kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов "Что необходимо детям для успешной адаптации."

Нажмите, чтобы узнать подробности

На психическое здоровье ребенка и его социальную адаптацию оказывают влияние как жизненные события, так и определенный комплекс сформированный в процессе воспитания и обучения социально психологических характеристик.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Что необходимо детям для успешной адаптации."»

Консультация для педагогов.


Что необходимо детям

для успешной адаптации?

Составила старший воспитатель Зрелякова Е.В.

Мы уже говорили выше, что активность ребенка является важнейшим условием его успешной адаптации. Рассмотрим теперь, классическое понятие адаптации. Адаптация — процесс (и результат) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности. В конце XIX — начале XX века это понятие из чисто биологического перешло в социально-психоло­гическое. Его стали применять к личности человека и к кол­лективному поведению. Основная функция адаптации состоит в том, что она компенсирует недостаточность поведения в новых условиях.

Социально-психологическая адаптация — это приспособле­ние к обществу, в котором мы живем, процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладение социально-психологическими функциями. В этом про­цессе мы стремимся достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. Активное взаи­модействие с миром развивает адаптивные способности челове­ка, повышает степень соответствия между теми требованиями, которые предъявляет к нему ситуация, и его возможностями, по­ведением.

Достижение состояния социально-психологической адаптации приводит к ослаблению и устранению внутреннего психическо­го напряжения, беспокойства, которые возникали у человека при взаимодействии с другими людьми, окружающей средой в це­лом. Важно учитывать, что часто главная роль в образовании у человека дестабилизационных состояний, неадекватного психического напряжения в общении принадлежит травмирующим событиям в сфере межличностных отношений и особенно в ран­нем детстве.

К функциям социально-психологической адаптации специали­сты относят:

  • достижение оптимального равновесия в динамичной, посто­янно изменяющейся системе «личность—социальная среда»;
    регулирование общения и взаимоотношений; формирова­ние эмоционально-комфортных позиций; повышение эф­фективности деятельности как адаптирующейся личности,
    так и социальной среды, коллектива;

  • самореализацию личности, максимальное проявление твор­ческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности; самопознание и самокоррекцию; психологическую защиту и сохранение психического здоровья.

Различают два типа социально-психологической адаптации:

* прогрессивный — при котором происходит достижение всех функций и целей полной адаптации, в ходе реализации которой достигается единство интересов, целей личности,
с одной стороны, и групп общества в целом — с другой. За счет этого единства устремленности интересов и целей жизнь в обществе, принятие установленных в нем норм восприни­маются личностью как важнейшее условие раскрытия сво­их возможностей, как гарантия возможности самореали­зации;

* регрессивный — он проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной со­циальной группы и самой личности. Иногда регрессивную адаптацию психологи обозначают как конформную, осно­ванную на формальном принятии личностью социальных норм и требований. Это ведет к созданию проблемных си­туаций и отнимает у личности возможность самореализо­ваться, проявить свои творческие способности, испытать чувство широкого общественного признания и собственно­го достоинства.


Б.А. Куган рассматривает четыре стадии социально-психологической адаптации.

Первая стадия— уравновешивание. Оно характери­зуется минимальной степенью включенности индивида в про­цесс адаптации к новой среде и связано с узнаванием новой си­туации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улав­ливая специфику его психологической атмосферы. Здесь уста­навливается как бы «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипов поведения друг друга.

Вторая стадия — псевдоадаптация. Отличительные черты этого этапа: сочетание внешней приспособленности к об­становке с отрицательным отношением к ее нормам и требова­ниям, противоречие между ориентациями, взглядами, убежде­ниями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой стороны. Индивид знает, как он дол­жен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне, в сво­ем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

Третья стадия — приноровление. Базируется на при­знании и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

Четвертая стадия— уподобление. Характерной осо­бенностью рассматриваемого этапа является психологическая переориентация индивида, т. е. трансформация прежних взгля­дов, установок, ориентации в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения [Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган, Челябинск, 1995].

Согласно мнению данного автора, каждая из выделенных ста­дий социальной адаптации фиксирует разные степени включен­ности индивида в новую ситуацию. Индивид может последова­тельно пройти все этапы, постепенно адаптируясь к социальной среде, а может одну из них миновать или остановиться на какой-то из них. Б. А. Куган отмечает также, что охарактеризованные стадии адаптации могут быть интерпретированы как типы при­способления, которые более или менее соответствуют опреде­ленным типам личности [Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган, Челябинск, 1995].

В жизни ребенка иногда возникают резкие изменения наибо­лее существенных условий его жизни и деятельности. Такие си­туации возникают нередко при разводе родителей, при переходе ребенка из одного образовательного учреждения в другое и т. д. В таких случаях в последние годы, наряду с термином «адапта­ция», используют термин «переадаптация», под которым пони­мают процесс перестройки личности при коренных изменениях условий жизни, ее содержания и деятельности (переход из дет­ского сада в школу, из семьи в детские дома и т. д.). При невоз­можности переадаптации личности происходит ее дезадапта­ция. Если процесс адаптации связан с коррекцией, достройкой, деформированием, частичной перестройкой отдельных функ­циональных систем психики, то переадаптация связана с пере­стройкой на противоположные по содержанию способы и сред­ства реализации либо с их изменениями в значительной степени.

В последние десятилетия проблема развития адаптационных механизмов у детей стала одной из наиболее актуальных. Это вызвано как процессами, происходящими в российском обще­стве, так и трудностями адаптации самих взрослых, которые сложились в результате разрушения имеющейся у них систе­мы жизненных стереотипов, привычной социальной среды, рас­ширения зоны социальных конфликтов и их углубления. Мо­жет быть, самой существенной из этих перемен с точки зрения воспитания детей является разрушение системы ценностей, ко­торая в любом обществе служит фундаментом формирующейся жизненной ориентации личности. Сегодня многие взрослые переживают кризис в определении смысла собственной жизни и испытывают существенные затруднения в общении с детьми на такого рода темы. Невозможно отрицать наличие реальной угрозы в современном обществе социальному, эмоционально­му благополучию личности, а часто и ее физическому существо­ванию. В этой связи повышаются требования к адаптационным ресурсам детей.


Что нужно знать, чтобы помочь ребенку в его развитии?

На психическое здоровье ребенка и его социальную адаптацию оказывают влияние как жизненные события, так и определен­ный комплекс сформированных в процессе воспитания и обуче­ния социально-психологических характеристик, которые рас­сматриваются в специальной литературе как психосоциальные факторы социальной адаптации.

Когда встает вопрос об оценке результатов социально-психо­логической адаптации и особенностей нарушения поведения, представляется необходимым изучение следующего:

* опыта социализации на ранних этапах развития ребенка;
* жизненных событий настоящего времени;

* их соотношения с особенностями личности ребенка и его психического здоровья.

Как показывают исследования, наиболее существенными фак­торами, влияющим на появление поведенческих расстройств у детей и вызывающим комплекс нарушений на ранних этапах социализации, являются:

* неадекватность поведения матери в конкретных ситуациях;
*оценка ребенком этого поведения как жестокого (суровые наказания, жесткость воспитания) и авторитарного (властность, чрезмерные требования к ребенку, навязывание дру­гим своих взглядов).

В тех случаях, когда у ребенка наблюдаются психосоматические расстройства, в основе нарушения ранней социализации, как правило, лежат проявление слабости и эмоциональной неустойчивости родителей, противоречивые тенденции в воспита­нии, слабость к отрицательным проявлениям личности песси­мизм, безволие, безразличие к судьбе своего ребенка.

Таким образом, у детей с проблемами в адаптации наблюдаются нарушения в формировании основных механизмов ранней социализации:

*создании чувства базисного доверия к миру и безопасности;

  • формировании эталонов поведения;

  • моделировании собственного поведения.


