5.Слушание музыкальных произведений «Капелька» (Орфоркестр), «Аквариум» К. Сен-Санса.
6.Разучивание стихотворения «Подводное царство» Т. Коти.
Ход деятельности:
Звучит песня «Солнечная капель», дети под нее входят в зал и останавливаются в кругу, здороваются с гостями песенкой.
(Слайд 1. На экране появляется Весна)
Педагог: Ребята, обратите внимание на картину, как вы думаете, какое время года изображено на ней?
Дети: Весна!
Педагог: По каким признакам вы догадались, что это Весна? (дети говорят)
А какое стихотворение подходит к этой картине? (чтение стихотворения)
К нам Весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами.
Темные проталинки по полям видны,
Видно очень теплые ноги у Весны.
(в зал входит Капелька под звук колокольчика, она плачет)
Педагог: Посмотрите, Капелька плачет, наверное, у нее что-то случилось?
Капелька: Я отстала от своих подружек и теперь не знаю, как мне найти дорогу к своей семье, к другим капелькам.
Педагог: Ребята, а вы хотите помочь Капельке? Дети: Хотим!
Капелька: Здорово! Спасибо вам, дети! Тогда превращаемся в капелек. И отправляемся в путь!
(звучит музыка превращения, дети надевают на себя капельки – медальки)
Педагог: Слушайте первое задание-
Придумать к танцу «Привет» новое весеннее приветствие. Например, вместо слова «Привет» спеть песню весенней капели. Сегодня вы зашли на наше занятие под песню «Солнечная капель», какую песенку там пели капельки?
Дети: Динь-дон!
Педагог: А как еще могут спеть капельки!
Дети придумывают (кап-кап, тук-тук, бум-бум и т.д.)
Педагог: Итак, танцуем 3 проведения танца:
1-й раз поем «Динь-динь».
2-й раз поем (дети предлагают) «Бум-бум»,
3-й раз поем (например) «Кап-кап».
Танец «Привет» (3 проведения) (капелька хлопает в ладошки)
Педагог: Капелька рада, что мы справились с первым заданием, и мы идем дальше. Весной появляется много звуков, давайте и мы «позвучим», а поможет нам в этом игра «Всяк играет и поет».
Музыкально-дидактическая игра «Всяк играет и поет»
(Дети подходят к столикам и выбирают любой музыкальный шумовой инструмент из предложенных и садятся на ковер, на колени)
Дети поют песенку, ведущий ходит между ними и к окончанию песни останавливается лицом к любому из детей, все пропевают его имя и он на своем инструменте исполняет «соло», по окончании придуманной им мелодии меняются с ведущим местами и сам становится ведущим. (Играем 5-6 раз и в заключение игры исполняем песенку еще раз и все играют вместе на своих инструментах).
Всяк играет и поет, всюду музыка живет!
Всяк играет и поет всюду музыка живет!
….(имя)… пусть теперь начнет!
(капелька хлопает в ладоши и слышен звон колокольчика)
Педагог: Капелька рада, что мы вместе справились и с этим заданием, идем дальше. Весной просыпается вся природа: и деревья, и животные, и насекомые.
Давайте вспомним нашу песенку про божью коровку.
Попевка «Божья коровка»
1.В общем кругу со звучащими жестами.
2. «Канон» в 2 кругах.
3. «Канон» в 4 кругах.
4. Каждый кружок придумывает новые, свои звучащие жесты к этой песенке и по очереди исполняет их.
(капелька опять хлопает в ладошки)
Капелька: Молодцы! Здорово справились!
(звучит фрагмент музыки «Капелька» в исполнении Орфоркестра)
Педагог: Ребята, вы слышите, что это за музыка звучит?
Дети: Музыка называется «Капелька», ее придумали музыканты из Орфоркестра.
Педагог: Здорово, ведь она нам укажет дорогу к подругам Капельки и если мы, пройдем путь вместе с этой музыкой, то мы, конечно же, найдем где они.
