Конспект образовательной деятельности "Сказочная страна"
Конспект образовательной деятельности "Сказочная страна"
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, (русским народным сказкам и театрально-игровой деятельности), воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи:Закрепить в памяти детей знакомые русские народные сказки, учить узнавать их по фрагментам, по загадкам, иллюстрациям и т.д.
Учить образовывать слова прилагательные от слов существительных, обогащать словарный запас, вживаться в художественный образ.
Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи, творческое воображение, память.
Поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности, учить вступать во взаимодействие с партнером, в подгруппах.
Воспитывать желание оказать помощь, доброту, любовь к русскому фольклору.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности "Сказочная страна" »
МБДОУ детский «Березка» Саратовской области р.п. Самойловка
Конспект образовательной деятельности по познавательному
и речевому развитию в старшей группе
«Сказочная страна»
Разработала:
воспитатель Носко Юлия Викторовна
2015 год
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, (русским народным сказкам и театрально-игровой деятельности), воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи:Закрепить в памяти детей знакомые русские народные сказки, учить узнавать их по фрагментам, по загадкам,иллюстрациям и т.д.
Учить образовывать слова прилагательные от слов существительных, обогащать словарный запас, вживаться в художественный образ.
Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи, творческое воображение, память.
Поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности, учить вступать во взаимодействие с партнером, в подгруппах.
Воспитывать желание оказать помощь, доброту, любовь к русскому фольклору.
Предварительная работа:знакомство детей с русскими народными сказками, народными мелодиями, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, разгадывание загадок, настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности», просмотр мультфильмов, беседы на нравственные темы, заучивание стихов, поговорок о добре и дружбе, чтение сказки по ролям, театрально – игровая деятельность. Методы и приемы: -наглядные (презентация, иллюстрации, куклы); - словесные (беседа о сказках, загадки о сказках, анализ сказок); - игровые (игра «Собери сказку», игра «Помогите!»; - трудовые (работа с куклой);
Оборудование: интерактивная доска, музыкальный центр, ширма для показа кукольного спектакля, мольберты, столы, сундучки.
Материал: презентация, аудио запись, пазлы, заготовки из носков, вата, глазки разных размеров, шерстяные нити разных цветов, собранные в разные прически, кусочки ткани, тесьма, бантики, цветная самоклеющаяся бумага.
Музыкальный зал украшен в сказочном русском стиле.
Сказочница.
Ой, вы гости дорогие, все как будто бы родные!
Рада я, что вы пришли, для нас времечко нашли!
Будут здесь у нас забавы, представление на славу,
Мы потешить вас спешим, может быть и рассмешим.
Это присказка читается, сказка только начинается.
За лесами, за морями, за высокими горами
Не на небе, на земле, наяву, а не во сне
Стоит город небольшой, а народ в нем озорной.
(под музыку дети заходят в зал)
Сказочница.Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас в моей сказочной стране, где живут герои разных сказок. Они живут дружно, уважают и помогают друг другу. Ребята, а вы любите сказки?
Ответ детей
Сказочница. Когда мы попадаем в сказку, мы понимаем, что сказки бывают разные веселые и грустные, страшные и смешные, а как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она…чудесная; есть волшебство, то... волшебная; есть добро, то … добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то ... загадочная; есть мудрость, то … мудрая и т.д
Я хочу проверить, как хорошо вы знаете сказки.
Здесь экран волшебный есть, Сказок тут не перечесть!
Вот чудесная тропа,
Загляните-ка сюда.
В путешествие по сказкам
Мы отправимся друзья. У меня есть волшебная книга, но чтобы она показала нам сказку, надо сказать такие слова: Чудо чудное явись,
Сказка в книге покажись!
(На интерактивной доске (можно просто презентацию) листается книга и останавливается на первой сказке.)
У Аленушки-сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
Сказочница.Скажете, как называется сказка? Какие персонажи живут в этой сказке?
Давайте попросим книгу показать нам другую сказку:
Чудо чудное явись,
Сказка в книге покажись!
(Листается книга и останавливается на второй сказке)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.(Емеля «По щучьему велению»)
Сказочница.Как зовут этого героя?
Вспомните, а как называется сказка? Какие чудеса происходят в этой сказке?
Молодцы!
Ребята попросим книгу еще показать сказку:
Чудо чудное явись,
Сказка в книге покажись!
(листается книга и останавливается на третьей сказке)
Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей. Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)
Сказочница.А эта, как называется эта сказка? Каких героев мы встречаем в этой сказке?
