kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов "Аппликация как средство познавательной деятельности дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное детство -это уникальное время для развития способностей ребёнка. Одна из наиболее важных способностей -это способность к познанию. Аппликация может выступать для детей особой формой художественного познания. Благодаря правильной организации воспитательно- образовательного процесса, аппликация оказывает огромное влияние на повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, способствует всестороннему развитию личности воспитанников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Аппликация как средство познавательной деятельности дошкольников"»

Консультация для педагогов

АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Известно, что дошкольное детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми. Это социально значимое качество личности формируется у дошкольников в различных видах деятельности.

Продуктивные виды детской деятельности являются очень важным средством познавательного развития дошкольников, поскольку в процессе нее формируются такие важные качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, являющиеся основными компонентами творческой деятельности.

Аппликация может выступать для детей особенной формой художественного познания и может способствовать пошаговому усвоению и пониманию своеобразия изобразительных средств, которые стимулировали бы познавательную потребность ребенка. Любопытство в определенных условиях перерастает в любознательность, которая со временем формируется в познавательные интересы, а после - и в потребности к самостоятельному использованию полученных знаний и навыков.

В процессе продуктивной деятельности дошкольники приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными, успешными, уверенными в своих силах. Моделируя предметы окружающего мира, аппликация приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в объемном изображении.

Познавательная активность дошкольников много в чем может зависеть от того, как воспитатель преподнесет детям материал и как он сумеет организовать учебную деятельность дошкольников. Наиболее успешному развитию познавательных способностей у дошкольников будут способствовать следующие педагогические условия:

1. Создание предметно – пространственной развивающей среды, способствующей активному включению в познавательно–творческую деятельность всех детей группы. Разнообразие материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность.

2. Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и детей. Это возможно, если царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, радость его достижениям.

3. Учет возможностей каждого ребенка и сохранение его индивидуальности.

4. Организация продуктивных видов деятельности, обеспечивающих освоение и реализацию детьми различных способов познания.

5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в продуктивной деятельности. Немаловажно определить место, куда дети могли бы выставлять свои творческие работы.

6. Возможность широкого выбора детьми художественных средств выразительности и материалов для развития познавательного интереса и активного самовыражения.

7. Взаимодействие с родителями воспитанников. Важным составляющим познавательной активности является творческое начало, поэтому очень важно организовывать совместные с родителями выставки разнообразной тематики.

Последовательность выполнения аппликации:

1. продумывание композиции

2. подбор материала

3. заготовка деталей

4. детали изображения располагают на фоне

5. наклеивание и высушивание деталей изображения

Знакомство детей с последовательностью и способами изображения в аппликации должна обязательно сопровождаться словесными инструкциями про правила пользования ножницами, клеем и т.д.

Приступая к реализации познавательно–творческой деятельности, старайтесь учитывать важное условие: детям должно быть интересно и увлекательно. Основное усилие педагога и родителей при этом должно быть направлено на воспитание у дошкольников потребности испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению конечной цели. Только в этом случае, ребенок будет трудиться наиболее продуктивно, с полной отдачей, не жалея сил, и получать удовольствие от интересного, увлекательного процесса труда.

Значительное место в педагогическом процессе при формировании познавательной активности у дошкольников отводится упражнению детей в технике аппликации, в которой широко используются поисково-творческие задания такие, как:

- наблюдение, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, устанавливается состояние объекта (явления);

- сбор красивых осенних листьев, их рассмотрение, обведение листьев по контуру;

- выкладывание из предложенных воспитателем деталей определенной картинки или отдельных предметов;

-  приложение вырезанных деталей к бумаге, обведение его по контуру карандашами, чтобы на бумаге остался рисунок, дорисовка и раскраска данного рисунка.

Обучение дошкольников, как известно, происходит наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности. Игровые ситуации воспринимаются детьми более естественно, чем серьезные обсуждения. Они помогают раскрепоститься, чувствовать себя комфортно, более уверенно, развивают наблюдательность и рассудительность к происходящему вокруг.

Например, «Сказочный теремок для зверей», где вместе обсудите из чего его можно сделать? Из каких материалов? Чем и как его можно украсить? Сделанную постройку можно в дальнейшем использовать для увлекательной игры и пересказа сказки. При таких занятиях дети имеют возможность применить свои знания, умения и навыки в различных видах деятельности, объединённых общей темой. Они поддерживают познавательный интерес, помогают найти применение полученных ранее знаний и умений на практике.

Необходимым условием для развития стойкого познавательного интереса у дошкольников является создание проблемно - поисковых игровых ситуаций. Именно они составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент. Для этого можно использовать такие проблемно – поисковые задания: для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какого цвета нужно выбрать изображения рыб, чтобы они «не потерялись» в воде? Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать аккуратно и быстро? Как сделать треугольник для крыши из прямоугольника? и т. д.

Также можно использовать в процессе продуктивных видов деятельности исследовательский метод обучения как средство развития познавательной активности у дошкольников. Например, что можно сделать из куска бумаги? Детям нравится проводить совместные опыты: «Угадай на ощупь», «Превращения» на выявление свойств и качеств различных предметов и материалов.

Следует отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание больше узнать, обогащают яркими образами окружающего мира. При этом дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.

Таким образом, при правильной организации воспитательно-образовательного процесса аппликация оказывает огромное влияние на повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, способствует всестороннему развитию личности воспитанников. Самое главное, что в подобного рода творческой атмосфере ребенок может развиваться гораздо быстрее и полноценнее, поскольку ребенок чувствует, что способности его востребованы, то есть, он нужен коллективу.

А.В. Луначарский писал: "Мы устроены так, что чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным, когда мы почувствуем его не только головой, но призовем к этому всю нашу нервную систему".




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Митягина Елена Леонидовна

Дата: 07.12.2022

Номер свидетельства: 619457

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(112) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-skazka-kak-sriedstvo-nravstviennogho-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "221837"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435603989"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Познавательный проект "Зимняя прогулка для здоровья""
    ["seo_title"] => string(57) "poznavatiel-nyi-proiekt-zimniaia-proghulka-dlia-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "266935"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450274785"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства