Просмотр содержимого документа
«Конструирование на участке ДОУ»
Конструирование из разных материалов на участке детского сада
Основные подходы к организации детской деятельности. Формы организации совместного детско-родительского творчества.
Дети с удовольствием занимаются конструированием и на прогулке, используя как разный природный материал — песок, снег, шишки, желуди, кору, коряги, бревна разных конфигураций, пни, листья, камешки и большие камни, солому, траву и др., так и другие материалы — бумагу, всевозможные упаковки, в том числе и картонные коробки разного размера, палки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки и т.п.
Площадь участка и сами материалы позволяют детям создавать конструкции более масштабных размеров, что способствует успешному переходу детей от организации малого пространства к освоению и организации большого. При этом их работа носит в основном коллективный характер.
Так, на ровной, слегка увлажненной поверхности песка дети могут выложить из камешков или ракушек разных размеров, форм и цвета большой «ковер» или целый город, в котором есть разные дома, улицы (по ним ездят машины), площадь с красивым фонтаном и т.п. (плоскостное конструирование).
Из влажного песка могут быть созданы объемные постройки: замки, мельница, крепость, ров с водой, река с мостом из бревнышек, по реке плавают суда, сделанные из пенопласта, коры, бумаги и т.п.
Из бумажной упаковки, картонных ящиков и трубочек от туалетной бумаги и туалетных полотенец мальчики сооружают города, крепости и заполняют их машинами, фигурками рыцарей и т.п., сконструированными из разных материалов, девочки обустраивают квартиры — делают мебель, кукол, убранство для них и т.п.
Соорудив из картонных ящиков зоопарк, дети размещают в нем разных животных больших и маленьких размеров: метрового жирафа, двухметровых змею и крокодила и т.п. Тематика таких конструкций может быть различной: космодром (ракеты, луноходы, космонавты, роботы, неземные существа и др.), джунгли (деревья, лианы, болота, крокодилы, Маугли и др.) и др. Объемных животных можно получать следующим образом — взрослый, сложив ватман вдвое и вырезав контур животного, предлагает детям его раскрасить, а затем набить мятыми газетами, после чего вместе с детьми скрепляет контур степлером.
Для создания крупных объемных фигур на участке можно также использовать и большие камни, из которых вначале складывают конструкцию (крокодил, змея, ящерица и т.п.), а затем полученная конфигурация разрисовывается красками. Такие каменные фигуры в специально выбранном месте участка (среди кустов, в траве, на песке, рядом с клумбой цветов и т.п.) служат хорошим украшением.
Конструирование на участке может продолжаться в течение нескольких недель. Дети постоянно совершенствуют уже сделанные поделки и добавляют новые в соответствии с разыгрыванием разных сюжетов, включающих выполненные детьми конструкции. Фон, на котором располагаются поделки (трава, песок, земля, деревянные доски и др.), усиливает общую идею, заложенную в коллективную многообразную композицию.
Тема композиций диктуется часто замыслом игры. Например, для магазина дети сооружают прилавок, весы; делают конфеты, упаковывая их в коробочки, разные овощи и фрукты и т.п.; для путешествия в Африку — джунгли, диких животных, оружие (стрелы, ружья), бинокли, маски от москитов и т.п. Задача педагога — подхватить общую детскую идею и помочь советом, а иногда и практически в целях ее реализации.
Важно создать условия для сохранения детских конструкций, а также для сбора и хранения необходимого материала на верандах.
Однако когда интерес детей к тому или другому сооружению угаснет, необходимо вместе с детьми аккуратно его разобрать, пришедшее в негодность отнести в мусорный ящик, а то, что еще может пригодиться (коряги, доски и др.), убрать. Сам акт такой уборки способствует не только поддержанию порядка на участке, но и проявлению уважения к детской деятельности, ее результатам.