Какие вы умницы!
Скажете, а кто придумал эти сказки?
(Русский народ)
Сказочница.Верно. Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас.
Русский народ сочинил много разных сказок. В сказках происходят чудеса:
- разговаривают животные и растения,
( Слайд с изображением сказочных животных из знакомых сказок)
- оживают предметы,
(Слайд с изображением сказочных переметов – Лапоть, Сапоги – скороходы, скатерть- самобранка, метла, соломинка, избушка на курьих ножках и т.д) после появления персонажа дети называют предмет и желательно сказку),
- появляются необычные, странные, придуманные сказочные герои такие как: (Змей Горыныч, Баба Яга, Леший, Домовой, Кикимора. Водяной и др.)
(Слайд с изображением сказочных персонажей, после появления персонажа дети называют героя и желательно сказку)
Сказочница.
Был Кощей вчера в гостях Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал, Сказки все он наши спутал, Пазлы вы должны собрать Сказку русскую назвать!(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее).Ребята разделитесь на две команды и подойдите к мольберта
Сказочница.Посмотрите, вон по тропинке к нам катится волшебный клубочек.(На интерактивной доске)Клубочек вкатывается в зал, дети находят Клубочек под елочкой: «Помогите!»
(Проводится игра «Помогите!».Аудио запись просьбы о помощи персонажей из сказок.
«Помоги, спаси Аленушка! Помоги, спаси родимая! Я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)Сказочница.Кто просит помощи? А из какой сказки?«Помогите, У-у-у у меня оторвался хвост и остался в проруби!» («Лисичка сестричка и серый волк»)Сказочница.А сейчас кто нас просит о помощи? Как называется эта сказка? «Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)Сказочница.Как вы думаете, из какой сказки этот герой?Сказочница.Правильно вы отгадали сказочных героев и название сказок. Давайте посчитаем: (Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»).
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
«Рукавичка», «Теремок»,
«Колобок» – румяный бок.
Есть «Снегурочка» – краса,
«Три медведя», «Волк и лиса».
Не забудем «Сивку-Бурку»
Нашу вещую каурку.
Про «Жар-птицу» сказку знаем.
«Репку» мы не забываем.
Знаем волка и козлят
Этим сказкам каждый рад.
Сказочница.Сказочные герои не только умеют разговаривать, они очень красиво поют и танцуют. Я приглашаю вас в русский хоровод.
(Исполняется хоровод (заводит сказочница или дети исполняют самостоятельно) Слайд с хороводом)
Сказочница.
Молодцы ребята, хороший хоровод получился. Помните, перед Новым годом мы с вами сказку сочинили, она подучилась доброй и интересной. А ведь сказки можно не только читать и рассказывать, сказку можно и показать. Как вы думаете, если мы хотим показать свою сказку в театре, что для этого нужно?
Дети: Сказочные герои или куклы.
Сказочница. Правильно. Я вам раскрою тайну: мои помощницы Василисы уже начали делать кукол, но не успели довести дело до конца и я прошу у вас помощи. Вы, согласны? Выберите себе друга, с которым вам хотелось вместе работать. Присаживайтесь за рабочие столы.
Посмотрите, какая получилась у меня кукла. Как вы думаете, из чего она сделана?
Ребята это обыкновенный носок! Открывайте сундучки. Перед вами лежат заготовки для театральной куклы из носка: носки; глазки разных размеров; шерстяные нити разных цветов; ленты; резинки; бантики; клей; цветная самоклеющаяся бумага. Наденьте на руку носок и добавьте не достающие детали. (Дети работают в парах)
Вот какие молодцы! Какие замечательные у вас получились театральные куклы!
Сказочница. Подойдите, пожалуйста, ко мне Мы хорошо поработали.
Вот все герои собрались и сейчас мы покажем сказку. Но героев у нас меньше
и нам необходимо решить, кто сейчас будет играть куклой спектакль, а кто будет исполнять роль в следующем показе. Давайте поступим так, у кого кукла на руке тот играет сегодня, а вы тоже не останетесь без дела. Я приготовила вам декорации для нашего спектакля (детям раздаются декорации: солнышко, облачко, бабочка, птичка и др.)
Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я
В театр кукол и зверят,
Для девчат и для ребят!
А сейчас самый торжественный момент Вашему вниманию наша сказка
Заиграла музыка, сказочница читает сказку, дети исполняют роли, придумывая и обыгрывая образ своего героя.