Садитесь подружней, и будем вспоминать «Историю Капельки». Итак. Пришла Весна, пригрело солнышко, снег начал таять. (Ребенок продолжает) появилась Капелька и спрыгнула с крыши, а рядом спрыгнули с крыши еще много-много капелек и появился ручеек и побежал по дорожке. (Продолжает другой ребенок). По пути к ручейку присоединялось все больше и больше капелек, он становился все больше и шире и прибежал ручеек в большую реку. Долго капельки плыли вместе с большой рекой и наконец, доплыли до широкого и просторного моря и стали качаться на волнах и веселиться. Они были дома.
Педагог: Молодцы! А теперь мы должны весь этот путь показать капельке движениями и привести ее к морю. Давайте посоветуемся, как мы будем двигаться и еще ведь надо, чтобы все наши движения соответствовали музыке.
Вот, к примеру, в самом начале, как двигаются капельки?
Дети: Прыгают!
Педагог: Они сразу все прыгают?
Дети: Нет, сначала по очереди, а потом уже все вместе.
Педагог: А теперь попробуем это сделать и для удобства сядем на стульчики. Одна капелька спрыгнула с крыши - Прыг! (ребенок подпрыгивает со стульчика и так по очереди все дети, в заключении все капельки прыгают). Ребята, а как же нам изобразить, показать движение ручейка? (выслушиваем предложения детей, изображаем ручеек) Предлагайте, как нам изобразить широкую реку? (слушаем предложения детей и проделываем движения). А как же нам показать море? (опять слушаем все предложения и выполняем).
Присаживайтесь ребята. Сейчас артисты исполнят спектакль «История капельки». (Звучит музыка «Капелька»)
Спектакль «История Капельки»
(Слайд 2. На фоне моря прыгает капелька со своими подружками)
Капелька: Ура! Я нашла свою семью и встретилась со своими подружками. Я хочу поблагодарить вас за помощь. Хотите побывать на морском дне. Хотите? Тогда ныряем! (делают движение пловца)
Игра «Подводное Царство» музыка К. Сен-Санса, Стихи Т. Коти.
Подводный лес качается,
Как будто на ветру. (показывают
Здесь сумрачно, таинственно водоросли)
И в холод и в жару.
Перламутровые струйки,
Разноцветные чешуйки, (показывают рыбок)
Рыбки-бабочки порхают,
Словно звездочки сверкают.
Несказанной красоты
В море выросли цветы, (показывают Анемоны)
Но цветы те не простые-
Лепестки у них живые.
Мурена, барракуда
Куда плывут, откуда? (показывают хищных рыб)
Смешная каракатица
По дну тихонько катится. (идут задом - наперед)
Звезды в небе высоко, (показ вверх)
Звезды в море глубоко. (показ в пол, растягивая фразы)
Там сияют, здесь сверкают, (показ вверх, вниз)
А достать их нелегко. (движение отрицания) (2 последние строки повторить 2 раза)
Подводный лес качается
Как будто на ветру, (показывают водоросли)
Здесь сумрачно, таинственно
И в холод, и в жару.
Капелька: Я дарю вам на память фигурки морских животных, но обратите внимание - они разного цвета. Прошу вас выбрать: красную - если вы все задания выполняли правильно, синюю - если не все получилось, желтую - если совсем ничего не получалось. (Дети выбирают фигурки).
Педагог: Катя, почему ты выбрала красную фигурку?
Педагог: Алеша, почему ты взял синюю фигурку?
Педагог: Пришла пора проститься!
До свидания, Капелька!
(звучит музыка превращения и дети снимают медальки-капельки)
Педагог: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Посмотрите у нас еще много подарков Капельки, давайте мы их вручим нашим гостям на память о нашей встрече. (Дети раздают сувениры, прощаются песенкой и покидают зал под песню «Солнечная капель»).
Литература:
1.«Играем в музыку» Е.В.Бояркова «Музыкальный руководитель» №4, 2009 г.
2.«Интеграция в творчестве» Т. Доронова «Обруч» №3, 2011г.
3.«Радость приобщения к творчеству» Н.А. Горяева
4.«Музыкальный руководитель»№ 5, 2007 г.
5.«Голубая мечта» Т.Э.Тютюнникова. Москва. 2015 г.
6.«Сундучок с бирюльками» Т.Э.Тютюнникова (музыкальные игры)