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

« Это я, узнай меня »

Дети сидят на ковре. Водящий поворачивается спиной к остальным участникам игры.

Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня». Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся. В роли водящего должен побывать каждый ребенок.

«Дружба начинается с улыбки...»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

«ПОВАРЯТА»

Все встают в круг — это «кастрюля». Сейчас будут готовить «суп» («компот», «винегрет», «салат»). Каждый придумы­вает, чем он будет: «мясом», «картошкой», «морковкой», «луком» «капустой», «петрушкой», т.д. Ведущий выкрикивает по очереди' что он хочет положить в «кастрюлю». Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руку предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В резуль­тате получается вкусное, красивое блюдо — просто объедение.

«НАЙДИ ДРУГА»

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине участников завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук: ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, меняются ролями.

«Только вместе »

Дети встают парами и вместе держат мяч (каждый ребенок старается держать двумя руками) По команде воспитателя дети должны одновременно присесть, стараясь не выпустить мяч из рук, пройти по группе, попрыгать.

Их главная задача- научиться действовать согласованно, не выронить мяч.


Литература:

1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - С. 49 - 53.

2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина 2007. - С. 304.

3. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009 .- С. 250.

4. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. / Под ред. Дороновой Т.Н., Соловьевой Е.В. и др. - М.: Линка-Пресс, 2001.

5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - М., 2007.- С. 310.

6. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. //Дошкольное воспитание. - 1993. - № 8.

7.Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3-4. - С. 46 - 51.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для педагогов и родителей

Автор: Зрелякова Елена Викторовна

Дата: 13.12.2018

Номер свидетельства: 490562

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Консультация для педагогов "Технология развивающего диалога как профилактика жестокого обращения с ребёнком""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_piedaghoghov_tiekhnologhiia_razvivaiushchiegho_dialogha_kak_"
    ["file_id"] => string(6) "412621"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493675411"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(112) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-skazka-kak-sriedstvo-nravstviennogho-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "221837"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435603989"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Консультация для педагогов:"Формы, методы и приемы взаимодействия педагогов с родителями""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_formy_metody_i_priemy_vzaimodeistviia_pedagogov_s_r"
    ["file_id"] => string(6) "619406"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1670381316"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Консультация для педагогов дошкольного образования на тему "Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_piedaghoghov_doshkol_nogho_obrazovaniia_na_tiemu_spietsifika"
    ["file_id"] => string(6) "413095"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493839170"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Консультация для педагогов и родителей «Осенние наблюдения»"
    ["seo_title"] => string(61) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_i_roditelei_osennie_nabliudeniia"
    ["file_id"] => string(6) "586345"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1630999432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства