Консультация для педагогов "Аппликация как средство познавательной деятельности дошкольников"
Консультация для педагогов "Аппликация как средство познавательной деятельности дошкольников"
Дошкольное детство -это уникальное время для развития способностей ребёнка. Одна из наиболее важных способностей -это способность к познанию. Аппликация может выступать для детей особой формой художественного познания. Благодаря правильной организации воспитательно- образовательного процесса, аппликация оказывает огромное влияние на повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, способствует всестороннему развитию личности воспитанников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Аппликация как средство познавательной деятельности дошкольников"»
Консультация для педагогов
АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Известно, что дошкольное детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми. Это социально значимое качество личности формируется у дошкольников в различных видах деятельности.
Продуктивные виды детской деятельности являются очень важным средством познавательного развития дошкольников, поскольку в процессе нее формируются такие важные качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, являющиеся основными компонентами творческой деятельности.
Аппликация может выступать для детей особенной формой художественного познания и может способствовать пошаговому усвоению и пониманию своеобразия изобразительных средств, которые стимулировали бы познавательную потребность ребенка. Любопытство в определенных условиях перерастает в любознательность, которая со временем формируется в познавательные интересы, а после - и в потребности к самостоятельному использованию полученных знаний и навыков.
В процессе продуктивной деятельности дошкольники приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными, успешными, уверенными в своих силах. Моделируя предметы окружающего мира, аппликация приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в объемном изображении.
Познавательная активность дошкольников много в чем может зависеть от того, как воспитатель преподнесет детям материал и как он сумеет организовать учебную деятельность дошкольников. Наиболее успешному развитию познавательных способностей у дошкольников будут способствовать следующие педагогические условия:
1. Создание предметно – пространственной развивающей среды, способствующей активному включению в познавательно–творческую деятельность всех детей группы. Разнообразие материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность.
2. Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и детей. Это возможно, если царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, радость его достижениям.
3. Учет возможностей каждого ребенка и сохранение его индивидуальности.
4. Организация продуктивных видов деятельности, обеспечивающих освоение и реализацию детьми различных способов познания.
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в продуктивной деятельности. Немаловажно определить место, куда дети могли бы выставлять свои творческие работы.
6. Возможность широкого выбора детьми художественных средств выразительности и материалов для развития познавательного интереса и активного самовыражения.
7. Взаимодействие с родителями воспитанников. Важным составляющим познавательной активности является творческое начало, поэтому очень важно организовывать совместные с родителями выставки разнообразной тематики.
Последовательность выполнения аппликации:
1. продумывание композиции
2. подбор материала
3. заготовка деталей
4. детали изображения располагают на фоне
5. наклеивание и высушивание деталей изображения
Знакомство детей с последовательностью и способами изображения в аппликации должна обязательно сопровождаться словесными инструкциями про правила пользования ножницами, клеем и т.д.
Приступая к реализации познавательно–творческой деятельности, старайтесь учитывать важное условие: детям должно быть интересно и увлекательно. Основное усилие педагога и родителей при этом должно быть направлено на воспитание у дошкольников потребности испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению конечной цели. Только в этом случае, ребенок будет трудиться наиболее продуктивно, с полной отдачей, не жалея сил, и получать удовольствие от интересного, увлекательного процесса труда.
Значительное место в педагогическом процессе при формировании познавательной активности у дошкольников отводится упражнению детей в технике аппликации, в которой широко используются поисково-творческие задания такие, как:
- наблюдение, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, устанавливается состояние объекта (явления);
- сбор красивых осенних листьев, их рассмотрение, обведение листьев по контуру;
- выкладывание из предложенных воспитателем деталей определенной картинки или отдельных предметов;
- приложение вырезанных деталей к бумаге, обведение его по контуру карандашами, чтобы на бумаге остался рисунок, дорисовка и раскраска данного рисунка.
Обучение дошкольников, как известно, происходит наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности. Игровые ситуации воспринимаются детьми более естественно, чем серьезные обсуждения. Они помогают раскрепоститься, чувствовать себя комфортно, более уверенно, развивают наблюдательность и рассудительность к происходящему вокруг.
Например, «Сказочный теремок для зверей», где вместе обсудите из чего его можно сделать? Из каких материалов? Чем и как его можно украсить? Сделанную постройку можно в дальнейшем использовать для увлекательной игры и пересказа сказки. При таких занятиях дети имеют возможность применить свои знания, умения и навыки в различных видах деятельности, объединённых общей темой. Они поддерживают познавательный интерес, помогают найти применение полученных ранее знаний и умений на практике.
Необходимым условием для развития стойкого познавательного интереса у дошкольников является создание проблемно - поисковых игровых ситуаций. Именно они составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент. Для этого можно использовать такие проблемно – поисковые задания: для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какого цвета нужно выбрать изображения рыб, чтобы они «не потерялись» в воде? Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать аккуратно и быстро? Как сделать треугольник для крыши из прямоугольника? и т. д.
Также можно использовать в процессе продуктивных видов деятельности исследовательский метод обучения как средство развития познавательной активности у дошкольников. Например, что можно сделать из куска бумаги? Детям нравится проводить совместные опыты: «Угадай на ощупь», «Превращения» на выявление свойств и качеств различных предметов и материалов.
Следует отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание больше узнать, обогащают яркими образами окружающего мира. При этом дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.
Таким образом, при правильной организации воспитательно-образовательного процесса аппликация оказывает огромное влияние на повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, способствует всестороннему развитию личности воспитанников. Самое главное, что в подобного рода творческой атмосфере ребенок может развиваться гораздо быстрее и полноценнее, поскольку ребенок чувствует, что способности его востребованы, то есть, он нужен коллективу.
А.В. Луначарский писал: "Мы устроены так, что чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным, когда мы почувствуем его не только головой, но призовем к этому всю нашу нервную систему".