В связи с проблемой адаптации употребляется понятие «со­циальная компетенция» — о ней говорят, если ребенок обладает достаточными способностями для реализации задач, стоящих перед ним в повседневности в данном периоде жизни. Компе­тенция может пониматься как эффективная модель действия. Ее эффективность рассматривается с точки зрения развития опре­деленных качеств личности, факторов окружения и культурно­го контекста. Всю совокупность влияющих на адаптацию фак­торов подразделяют на две группы:

* положительно влияющие на состояние равновесия (напри­мер, гибкость и защитные свойства);

* негативно влияющие и нарушающие равновесие (в том чис­ле стрессовые ситуации и патология).

Примером качеств, которые помогают детям и подросткам успешно приспосабливаться, несмотря на риск и неудачи, быть менее восприимчивыми к негативным влияниям извне, могут являться такие свойства, как умение ориентироваться в среде, уверенность в себе (чувство, что трудности преодолимы), а так­же целый ряд личных качеств (позитивный образ себя, легкий характер, самостоятельность, развитый интеллект и т. д.).

В социальной ситуации развития ребенка могут в той или иной степени присутствовать так называемые защитные факто­ры. К ним относят такие аспекты окружения индивида, которые его защищают от риска и неудач, например:

  • референтная (значимая, авторитетная для ребенка) лич­ность, которая предоставляет ребенку возможности для са­мореализации и помогает определить смысл жизни, а в кри­тические моменты развития и дает его;

  • поддержка, исходящая от родных и близких, и хорошие, ус­тойчивые взаимоотношения с ними;

  • положительный опыт (например, школьный или трудо­вой);

  • вступление в общественные организации и тесная связь с ними;

  • хорошие отношения с воспитателем и др.

Таким образом, в задачи каждого взрослого — и родителей, и педагогов — входит создание таких условий общения с ребен­ком и совместной с ним деятельности, которые давали бы воз­можность прогнозировать последовательное усиление адаптив­ных возможностей ребенка. В первую очередь здесь следует идти путем формирования актуальных и необходимых для его возраста психологических качеств личности, ведущего вида де­ятельности и способностей, позволяющих ребенку успешно ре­шать встающие перед ним жизненные задачи.

Мини-практикум

Для того чтобы своевременно заметить изменения состояния ребенка, полезно развивать в себе такое качество, как педагоги­ческая наблюдательность. С этой целью мы предлагаем вам ис­пользовать для этого приведенный ниже опросник.

Процедура работы с ним проста.

Сначала отвечаете на вопросы, исходя из воспоминаний о ре­бенке. На следующем этапе проводите целенаправленное на­блюдение за ребенком (например, в течение 5 дней по 1 часу), отмечая в соответствующей графе проявление указанных особен­ностей поведения. Подведя итог наблюдений, можете сравнить результаты первого и второго заполнения опросника и оценить, таким образом, насколько вы внимательны к ребенку и знаете его. Также можно использовать данный опросник для составле­ния сравнительной характеристики двоих и более детей. Эти сведения помогут организовать индивидуальный подход к ре­бенку, определив специфические особенности его поведения и от­ношения к происходящему, оценить особенности и динамику уровня его социальной адаптации.

Систематически проводя оценку качества социальной адап­тации своего ребенка с помощью данного опросника, взрос­лый получает возможность качественно оценить происходящие перемены в поведении, отношениях и самочувствии ребенка, а при необходимости точно сформулировать свой запрос к пси­хологу.

Опросник социальной адаптации

Имя, фамилия ребенка_

Возраст

Пол



№ п/п

Вопрос

Да

Нет

I

Обидчив ли ваш ребенок?



2

Он склонен обижаться?



3

Упрям или нет ребенок?



4

Легко ли вступает в контакт с другими людьми?



5

Стремится ли к контактам с другими людьми?



6

Любознателен или нет?



7

Добр или нет ваш ребенок по отношению к окружающим?



8





Как ведет себя в трудных ситуациях:



а) справляется сам



б) просит о помощи



в) избегает преодоления трудностей



9




Как реагирует на критику:



а) спокойно



б) раздражается



10





Как переживает неудачу:



а) плачет, расстраивается



б) ищет причину в себе



в) ищет причину в других



11

Хвастлив или нет ребенок?



12




Какое настроение преобладает:



а) грустное



б) веселое



II

Часто ли у ребенка меняется настроение?



14




Что острее переживает ваш ребенок:



а) события, связанные с отношениями



б) события, связанные с вещами



15












Из-за чего больше всего переживает ребенок:



I) если прервать его в разгар игры или приготовления уроков



б) если не купите вещь, которую он просит



в) если его не приняли в игру товарищи



г) если родители не берут его с собой на прогулку, в гости



д) если не даем ему для работы или игры какой-нибудь предмет, инструмент



е) если не разрешаем помогать на кухне или в другом деле



ж) если требуем, чтобы ребенок убрал за собой



и) если родители ссорятся



к) из-за несправедливости



л) совсем не переживает



16

Умеет ли ребенок думать о себе, оценивать себя?



17




Каким он себя считает:



а) смотрит ли ребенок на себя вашими глазами



б) у него собственное представление о себе



18




Как ребенок строит отношения с товарищами:



а) любит командовать



б) любит подчиняться



19

Знаете ли вы, что думает ваш ребенок о вас?



20




Есть ли в жизни вашего ребенка конфликты:



а) со взрослыми



б) со сверстниками







С.Л. Колосова «Детская агрессия». М., СПб, «Питер», 2004г.



































Консультация для педагогов.


Дезадаптация и ее признаки.

Составила старший воспитатель Зрелякова Е.В.

Наверное, каждому из родителей хоть раз воспитатель делал замечание по поводу поведения его ребенка. Дети шумят, бега­ют, дерутся и ссорятся из-за игрушек и т. п., и это не устраивает взрослого. С другой стороны, назовите хотя бы одного ребенка, который за свое довольно продолжительное детство ни разу ни­кого не укусил, не толкнул, не выкрикнул чего-нибудь не вовре­мя?! Давайте разберемся, всегда ли есть необходимость приме­нять дисциплинарное, воздействие к ребенку в таких случаях и тем более вести его к психологу, психотерапевту? И при ка­ких условиях действительно появляется основание для тревоги и педагогического вмешательства в поведение ребенка.

Итак, что такое дезадаптация, как она возникает и в чем про­является?

В кратком словаре семейного воспитания дается такое опре­деление. Психическая дезадаптация это нарушение приспо­собительного поведения индивида в силу действий тех или иных внешних или внутренних причин: непосильных или несправедли­вых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникаю­щего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты. Ее_основу составляет эмоциональное напряжением под его влиянием возникающее неадекватное реагирование на условия или требо­вания среды в форме тех или иных отклонений в поведении.

Дезадаптация личности — деструктивный процесс, в ходе ко­торого развитие внутрипсихических процессов и поведение ин­дивида приводит не к разрешению проблемных ситуаций в его жизни и деятельности, а к усугублению трудностей существова­ния и неприятных переживаний, их вызывающих. Дезадаптация бывает:

*патологической — когда дезадапта­ция приводит к необратимой транс­формации (изменению, перерожде­нию, распаду) психических и физи­ологических функций, поведения, к глубокому конфликту личности со средой и с самим собой и даже к аутоагрессии. Чаще всего это про­исходит по причине психических расстройств личности, а также в результате длительного, непереносимого стресса, сильного травмирующего воздействия и т. д.;

* не патологической — это дезадаптация, смысловое содержа­ние которой отличается тем,

что человек не может принять ситуацию, испытывает чувство субъективной непереноси­мости существующей ситуации. Многочисленные примеры такой дезадаптации предоставляют кризисы трехлетнего и подросткового возраста, когда ребенок сопротивляется требованиям взрослого, считая их неприемлемыми для се­бя, непереносимыми. Однако чем упорнее взрослый не же­лает замечать перемен в ребенке и изменять систему отно­шений с ним, тем вероятнее, что закономерные и временные нарушения поведения ребенка перерастут в устойчивые формы дезадаптации.

Означая нарушение процесса взаимодействия человека с ок­ружающей средой, дезадаптация, следовательно, представляет собой двусторонний процесс. В целом выделяют две группы факторов дезадаптации личности — средовые и интрапсихические, связанные с особенностями психики человека, чаще всего с акцентуированными чертами его характера. В то же время проблема дезадаптации как процесса, протекающего вне пато­логии, рассматривается авторами по-разному. Единого мнения по поводу большей или меньшей значимости средовых и интрапсихических факторов в развитии дезадаптации сегодня нет. Каждый из ученых и практиков акцентирует внимание на тех или иных аспектах, чаще всего таких как:

  • наличие акцентуаций характера и психогений;

  • следствие отвыкания от привычных условий жизни и т. д. [Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. – М., 2003].

В каждом случае дезадаптация представляет собой совокуп­ность признаков, свидетельствующих о несоответствии социаль­но-психологического и психофизиологического статуса ребен­ка требованиям новой социальной ситуации. Усвоение ребенком этих требований или овладение новой ситуацией в целом по ряду причин затруднено, или, что тоже встречается, невозмож­но. Внешними признаками социальной дезадаптации выступают «плохое» (девиантное) поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто на­личие одного из этих признаков влечет за собой наличие других.

Например, нарушения поведения, в основе которых могут ле­жать различные причины, порождают психологический диском­форт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения со взрос­лым. Это побуждает его к поиску средств компенсации, а так как выбор этих средств у детей часто бывает ограничен, то в резуль­тате такой поиск приводит к еще более серьезным нарушениям (например, развивается привычка бравировать, скрывая свое не­благополучие) и проступкам и, соответственно, к дальнейшему ухудшению отношений.

В качестве наиболее характерных для дезадаптации симпто­мов С. А. Беличева называет:

  • агрессию по отношению к людям, вещам;
    * чрезмерную подвижность;

  • чувство собственной неполноценности;

  • постоянные фантазии;

  • упрямство;

* неадекватные страхи;

  • сверхчувствительность;

  • неспособность сосредоточиться на работе;

  • неуверенность в принятии решения;

  • частые эмоциональные расстройства;

  • лживость;

* достижения, не соответствующие нормам хронологическо­го возраста;

* неадекватную, чрезмерно завышенную самооценку;

* говорение с самим собой и т. д. [Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994].

Основу дезадаптации, как уже отмечалось выше, составляет эмоциональное напряжение, которое испытывает ребенок в силу несоответствия его возможностей и уровня развития адаптаци­онных механизмов требованиям жизненной ситуации. Однако необходимо отметить, что диагностическая ценность указанных признаков повышается с возрастом: чем старше ребенок, тем в большей степени наличие данных особенностей поведения свидетельствует именно о дезадаптации, а не просто о трудно­стях роста, которые часто бывают преходящими, временными.

М. Раттер предлагает следующие критерии оценки тяжести дезадаптивных расстройств у детей.

Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и по­ловой принадлежности ребенка. Ряд особенностей поведения яв­ляется нормальным только для детей определенного возраста.

Длительность сохранения расстройства. У детей довольно часто отмечаются различные страхи, припадки, другие расстрой­ства. Однако случаи длительного сохранения этих состояний редки и поэтому должны вызывать тревогу у взрослых.

Жизненные обстоятельства. Временные колебания в поведе­нии и эмоциональном состоянии детей — явление обычное и нор­мальное, так как развитие никогда не происходит гладко, а вре­менный регресс встречается довольно часто. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка. Так, регрессом в поведении многие дети реаги­руют на появление младшего брата или сестры, а ростом тревож­ности — на перемену детского сада. Вообще стресс усиливает име­ющиеся у ребенка эмоциональные или поведенческие трудности.

Социокультурное окружение. Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведе­ние должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды. Культурные различия, существу­ющие в обществе, значительно влияют на вариативность в це­лом норм поведения.

Степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются гораз­до чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Более при­стального внимания требуют дети с множественными эмоцио­нальными и поверхностными расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни. Тип симптома. Одни симптомы бывают вызваны неверным воспитанием, другие — психическим расстройством. Нарушение отношений со сверстниками значительно чаще бывает связано именно с психическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания.