(ширма для театрализованного представления стоит на столе перед интерактивной доской, на которой изображен сказочный лес (картинка по замыслу сказки (необходимо подобрать несколько слайдов, часто встречающихся в сказках) сказка придумывается в диалогической форме, воспитатель предлагает стержень сказки, давая возможность детям для импровизации.)
Текст (стержень) нашей сказки.
Действующие лица:
Девочка Машенька,
Щенок,
Лягушка,
Котенок,
Утенок,
Бычок,
Корова.
На опушке леса, около озера стоял маленький домик. В нем жила девочка Маша с мамой и папой. Родители очень любили свою дочку и учили быть доброй и отзывчивой. Но у Машеньки не всегда это еще получалось.
Однажды пошла Машенька в лес за земляникой, по небу плыли облака, светило яркое солнышко, пели птички. Машенька бежала по тропинке и увидела Щенка по прозвищу… (Дружок), он лежал на травке и плакал.
Маша- Что ты плачешь?
Щенок – У меня болит лапа, я играл, бегал за бабочкой, прыгнул на пенек, и мне в лапу вонзилась заноза. Я не могу никак её вытащить, помоги, пожалуйста.
Маша – Хорошо я тебе помогу, но сначала я наберу ягод.
Лягушка …(Квакша) сидела кочке в камышах и наблюдала за Машей.
Квакша – Не правильно ,Маша ,делаешь, надо помочь Дружку
Маша– Успею!
Маша побежала по тропинке дальше . У большой лужи лежал мокрый котенок …(Кузя)
Маша– Ты что такой мокрый?
Кузя– Мы с кузнечиком играли в догонялки, кузнечик перепрыгнул лужу, а я не смог. Мне очень холодно, укрой меня, пожалуйста платком.
Маша– Мне платочек самой нужен, я им корзинку от солнышка накрывать буду.
Побежала Машенька дальше.
Квакша – Маша ты не права, помоги котенку.
Маша– Успею!
На берегу озера в ямке пищал маленький утенок
Утенок –Кря-кря–кря. Маша помоги мне выбраться из ямки. Моя мама с братьями уже на озере, мне надо их догнать, а то я заблужусь и не попаду домой.
Маша– Сейчас я помогу, только ягод наберу.
Квакша –Ай- я – яй! Маша помоги!
На опушке леса стоял маленький, грустный бычок … (Боря)
Маша– Ой, какой красивый бычок. Почему ты такой грустный?
Бычок – Я потерял колокольчик, и мама не может меня найти.
Маша– А какой у тебя был колокольчик?
Бычок –Звонкий, на красивой ленточке.
Маша–А случайно не этот?
Бычок –Да, это мой колокольчик
Маша– На держи!
Бычок – Спасибо!
Звенит колокольчик, появляется корова.
Корова –Спасибо тебе Машенька, что помогла найти моего бычка. Ты такая добрая, наверно ты всем помогаешь? Му- у-у
Машеньке стало стыдно. Поставила она корзинку и побежала обратно по тропинке к дому.
Маша– Утенок дай мне крылышко, я помогу тебе вылезти из ямки.
Утенок-Спасибо Машенька!
Маша–Кузя давай я тебя в платочек укутаю, чтобы ты согрелся.
Кузя-Спасибо Машенька!
Подбежала Машенька к Дружку
Маша–Не бойся, Дружок, дай мне лапу. Я тебе занозу вытащу.
Дружок- Спасибо Машенька!
Квакша-Вот теперь ты Машенька, молодец! Так всегда надо поступать, друзей из беды выручать!!!
(Дети выходят на поклон песня о дружбе)
Сказочница. Молодцы, ребята! Какую замечательную сказку вы нам показали!
Ребята, скажите, пожалуйста, в гостях у каких сказок мы побывали (дети вспоминают названия сказок).
Ну вот, ребята, много сказок мы с вами вспомнили. Скажите, чему же нас учат сказки? Ответы детей. Сказочница: Правильно, они учат нас доброте, дружбе, трудолюбию, состраданию!
Вам понравилось в сказочной стране? А что понравилось больше всего?
Ответы детей
Верить в сказку – это счастье,
И тому, кто верит
Сказка обязательно отворит все двери.
Сказочница: Я очень рада, что вам понравилось в сказочной стране. На память я вам дарю этих кукол и надеюсь, что вы еще не раз вернетесь в эту сказочную страну. До свидания, мои маленькие друзья.