Зимой дети с удовольствием конструируют из снега (конечно, в тех регионах, где снег выпадает в изобилии). Они создают конструкции как утилитарного, так и художественного характера.
Дети сооружают крепости, лабиринты, снежные горки и катаются с них на санках, лыжах; лепят снежки для игр. Традиционным зимним занятием является лепка снежной бабы с красным носом и метлой.
Дети вместе с воспитателем могут создавать и разные фигуры: животных, Снежную королеву, Бабу Ягу и других сказочных персонажей. Для этого из мягкого, хорошо поддающегося лепке снега вначале лепят большие глыбы, а затем лопаткой (путем убирания лишнего) создают ту или другую фигуру или снежные «кирпичи» для строительства замков, крепостей, домов и т.п. Фигуры, замки можно делать и цветными, заливая их подкрашенной водой.
В результате дети на практике знакомятся со свойствами снега, воды: снег пушистый и искристый при сильном морозе; мягкий и липкий, когда мороза нет или он совсем небольшой; вода на морозе замерзает, превращается в лед; облитая водой снежная скульптура становится ледяной.
Для успешной и интересной деятельности на участке детского сада необходимо активное участие творческих взрослых. Как показывает зарубежный опыт, этому способствует создание творческих мастерских для взрослых и детей.
Так, например, в Берлине в педагогическом университете «Дом Ф.Фребеля» студенты, будущие педагоги, имеют прекрасную возможность приобщиться к художественному творчеству. В хорошо оснащенной мастерской — с большими столами, подиумами разной высоты, манекенами, разными материалами (бумагой, красками, клеем, цветными бусинками, бисером, пуговицами и т.п.) и современными техническими средствами (клеевыми пистолетами, молотками, электродрелью и т.п.) — студенты под руководством художника-дизайнера овладевают разной техникой. Они создают маски и костюмы для карнавала и организуют его на площадях города; конструируют разные действующие светильники, делают оригинальные панно для украшения помещений университета и многое другое; работают с детьми в городском Доме творчества, принося туда свои уже готовые работы и делая новые. В Дом творчества приходят дети группами вместе с воспитателями и учителями.
В таком же направлении работают и в Финляндии, только в более широком контексте. Опишем несколько подробнее основные моменты работы, организованной художником А.Райхштейном в Центре детской культуры «Войпаала», который расположен в старинном поместье.
Круглый год в главном доме усадьбы организуют выставки произведений, созданных учащимися художественных школ, студентами-педагогами и художниками для детей. С мая по август устраивают специальные «мастерские» для детей, а в течение всего года — для педагогов по разным видам детской деятельности.
А.Райхштейн в мае каждого года проводит мастерские с участием взрослых и детей. Одна из таких мастерских была посвящена конструированию необычных животных из старых сломанных механизмов и предметов домашней обстановки. Студенты Института промышленных искусств в городе Хельсинки под руководством художника А.Райхштейна сконструировали множество необычных животных: бегемот-батут из старого дивана, утка из сумки и ботинка, лев из скамейки и дамской сумки, дракон из кровати, чемодана, посудных полок и ласт и др. А далее всех животных повезли в Войпаалу и разместили в главном доме усадьбы. У входа расположили динозавра, сделанного из водосточной трубы, бака и ковша, и гиппопотама — из ванны, чайника, коньков и ведра. Дети могли свободно залезать на сконструированные объекты и вовнутрь, что они и делали с большим удовольствием.
А далее дети вместе со взрослыми на огромной поляне конструировали из разных старых вещей, имеющихся у них под руками, новых необычных животных. Одни группы детей начинали, другие — продолжали, вкладывая свое видение и используя свои возможности. В результате многодневной работы большого количества разных групп детей и взрослых на поляне появились: летающий слон, ягуар, крокодилы, огромный ящер (из ржавого плуга, вентилятора и зонтика), гигантская лягушка (перекрашенный мусорный бак) и т.п.
На следующий год студенты вместе с художником построили большую машину — что-то вроде «вездехода-всюдулёта» — с пропеллером из лыж, приводившимся в движение старой швейной машинкой, с разными выдвигающимися и вращающимися частями. А приезжающие сюда дети с педагогами не только с удовольствием наблюдали работу этого необычного вездехода, но и практически изменяли его, добавляя кое-какие детали. В результате дети стали охотно развивать заданную в конструкции тему. Они строили самолеты, автомобили, танки, луноходы и т.п., старались сделать их работающими. Но такая тематика представляла больший интерес для мальчиков. А девочки сооружали кибитки, вагоны и занимались их благоустройством и украшением.
Проект следующего года объединял в себе архитектурное строительство, дизайн интерьеров, конструирование механизмов, моделирование людей и животных. Строился большой город с обитателями на большом пустынном дворе. Начало было положено взрослыми: собрали много старой мебели и мелкой утвари, сделали из песка две пересекающиеся магистрали. А далее дети вместе со взрослыми разработали план города и начали его застройку. Строили жилые дома, создавали внутренние интерьеры, административные здания и в соответствии с их функциональным назначением обустраивали помещения; придумывали название городу («Город бабочек»), улицам, площадям. В этом проекте было задействовано несколько сотен детей.
Очередной проект был посвящен созданию вещей, масок и одежды из природных и искусственных материалов. Дети и взрослые создавали свои произведения из перчаток, колготок, пакетов и других материалов, а потом прямо тут же, на естественной театральной сцене — на лужайке, на склоне холма, в лесу — разыгрывали придуманные ими сценки. Сюжеты и образы рождались с опорой на литературный опыт, на специфику материала и природного окружения.
Как можно заметить, такие необычные конструкции создаются теми же способами, что описанные нами ранее: комбинирование, многофункциональное использование одних и тех же предметов (и как основы, и как детали), наделение одних и тех же предметов разными смыслами (диван — мебель; диван — туловище слона) и т.п.
Однако выход за пределы помещения, крупномасштабное и крупногабаритное конструирование из самого различного материала, в том числе и вещей, выполнявших до этого определенные функции, — особое творческое освоение пространства. Дети имеют возможность использовать имеющийся у них опыт создания малого пространства путем его включения в большое; этому способствует и деятельность взрослых.
Объединение индивидуальных усилий каждого участника позволяет получить нестандартные конструкции (по размерам, функциональности, тематике и т.п.), имеющие огромную силу воздействия как на детей, так и на взрослых.
Такие мастерские, осуществляющие достаточно длительные по времени проекты, являются особой, отличной от традиционных, формой приобретения взрослыми участниками конструкторско-художественного опыта и способов взаимодействия как с детьми, так и между собой. Художник при этом только организатор: он предлагает тему, необычные материалы, иногда подсказывает идеи и активно сотрудничает со всеми как на этапе создания оригинальных образов, конструкций, так и на этапе их включения в более широкий контекст деятельности — игру, разыгрывание сюжетов сказок, фильмов и т.п.
Несомненно, что каждая страна имеет свои традиции проведения с детьми такого рода работы за пределами образовательного учреждения. Однако и в нашей стране в настоящее время можно было бы организовывать широкомасштабную моделирующе-конструкторскую деятельность с использованием разных материалов на участке детского сада и за его пределами. С этой целью можно объединить усилия нескольких учреждений. Такое взросло-детское сотрудничество вместе с другими педагогами и родителями могли бы организовать так называемые «предметники», работающие почти в каждом учреждении (художники изостудий, актеры, спортсмены, музыкальные работники и др.). Причем дети, у которых в результате целенаправленного обучения сформировано конструирование как универсальная умственная способность к творческому построению собственной деятельности, готовы к такому типу сотворчества. Взрослым же предстоит над собой поработать! Им необходимо научиться радоваться вместе с детьми, быть свободными в поиске решений, ценить не только результат, но и процесс творчеств