Тяжесть и частота симптомов. Очень важно выявить часто­ту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.

Изменения поведения. Анализируя детское поведение, сле­дует сравнивать его проявления не только с чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует относиться вниматель­но к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяс­нить законами нормального развития и созревания.

Ситуационная специфичность симптома. Считается, что сим­птом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке [61].

Таким образом, решая вопрос о степени выраженности соци­альной дезадаптации у ребенка, следует принимать во внима­ние комбинацию всех вышеназванных критериев, учитывая как общие закономерности развития, так и индивидуальные характеристики ре­бенка.

Социальная адаптация в обществе невозможна без овладения ребенком общепринятыми коммуникативными навыками.

Следует заметить и выделить, что от самоутверждения ребенка среди своих сверстников зависят и его здоровье, и учеба, и фор­мирование его личности в целом, которое происходит в обще­нии и совместной деятельности с окружающими. Для профилактики дезадаптации_нужно не только научить ребенка идти на контакт, но и научить его сопереживанию, доброжелательности, терпимости, эмоциональной поддержке, умению проявлять инициативу и соглашаться с другими,_подчиняться, обмениваться опытом, знаниями, умениями, идеями для установления нормаль­ных взаимоотношений в коллективе. Когда взрослый, общаясь с ребенком, помнит об этом, дети постепенно учатся согласовы­вать свои интересы и потребности с интересами и потребностя­ми других, у них формируется способность быть заботливыми, чуткими, ласковыми, отзывчивыми и внимательными по мере приобретения ими социального и коммуникативного опыта.

Таким образом, нарушение механизмов социальной адапта­ции чревато развитием социальной дезадаптации. Круг причин и проявлений социальной дезадаптации очень широк и требует индивидуального анализа особенной социальной ситуации раз­вития каждого конкретного ребенка. Одни и те же формы пове­дения, являясь закономерными и адаптивными в одних ситуа­циях и в конкретном возрасте, на другой возрастной ступени или в иных обстоятельствах способны привести к дезадаптации ре­бенка и являются ее признаками. Но, какими бы стартовыми возможностями и индивидуальными особенностями ни обладал ребенок, общие законы психологии и педагогики распростра­няются на всех детей в равной степени. Поэтому, только опира­ясь на знание этих общих законов, возможно найти правильные формы той индивидуализации воспитательного процесса, ко­торая обеспечит успешность социальной адаптации каждого ре­бенка.

Мини-практикум

Основным методом сбора сведений об уровне дезадаптированности ребенка является систематизированное наблюдение за особенностями поведения ребёнка и его эмоциональными проявлениями. Мы предлагаем воспользоваться с этой целью опросником. Он направлен на изучение уровня адаптации детей младшего школьного возраста и состо­ит из 46 утверждений: 45 касаются возможных вариантов пове­дения ребенка в школе, 1 — участия родителей в воспитании. Учитель, как наиболее компетентное лицо в школе, работая с блан­ком ответов, должен вычеркнуть номера тех высказываний, ко­торые относятся к данному ученику. Психолог обобщит ре­зультаты и, дополнив их результатами личной беседы с ребенком и проведенной диагностики, имеет возможность получить дос­таточно полные и четкие представления о ребенке.

Работая с опросником, учитель вычеркивает номера, в кото­рых описаны фрагменты поведения, характерные для конкрет­ного ребенка. Бланк разделен вертикальной чертой. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обра­ботке засчитывается 1 балл, если справа — 2 балла. Максималь­но возможная сумма баллов — 70.

Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно опре­делить его коэффициент дезадаптации: К = (П 4- 70) х 100 %, где П — количество баллов, набранных ребенком.

Интерпретировать значение коэффициентов можно следу­ющим образом:

  • показатель до 14% является нормальным, не дает возмож­ности говорить о каком-либо неблагополучии;

  • показатель от 15 до 30 % свидетельствует о средней степени
    дезадаптации;

* показатель свыше 30 % — серьезная степень дезадаптации;

* показатель свыше 40 % — эти дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога.

В бланке ответов все имеющиеся факторы поведения опреде­ленным образом сгруппированы. Такое построение бланка дает возможность достаточно быстро сориентироваться, определить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадапта­ции конкретного ребенка [Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе// Начальная школа, 1996. - №7].


Опросник Л.М. Ковалевой.

Опросник для педагога.


  1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.

  2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т.п.)

  3. Не знает много из того, что известно большинству детей его возраста (дни недели, времена года и т.п.).

  4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы и т.п.).

  5. Пишет правой рукой, но является левшой.

  6. Пишет левой рукой.

  7. Бесцельно двигает руками.

  8. Часто моргает.

  9. Сосет палец или ручку.

  10. Иногда заикается.

  11. Грызет ногти.

  12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.

  13. Ребенок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.

  14. Очень любит играть, играет даже на уроках.

  15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.

  16. Речь инфантильная, напоминает речь 4-5 летнего ребенка.

  17. Чрезмерно беспокоен на уроках.

  18. Быстро примиряется с неудачами.

  19. Любит шумные подвижные игры на переменах.

  20. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.

  21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.

  22. Долго переживает неудачи.

  23. При неожиданном вопросе учителя час то теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.

  24. Очень долго выполняет любое задание.

  25. Домашнее задание выполнит гораздо лучше классных (разница очень существенна, больше, чем у других).

  26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.

  27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещать (например, знает марки машин, но не может повторить самое простое правило).

  28. Требует постоянного внимания к себе со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения: «Пиши!» и т.п.

  29. Допускает много ошибок при списывании.

  30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.п.

  31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.

  32. Никогда не делает ничего сверх положенного минимума, не стремится узнать что-то, рассказать.

  33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.

  34. Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.

  35. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и т.п.

  36. Не совсем здоровый вид (бледный, худенький).

  37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.

  38. Если что-то не получается, раздражается, плачет.

  39. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться», бросить работу.

  40. Часто жалуется на усталость, головную боль.

  41. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.

  42. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т.п.).

  43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.

  44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.

  45. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.

  46. Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него сформированы.


Бланк для ответов. Диагностируемые параметры адаптации.


1


РО – родительское отношение

2

3 4

НГШ – неготовность к школе

5 6


Л – леворукость

7 8 9

10 11

НС – невротические симптомы

12 13 14

15 16

И – инфантилизм

17 18 19

20 21

ГС – гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность

22 23

24 25 26

ИНС – Инертность нервной системы

27

28 29 30

НП – недостаточная произвольность психических функций

31 32 33

34 35

НМ – низкая мотивация учебной деятельности

36

37 38 39 40

АС – астенический синдром

41 42

43 44 45 46

НИД – нарушения интеллектуальной деятельности

С.Л. Колосова «Детская агрессия». М., СПб, «Питер», 2004г.


2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для педагогов "Что необходимо детям для успешной адаптации."

Автор: Зрелякова Елена Викторовна

Дата: 20.11.2018

Номер свидетельства: 486626

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Психологическое сопровождение летнего отдыха детей "
    ["seo_title"] => string(64) "psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-lietniegho-otdykha-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "167575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423119189"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт?" "
    ["seo_title"] => string(101) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-chto-takoie-fiedieral-nyi-ghosudarstviennyi-obrazovatiel-nyi-standart"
    ["file_id"] => string(6) "148027"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419544925"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»"
    ["seo_title"] => string(65) "konsultatsiia_dlia_roditelei_adaptatsiia_rebenka_v_detskom_sadu_3"
    ["file_id"] => string(6) "566348"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607575155"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Программа ?психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации ребенка к ДОУ "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-dwaegpsikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-protsiessa-adaptatsii-riebienka-k-dou"
    ["file_id"] => string(6) "195735"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427959245"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Статья "Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации в новом коллективе" "
    ["seo_title"] => string(94) "stat-ia-formy-individual-noi-raboty-s-uchashchimisia-v-pieriod-adaptatsii-v-novom-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "229221"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441645591"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства